Тема III. Психология познавательных процессов

1. Ощущение. Свойства ощущений.

2. Сущность и основные качества восприятия. Нарушение восприятия.

3. Внимание. Основные свойства. Развитие внимания.

4. Память. Мнемические процессы. Виды памяти. Нарушение памяти.

5. Мышление. Виды мышления. Интеллект.

6. Воображение. Творчество.

7. Представление.

8. Речь как способ оформления мысли, образа.

1. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств. Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир «проникает» в сознание человека, это источник всех наших знаний о реальной действительности. Они получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг. Возникает адекватное отражение окружающего мира или состояния организма. Ощуще­ния — объективны, в них всегда отражен внешний раз­дражитель, субъективны, поскольку зави­сят от состояния нервной системы и индивидуальных особеннос­тей.

Английский физиолог Ч. Шеррингтон предложил следующую систематическую классификацию основных видов ощущений:

1. Экстероцептивные: дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, температурные, тактильные, осязательные);

2. Интероцептивные: органические ощущения, ощущения боли;

3. Проприоцептивные: ощущение равновесия, ощущения движения.

Экстерорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Интерорецепторы находятся во внутренних органах и отражают их состояние. Проприорецепторы расположены в мышцах и связках, они дают информацию о движении и положении тела.

Общие свойства ощущений:

· Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Например, слуховые – высота, тембр; зрительные – яркость, насыщенность.

· Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

· Длительность ощущения – временная его характеристика, определяемая временем действия раздражителя.

· Пространственная локализация: дистантные рецепторы дают нам сведения о расположении источника раздражения в пространстве, контактные рецепторы конкретизируют точку приложения раздражения на поверхности тела.

Минимальную величину раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называют абсолютным порогом ощущений.

Синестезия – способность раздражителя, воздействующего на один анализатор, вызвать ощущение в другом анализаторе (например, ощущение кислого при виде лимона).

Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения.

Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. При действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей – уменьшается.

2. Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в дан­ный момент на органы чувств. В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, явления. Поэтому необходим познавательный процесс более высокого уровня – процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств.

Всякое воспри­ятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по син­тезу целостного образа.

Зависимость восприятия от содержания психической жиз­ни человека, от особенностей его личности носит название аппер­цепции.

Свойства восприятия:

· Предметность (мир воспринимается в форме отдельных предметов),

· Целостность (образ воспринимаемых предметов мысленно достраивается до некоторой целостной формы),

· Константность (мы воспринимаем окружающие предметы как относительно посто­янные по форме, цвету, величине и т.п.),

· Структурность (восприятие не является суммой ощущений, мы воспринимаем абстра­гированную из этих ощущений обобщённую структуру),

· Осмысленность (восприятие связано с пониманием сущности предметов),

· Избирательность (восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «что это такое?»),

· Категориальность (каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу).

Нарушение восприятия. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным вне­шним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет. Звуки оглуша­ют. Видения могут быть подвижными или неподвижными, не­меняющегося содержания (стабильные галлюцинации) и посто­янно меняющиеся в виде разнообразных событий (сценоподобные галлюцинации). Выделяют псевдогаллюцинации: образы проецируют­ся во внутреннее пространство: «голоса звучат внутри головы».

От галлюцинаций следует отличать иллюзии – ошибоч­ные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибоч­но, — главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и парейдолические.

Аффективные (аффект — кратковременное, сильное эмоцио­нальное возбуждение) иллюзии обусловлены страхом или тревожным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а прохожий – насильником и убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии со­держания реально происходящих разговоров окружающих; че­ловеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, скрытые угрозы по его адресу. Парейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельно­сти. Обычные узоры на обоях, трещины на потолке воспринимаются как яркие картины, красочные панорамы.

Существует группа типичных зрительных иллюзий, которые возникают практически у всех людей в случае определенной структуры расположения зрительных стимулов (например, вер­тикальные линии кажутся длиннее, чем горизонтальные, хотя фактически длина их одинакова).

3. Внимание — это направленность и сосредоточенность созна­ния на каком-либо реальном или идеальном объекте, предпола­гающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Функции внимания: избирательность (активизирует нужные и тормозит не­нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей в организм информации), сосредоточенность (обеспечивает дли­тельную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности).

Виды внимания по активности человека:

- непроизвольное (сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя, не связано с участием воли);

- произвольное (сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятель­ности);

- послепро­извольное (внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется, возникает на основе интереса).

Свойства вни­мания:

· Концентрированность – показатель степени сосредото­ченности сознания на определенном объекте,

· Интенсивность – качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность созна­ния в целом,

· Устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внима­ния,

· Объем – показатель количества однородных стимулов, на­ходящихся в фокусе внимания (у взрослого человека 4 - 6 объектов, у ребенка не более 2-3),

· Распределение – способность сосредоточивать внима­ние на нескольких объектах одновременно, что дает воз­можность совершать несколько действий или следить за несколь­кими процессами одновременно,

· Переключение внимания – возможность достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Отвле­чение – непроизвольное отключение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Способность противостоять отвлекающим воздействиям назы­вается помехоустойчивостью.

4. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении про­шлого опыта, делающая возможным его повторное использова­ние в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память явля­ется важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание (табл. 3).

 

Таблица 3. Виды памяти

Виды памяти:
По объекту запоминания По степени волевой регуляции По длительности хранения в памяти По степени осмысленности
- образная, - словесно-логическая, - двигательная, - эмоциональная - непроизвольная - произвольная - кратковременная, - долговременная, - оперативная, - промежуточная - логическая, - механическая

 

Эффективность про­извольной памяти зависит от целей запоминания и от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: механическое дословное многократное повторение, логический пересказ, образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики), мнемотехнические приемы.

Теории памяти:

1. Ассоциативная теория (Г.Эббингауз, Г.Мюллер). В истории психологии с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым представления могут связываться друг с другом. Учение об ассоциации получило широкое распространение в ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У.Джемс, Г.Спенсер). По И.П.Павлову, ассоциации – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Принципы ассоциации по: смежности, подобию, контрасту, временной близости, пространственной близости.


2. Гештальт теория памяти - при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов.

3. Смысловая теория памяти - утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в смысловые структуры (А. Бине, К. Бюлер).

4. Информационно-кибернетическая теория - память выступает как вид психической деятельности, включающий систему действий, подчиненных решению мнемонической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. (А.Н.Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А.Смирнов и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: