Психика и организм, мозг и психика

Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Проблема может ставиться так: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат? Нервная система является одним из органов психики. Тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов. Особое значение для психической деятельности имеют следу­ющие особенности человеческого организма: возраст, пол, стро­ение нервной системы, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности. Нервная система — центр деятельности все­го организма (табл.2)

.

Таблица 2. Главные функции нервной системы

Передача информации Интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции
Эта функ­ция принадлежит периферичес­кой нервной системе и связанные с нею рецепторы (чувствитель­ные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы) Эта функ­ция принадлежит ЦНС и включает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до сложных мыслительных опе­раций на уровне высших отделов мозга

 

Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного мозга и различных структур голов­ного мозга. Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические на­рушения в функционировании организма и психики. Мозг человека – первоисточник сознания, он хранитель и преобразователь сенсорной и социокультурной информации, формирующейся при взаимодействии человека с внешней средой.

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и орга­низма человека с психическими явлениями и поведением, внес И.М.Се­ченов. Его идеи развил И.П.Павлов, открывший явление условно-рефлекторного научения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: