И вновь о потребностях «Я»

Вы определили уровень вашей уверенности в себе. А те­перь давайте посмотрим на вопросы этого теста с другой точ­ки зрения. В пунктах теста, как вы поняли, описаны ситуа­ции, в которых уверенные и неуверенные люди ведут себя по-разному. Вопрос такой: какие притязания (другими словами, какие задачи, поставленные перед собой) или какие задачи, поставленные жизнью, выражены в каждой ситуации? Второй вопрос: каким образом здесь выступает самооценка, оценка своих возможностей? Проще говоря, я прошу вас проанализировать ситуации теста с точки зрения определения уверен­ности в себе из «Психологического словаря».

Я думаю, что вы пришли к достаточно очевидному выводу: все ситуации связаны с потребностями «Я», о которых мы го­ворили, — потребностью в чувстве собственной ценности (т. е. самоуважении и уважении со стороны других), потребнос­тью в целостности «Я» и в сохранении контроля над собой, ситуацией и частично окружающими, а притязания связаны именно с удовлетворением этих потребностей. С этим же свя­зана и оценка возможностей. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет и может точно опре­делить и выразить так, чтобы это не затронуло чувства окру­жающих, свои желания, потребности, чувства, переживания, сказать о том поведении, которого он ждет в той или иной ситуации от других людей. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется, «на равных», вне зависи­мости от положения, которое те занимают, умеет обратиться с просьбой к другому человеку и в случае необходимости веж­ливо ответить отказом.

Видимо, идеал уверенного в себе человека — в замечатель­ном стихотворении Р. Киплинга «Если», наиболее известном у нас в переводе С. Я. Маршака:

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг,

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь,

 

И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и в несчастье,

Которым, в сущности, цена одна,

И если ты готов к тому, что слово

Твое в ловушку превращает плут,

И, потерпев крушенье, можешь снова —

Без прежних сил — возобновить свой труд,

И если ты способен все, что стало

Тебе привычным, выложить на стол,

Все проиграть и вновь начать сначала,

Не пожалев того, что приобрел,

И если можешь сердце, нервы, жилы

Так завести, чтобы вперед нестись,

Когда с годами изменяют силы

И только воля говорит: «Держись!» —

И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить

И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, —

Земля — твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты — человек! *

Неуверенный в себе человек, напротив, скрывает свои же­лания и потребности, сдерживает чувства, никогда не выра­жая их прямо и непосредственно — они время от времени лишь «вырываются» наружу в виде неожиданного взрыва, на­пример плача или крика, ему трудно сказать «нет», он избега­ет общения с людьми, которые по социальной иерархии на­ходятся выше его, избегает ситуаций, которые могут, по его мнению, угрожать его представлению о себе, точнее, сохране­нию его представлений о собственной ценности. При этом круг таких ситуаций бесконечно расширяется, поскольку лю­бой случай проявления неуважения, грубости, даже не адре­сованный ему лично, воспринимается как наносящий ущерб его «Я».

Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе че­ловек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации. Есте­ственно, эта реализация не ущемляет потребности других лю­дей, прежде всего в силу того, что ему не надо заботиться о защите своего «Я». Неуверенный в себе человек, напротив, постоянно ощущает необходимость в такой защите, в отстаи­вании своих прав, прав своей личности или охране своего «Я» от столкновения с ситуациями, которые могут угрожать ему. Он постоянно чувствует, что его возможностей недостаточно для того, чтобы добиться успеха в таких ситуациях и тем са­мым защитить себя, что он не имеет необходимых средств, способов поведения. Поэтому он постоянно испытывает вол­нение, тревогу, даже страх.

Кроме того, неуверенный в себе человек постоянно испы­тывает чувство вины, может быть, более для нас привычное под названием «угрызения совести». Это очень важное, можно даже сказать, драгоценное качество человеческого инди­вида, в данном случае оборачивается против неуверенного в себе человека, потому что это одновременно и чувство вины перед собственным «Я» за, скажем так, недостаточную заботу о нем. А это очень мучительное переживание (вспомним не­заживающие раны Левина). И в то же время это чувство вины перед другими людьми за стремление к самоутверждению, к реализации потребностей «Я».

Неуверенный в себе человек оказывается как бы в капкане отрицательных чувств — тревоги, страха, вины. Добавьте к этому ощущение собственной несостоятельности, пережива­ние несоответствия своих возможностей и умений задачам, жизненным целям, и вы получите портрет глубоко несчастно­го человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: