Психика — это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.
Проблема может ставиться так: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат? Нервная система является одним из органов психики. Тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов. Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности. Нервная система — центр деятельности всего организма (табл.2)
.
Таблица 2. Главные функции нервной системы
|
|
Передача информации | Интеграция и переработка получаемой информации и программирование наиболее адекватной реакции |
Эта функция принадлежит периферической нервной системе и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы) | Эта функция принадлежит ЦНС и включает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга |
Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании организма и психики. Мозг человека – первоисточник сознания, он хранитель и преобразователь сенсорной и социокультурной информации, формирующейся при взаимодействии человека с внешней средой.
Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями и поведением, внес И.М.Сеченов. Его идеи развил И.П.Павлов, открывший явление условно-рефлекторного научения.