Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. анима — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
В философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо материализма. Материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
Древнегреческий философ-идеалист Платон (427-347 гг. до н.э.; ученик и последователь Сократа) считал, что душа — это что-то божественное, существует прежде, чем вступает в соединение с телом. Душевные явления подразделяются им на разум, мужество (воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.
Философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Он отрицал взгляд на душу как на вещество и не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций.
В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру.
С XVII века в связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов изучаются закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Это дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Понятие «Душа» стало превращаться в понятие «Разум», а позднее - в понятие «Сознание».
Попытку «соединить» тело и душу человека предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677): нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Немецкий философ Г.Лейбниц (1646-1716) ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века X.Вольфом. Основной принцип: наблюдение за конкретными психическими явлениями, их классификация и установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Д.Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека наполняется идеями, начинает мыслить. Локк ввел понятие «ассоциации» - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX века, связано оно с созданием специальных психологических лабораторий и институтов, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Немецкий ученый В.Вундт (1832-1920) в 1879г. в Лейпциге открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. По мнению Вундта, «Психология – это наука о структурах сознания» (структуралистский подход). Использовался метод интроспекции, самонаблюдения. В 1885г., В.М.Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. К 20-м гг. XX в. психология сознания практически перестала существовать.
Функционалистский подход. Американский психолог У.Джеймс изучал функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия. Джеймс отразил в понятии «поток сознания» — процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний.
Основоположником отечественной научной психологии, считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Главная заслуга Г.И. Челпанова (1862-1936) состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М. Бехтерев (1857-1927). Усилия Я.П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.
Бихевиористский подход. Американский психолог Джеймс Д. Уотсон провозгласил в 1913 г.: «психология — это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной психологии. Заслуги бихевиоризма: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий, процессов; открытие закономерностей научения, образования навыков. Недостатки: сближение психики животных и человека, игнорирование процессов сознания, самоопределения личности.
«Гештальтпсихология» возникла в Германии. Т. Вертгеймер и К. Левин выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Понятие о гештальте (от нем. «форма») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам. Например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же.
В начале XX века в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и другие. Однако его ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А.Адлер), либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.
Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались К.Хорни, Г.Салливен и Э.Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен), влияния соцэкономической структуры общества (Фромм).
Представители когнитивной психологии У.Найссер, А.Пайвио отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (лат.- знание). Для них главным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.
Гуманистическая психология — ее виднейшие представители Г.Оллпорт, Г.А.Мюррей, Г.Мэрфи, К.Роджерс, А.Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек открыт миру, наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, росту конструктивного начала человеческого «Я». В.Франкл, автор концепции логотерапии, отмечает, что при отсутствии или потере интереса к жизни человек испытывает скуку, предается пороку. Духовная (христианская) психология, находя неправомерным ограничение предмета психологии явлениями душевной жизни, обращается к области духа. Дух есть сила самоопределения к лучшему.
Значительный вклад в развитие психологии внесли отечественные ученые Л.С. Выготский (1896-1934), А.Н.Леонтьев (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я.Гальперин (1902-1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, речь, логическая память, произвольное внимание), заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. А.Н. Леонтьев провел исследования, раскрывающие механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А.Р. Лурия уделял внимание проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. П.Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий.