Основные этапы развития психологической науки

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. анима — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

В философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо материализма. Материалисты-философы древ­ности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоя­щее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Древнегреческий философ-идеалист Платон (427-347 гг. до н.э.; ученик и последователь Сократа) считал, что душа — это что-то божественное, существует прежде, чем вступает в соеди­нение с телом. Душевные явления подразделяются им на разум, мужество (воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделе­ние — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целост­ность душевной жизни человека.

Философ Аристотель в трактате «О душе» вы­делил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Он отрицал взгляд на душу как на вещество и не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (жи­вых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живо­го тела, причина и цель всех его жизненных функций.

В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру.

С XVII века в связи с развитием естественных наук с помо­щью опытно-экспериментальных методов изучаются законо­мерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Р. Де­карт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «Тело по своей природе всегда делимо, тог­да как дух неделим». Это дуалистическое учение породи­ло проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее - в понятие «Сознание».

Попытку «соединить» тело и душу человека предпринял голландский философ Спино­за (1632-1677): нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716) ввел по­нятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные же­лания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким фи­лософом XVIII века X.Вольфом. Основной принцип: наблюдение за конкретными психическими явлениями, их клас­сификация и установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Д.Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к вос­приятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека наполняется идеями, начинает мыслить. Локк ввел понятие «ассоциации» - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Выделение психологии в самостоятельную науку про­изошло в 60-х гг. XIX века, связано оно с созданием специаль­ных психологических лабораторий и институтов, а также с внедрением эксперимента для изучения психичес­ких явлений. Немецкий ученый В.Вундт (1832-1920) в 1879г. в Лейпциге открыл первую в мире эксперимен­тальную психологическую лабораторию. По мнению Вундта, «Психология – это наука о структурах сознания» (структуралистский подход). Использовался метод интроспек­ции, самонаблюдения. В 1885г., В.М.Бехтерев организовал подобную лабо­раторию в России. К 20-м гг. XX в. пси­хология сознания практически перестала существовать.

Функционалистский подход. Американский психолог У.Джеймс изучал функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспо­собиться к различным ситуациям, либо повторяя уже вырабо­танные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от об­стоятельств, либо осваивая новые действия. Джеймс отразил в понятии «поток сознания» — процесс дви­жения сознания, непрерывное изменение его содержаний и со­стояний.

Основоположником отечественной научной психологии, считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку: они берут начало во внешнем воздействии, продол­жаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Главная заслуга Г.И. Челпанова (1862-1936) состо­ит в создании в России психологического института (1912). Экс­периментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857-1927). Усилия Я.П. Павлова (1849-1936) были направ­лены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы повлияли на понимание фи­зиологических основ психической деятельности.

Бихевиористский подход. Американский психолог Джеймс Д. Уотсон провозгласил в 1913 г.: «психология — это наука о пове­дении», а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии. Заслуги бихевиоризма: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдае­мых реакций, действий, процессов; открытие закономерностей научения, образования навыков. Недостатки: сближение психики живот­ных и человека, игнорирование процессов сознания, самоопределения личности.

«Гештальтпсихология» возникла в Германии. Т. Вертгеймер и К. Левин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных струк­тур (гештальтов). Понятие о гештальте (от нем. «форма») зародилось при изуче­нии сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования ком­понентам. Например, хотя мелодия при ее испол­нении в различных тональностях и вызывает различные ощуще­ния, она узнается как одна и та же.

В начале XX века в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важ­ных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы пси­хики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и другие. Однако его ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А.Адлер), либо коллективное бес­сознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К.Хорни, Г.Салливен и Э.Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен), влия­ния соцэкономической структуры общества (Фромм).

Представители когнитивной психологии У.Найссер, А.Пайвио отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (лат.- знание). Для них главным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.

Гуманистическая психология — ее виднейшие предста­вители Г.Оллпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мэрфи, К.Роджерс, А.Маслоу предметом психологических исследований счита­ют здоровую творческую личность человека. Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, росту конструктивного начала человеческого «Я». В.Франкл, автор концепции логотерапии, отмечает, что при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку. Духовная (христианская) психология, находя неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему.

Значительный вклад в развитие психологии вне­сли отечественные ученые Л.С. Выготский (1896-1934), А.Н.Леонтьев (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я.Галь­перин (1902-1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, речь, логическая память, произвольное внимание), заложил основы культурно-исторической концепции психичес­кого развития человека. А.Н. Леонтьев провел исследования, раскрывающие механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Р. Лурия уделял внимание проблемам мозговой ло­кализации высших психических функций и их нарушений. П.Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: