Как подготовиться к битве с драконом

Начнем с воспоминаний. Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дра­кона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горы-ныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен, побежден. Выражаясь современным языком, количество запасных голов было ог­раничено.

В какой-то книге много лет назад я прочла, что у каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький, со­вершенно почти безобидный дракоша, но, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать угрожающим для самого человека и всех его близких. Почти каждый из нас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того на месте одной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его или стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы этого никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени и время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иног­да даже вокруг качается земля. Самое обидное, что, занятые своим драконом, мы не можем и не успеваем сделать больше ничего. Поэтому лучше всего справляться с драконом, пока он еще мал и пока у вас самого еще достаточно сил. Самое главное — помнить, что количество голов у него небеспре­дельно и его можно победить.

Сейчас мы займемся одним таким драконом — неуверен­ностью в себе.

Из описания неуверенного в себе человека вы уже поняли, что основная его проблема — недостаток самопринятия, люб­ви к себе. Мы много работали над этим. Давайте теперь, что­бы победить нашего дракона, зайдем с другой стороны — со стороны поведения. Ведь когда мы говорим об уверенности в себе, прежде всего имеем в виду определенные формы и спо­собы поведения. Более того, уверенность и неуверенность проявляются в жестах, походке, выражении лица, позе, мане­ре говорить.

Мы сейчас используем механизм обратной связи, очень важный для человеческой психики. Дело в том, что не только внутреннее состояние выражается через поведение, голос, ми­мику, жесты, но и они, в свою очередь, влияют на наше внут­реннее состояние. Известно, что основное расхождение меж­дутеатральными школами К. С. Станиславского и В. Э. Мей­ерхольда острословы тех лет описывали как различие между «Я испугался и побежал» и «Я побежал и испугался». Но то, что для студента театрального вуза серьезная проблема — вы­ражение чувства, переживания, для повседневной жизни — обычное явление. Это круг, который очень легко начинает действовать по закону заколдованного психологического кру­га, или чертова колеса. В этом случае неуверенное поведение влечет за собой такое же неуверенное, только еще более силь­ное переживание неуверенности в себе, оно, в свою очередь, соответствующее поведение... И пошло-поехало. Так давайте прервем этот круг.

Прежде всего четко и прямо скажем себе (именно себе!), что потребности нашего «Я» имеют такое же право на реализацию, как и потребности всех других людей. Скажем, что именно мы сами ответственны за удовлетворение этих потреб­ностей, что, следовательно, мы имеем такие же права, как и любой другой человек, и эти права нам не могут быть никем предоставлены (как независимость слаборазвитому государству). Это наши собственные права и то, выполняются ли они, в основном, а иногда и исключительно зависит только от нас.

Поэтому не будем отстаивать эти права, бороться за них без особой необходимости. Они есть.

Следующее упражнение как раз и связано с этими правами.

Прошу вас составить список «прав человека», которые необходимы для реализации потребностей его «Я» и укрепления уверенности в себе.

Закончили? А теперь сопоставьте его с тем, который со. ставил американский психолог С. Келли:

— право быть одному;

— право быть независимым;

— право на успех;

— право быть выслушанным и принятым всерьез;

— право получать то, за что платишь;

— право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека;

— право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным;

— право просить то, чего хочешь;

— право делать ошибки и быть ответственным за них;

— право не быть напористым.*

Осуществление именно этих прав, считает С. Келли, под­держивает уверенность человека в себе.

Еще один список составлен американским психологом К. Д. Заслофф.

«Существуют личные права, которыми все могут пользо­ваться, как механизмом защиты при разрешении всевозмож­ных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к зако­ну, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что ты имеешь право.

Вы имеете право:

— иногда ставить себя на первое место;

— просить о помощи и эмоциональной поддержке;

— протестовать против несправедливого обращения или кри­тики;

— на свое собственное мнение и убеждения;

— совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

— предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

— говорить: «НЕТ, спасибо», «извините, НЕТ»;

— не обращать внимания на советы окружающих и следо­вать своим собственным убеждениям;

— побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего об­щества;

— иметь свои собственные чувства независимо от того, по­нижают ли их окружающие;

— менять свои решения или избирать другой образ действий;

— добиваться перемены договоренности, которая вас не уст­раивает.

Вы никогда не обязаны:

— быть безупречным(ой) на все 100 %;

— следовать за толпой;

— любить людей, приносящих вам вред;

— делать приятное неприятным людям;

— извиняться за то, что были самим(ой) собой;

— выбиваться из сил ради других;

— чувствовать себя виноватым за свои желания;

— мириться с неприятной ситуацией;

— жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

— сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

— делать больше, чем вам позволяет время;

— делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

— выполнять неразумные требования;

— отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

— нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

— отказываться от своего «Я» ради кого бы то или чего бы то ни было.

Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши».

Кстати, вы не обязаны соглашаться и с приведенными выше правами, считать, что все они — абсолютная истина.

Все перечисленные права предполагают определенные обя­занности.

Помните, у вас есть обязанности перед самим собой, так же, как и перед другими людьми. Кстати, давайте вспомним об этих других и напишем еще один список — на что мы ни при каких обстоятельствах не имеем права.

Написали? Теперь давайте вернемся к списку прав. Обра­тите внимание на то, что все права сформулированы, как го­ворят психологи, «в терминах поведения» — очень конкретны и благодаря этому могут быть проверены. Насколько это важно, мы уже говорили.

Вернитесь к своему списку. Оцените его с этой точки зре­ния и внесите необходимые исправления. Теперь вы знаете что у вас есть права, знаете, что вы сами, и только сами, несете ответственность за их реализацию. Дайте себе слово, что вц будете их отстаивать прежде всего перед самим собой.

Но при этом не будем забывать, что другие люди тоже имеют свои права, которые позволяют им чувствовать себя хорошо и уверенно в этом мире. Поэтому давайте познакомимся еще с одним перечнем: Э. Шостром. «Билль о правах родителей». Обращен к детям:

«1. Сотрудничайте с нами. Не старайтесь быть инфантиль­нее, чем вы есть на самом деле, «разыгрывая» беспомощность и глупость. Дайте нам понять, что мы можем расти вместе, что мы можем рассчитывать на вас в том, что в конечном итоге вы станете независимыми от нас.

2. Помните, что серьезная учеба означает серьезное дело. Возможно, вам и необходимо утвердить свою независимость словом «нет», но мы имеем свои ограничения.

3. Мы не были родителями изначально, мы стали родите­лями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке. От нас зависит, какими вы станете, но и от вас зависит, какие родители получатся из нас. Нам нужно, чтобы вы развили от­ветственность — способность ответить!

4. Мы стараемся свести до минимума наши требования и пореже употреблять «ты должен». Но помните, что ваша ра­бота —всецело развить «хочу», чтобы заменить их.

5. Единственно определенное, что можно сказать о взрос­лых как о человеческих существах вообще, это то, что мы спо­собны на ошибки и часто бываем несостоятельны. Примите и нашу способность падать.

6. Нам бы хотелось, чтобы вы сказали нам, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» — это та­кой стимул!

7. Иногда принимайте наши правила, даже если вы не по­нимаете их. Будучи взрослыми, мы, действительно, иногда знаем лучше!

8. Не ждите всегда ответа от нас. Постарайтесь сами про­анализировать и понять вопрос. Понимание вопроса важнее, чем знание ответа.

9. Помните, что нам приятен ваш интерес к нашей дея­тельности. Взрослые не всегда консервативны, и вы можете научиться любить что-то из того, что мы делаем.

10. Любите нас, когда мы ошибаемся и вы уверены в этом. быть родителем -- это не значит быть Богом. Даже если вы требуете всемогущества, мы на самом деле всего лишь люди.

11. Не стоит механически брать с нас пример. Не копируй­те нас, подходите к себе творчески.

12. Не забывайте также относиться к нам, как к равным. родители не рабы своих детей; нам тоже нужна справедли­вость.

13. Мы тоже нуждаемся в отдыхе. Уважайте наших друзей, как мы уважаем ваших. Наши действия могут показаться вам бессмысленными, но мы имеем на них полное право.

14. Наш дом принадлежит всем нам. Вещи не столь важны, как люди, но попытайтесь научиться уважать вещи, которые высоко ценят люди.

15. Мы хотим вас видеть младшими партнерами нашей се­мейной фирмы. Но не ведите себя так, как будто мы уже на пенсии. У нас еще активная роль в компании!

16. Мудро принимайте свои собственные решения, и мы будем любить вас вопреки тому факту, что мы знаем — они не всегда бывают мудрыми!

17. Родители растут так же, как и дети, — по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вмес­те, вместо того чтобы грести врозь.

P.S. Мы любим Вас!»*

И здесь, наверное, самое место поговорить о ваших взаи­моотношениях с детьми. Пожалуй, ни один разговор с ребя­тами не проходит без жалоб на взрослых: «А они... А я». И знаете, что интересно? Жалобы подростков на то, что взрос­лые их не понимают во многом вполне справедливы.

Моя коллега психолог Г. А. Цукерман как-то предложила подросткам оценить справедливость высказываний о них пси­хологов. А я, в свою очередь, предложила то же сделать роди­телям. И вот, что у нас получилось.

Прежде всего, подростки и взрослые совершенно по-раз­ному оценивают причины конфликтов. Высказывание «Под­ростки — прирожденные бунтари. Они хотят устроить мир по-своему более справедливо и достойно. Они сопротивляют­ся любому насилию, восстают против любой несправедливости, пытаются настоять на своем» школьники считали абсо­лютно правильными, а взрослые — совершенно неверными. То же относилось и к высказываниям: «Подростки чувствуют недостаток уважения со стороны взрослых. Они хотят более равноправных отношений с взрослыми» и «Подростки постоянно конфликтуют со своими родителями, цапаются по мелочам. Дома то и дело вспыхивают скандалы, ссоры, раздраже­ния». Однако и взрослые, и, что удивительно, сами подростки склонны соглашаться с представлением о подростках как лю­дях, желающих иметь права, но не обязанности взрослого. По крайней мере, высказывание «Подростки — существа безот­ветственные. Они хотят иметь все права (как взрослые) и ни­каких обязанностей (как дети)» и те и другие оценивают как вполне справедливое.

А вот как подростки и взрослые оценивают общение с дру­зьями. С высказыванием «Подростки более всего заняты вы­яснением и построением своих отношений с другими людь­ми. Дружба — главное, что характеризует их» согласилось боль­шинство подростков, но очень мало взрослых. А вот высказывание «Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди» считают справедливым и те и дру­гие. Зато с высказыванием «Подростки перенимают взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все», очень неохотно соглашаются подростки, но почти все взрослые счи­тают верным.

Интересно, а как оценивают эти высказывания ваши дети? Что они думают о своем возрасте? Попросите их заполнить эту анкету и посмотрите, совпадают ли их ответы с вашими?

Итак, факты, полученные в исследовании, доказывают, что многие вещи вы и ваши дети понимаете по-разному. И в ре­зультате — конфликты, столкновения, непонимание.

Иногда, когда консультируешь подростков и их родителей кажется, что у них нет другого дела, кроме как со страстью портить настроение друг другу. И это при том, что каждый из ссорящихся говорит о своей любви к другой стороне и жалу­ется на недостаток понимания. И при этом каждый считает себя правым, что, конечно, не способствует взаимопонима­нию, хотя и те и другие хотят именно этого — взаимопонима­ния. Но при этом и мы, взрослые, и наши дети считаем, что именно нас нужно понять, именно в наше положение нужно войти, и не думаем, что возможно следует встать на позицию другого.

На что чаще всего жалуются родители? Да, конечно, на курение, на то, что дети превратили свою комнату в хлев и не дают там убираться, на их лень. Но кроме всего этого — на их ревность. По их словам, дети часто с какой-то особой подо­зрительностью и ревностью относятся к заботам взрослых о самих себе — к покупкам каких-то вещей, развлечениям, дру­зьям и т. п.

Вот что говорят родители: «Она не переносит, когда я что-нибудь себе покупаю или шью для себя. Я иногда даже прячу от нее новые вещи, но она все равно находит их и устраивает скандал», «Он считает, что только он должен развлекаться, а нам ни к чему», «Представляете, она так и сказала — это я не должна влюбляться. А тебе зачем? У тебя уже был муж, и ре­бенок есть».

Отношение ребят к взрослым часто двойственно. С одной стороны, они хотят, чтобы к ним относились, как к равным, уважали их права, их достоинство. Это, конечно, более чем справедливо. Но, с другой стороны, они считают, что родите­ли должны заниматься только ими, опекать и оберегать их (но только тогда и там, когда они сами этого хотят). Они как бы отказывают вам в праве на самостоятельную жизнь, на собст­венные чувства — на все, что выходит за круг родительских обязанностей.

Конечно, и к взрослым тоже можно предъявить кучу пре­тензий. Примерно так же, как это описывает Ди Снайдер: «Мой отец был един в двух лицах — сегодня он был самым потрясающим парнем на свете, назавтра жизнь с ним превра­щалась в сущий кошмар. Я не хочу обвинять родителей во всех своих недостатках, но многие из моих страхов и пред­убеждений — это последствия непредсказуемого поведения отца... Мы и раньше-то не очень ладили, но когда я стал под­ростком, мне стало казаться, что мы вообще говорим на раз­ных языках. Беседуя с друзьями, я понял, что не являюсь ис­ключением, подобные ситуации возникали почти в каждой семье. Часто можно было услышать комментарии вроде: «Мои предки совсем чокнулись!» или «Я ненавижу эту сварливую парочку!»*

А несправедливость родителей?! О ней дети могут расска-эывать часами, упиваясь собственными страданиями и стра­даниями себе подобных.

Но давайте подумаем, какой смысл в высказывании взаимныx претензий? Ну как же, — скажут и взрослые и дети, — это вроде упражнения «Выговорись!». Поделился с кем-нибудь и стало легче.

Но вы ошибаетесь. Потому что отношения с близкими — совершенно особые. Вы связаны прочной нитью, вы зависите друг от друга. И когда вы скандалите, или, выражаясь научно, конфликтуете, и когда перебираете обиды — вы только сильнее натягиваете эту нить, делаете так, что становится боль­но и вам, и вашим близким.

Какое отношение это имеет к удачам и неудачам?

Да самое прямое! Мелкие и крупные конфликты, ссоры постоянные источники напряжения, стресса и для вас, и для ваших детей. А поскольку, как мы уже говорили, вы тесно связаны друг с другом, это напряжение раскручивается как спираль, из которой очень трудно найти выход. Недаром пси­хологи называют ее кто «заколдованным психологическим кру­гом», а кто «чертовым колесом».

В такой ситуации вы постоянно напряжены, делаете много ошибок и, следовательно, у вас накапливается все больше и больше неудач. Я уже не говорю про тяжелые последствия стресса — болезни, срывы.

Поэтому давайте не будем увеличивать напряжение и по­можем друг другу справляться со стрессом.

Конечно, лучше всего, если и вы, и ваши дети пойдете друг другу навстречу. Но должна сказать, что количество книг, в которых взрослых убеждают, что детям необходима само­стоятельность и независимость, объясняют, что необходимо уважать их чувства и т. п., — громадно. Но при этом почти нет книг, где бы об этом говорили подросткам. Напротив, в пос­леднее время я чаще наталкиваюсь на публикации, где им рас­сказывают, как, какими способами лучше манипулировать ро­дителями и другими близкими. В дело идут любые советы — даже разговаривать с родителями об их прошлом и улыбаться предлагается не потому, что вы друг друга любите и заботи­тесь друг о друге, а ради достижения каких-то целей — напри­мер, для того, чтобы родители ушли из дома и дали собраться компании.

Исключение составляет Ди Снайдер, который пишет: «Маленьким я всегда подражал отцу, его манеры и поведе­ние были для меня эталоном. Неожиданно, когда мне испол­нилось тринадцать, я перестал воспринимать его как идеал. Сам став отцом, я понял, что нет более приятного чувства, чем видеть, как твой ребенок старается подражать тебе, как он трепетно относится к любому бреду, который ты произно­сишь с глубокомысленным видом....В тот день, когда подра­жание заканчивается, родители чувствуют себя лишними. Матери понимают, что их место в жизни шестнадцатилетнего сына уже занято подружкой или электрогитарой, а отцы ви­дят, что дочери нашли им замену в лице соседского оболтуса или обожаемого учителя....Быть родителем — это также озна­чает, что сын или дочь подвергнут сомнению твою власть, которая когда-то была непререкаемой»*.

Борьба за власть и вопрос «Почему я?» — едва ли не глав­ные пусковые механизмы стресса, так же, как и взаимные уп­реки, которые, как правило, вызывают у людей сопротивле­ние и желание защищаться. В чем это будет проявляться — в чувстве беспомощности, неуверенности или злобе, агрессии — на самом деле не так уж важно. Важно другое — это усиливает стресс, соответственно уменьшает возможность нормально разобраться в том, чего вы друг от друга добиваетесь, и, сле­довательно, прибавляет еще один увесистый камешек в спи­сок неудач.

А что будет, если мы перестанем бороться за власть и вы­яснять, кто же все-таки из нас главный и с чьими мнениями и вкусами все же надо считаться? Что будет, если мы поймем, что, начиная эту борьбу, мы запускаем бумеранг, который обя­зательно вернется и тогда нам не избежать удара.

Когда мы хотим, чтобы все было по-нашему, и требуем этого от других, мы не только становимся менее успешными (ведь мы заняты самоутверждением, а не тем, что требуется в данной ситуации), но и посягаем на личные права другого, усиливаем его и свой стресс.

Но как же быть с накопленными обидами, — спросите вы. Выполните такое упражнение.

Сядьте и напишите список самых больших обид, кото­рые доставили вам. Не стесняйтесь, пишите все. Составь­те его, как можно подробнее.

Закончили? Теперь отложите его и вернитесь к этой ра­боте через пару часов, а еще лучше на следующий день.

А теперь проанализируйте этот список, задав себе примерно такие вопросы:

— что из этого на самом деле важно?

— что для меня важнее — добиться этого или просто настоять на своем?

— можно ли понять, почему ежи против этого?

— стоило ли это нашей ссоры?

— что произошло бы, если бы я этого от них добился? "

— что самого страшного случилось из-за того, что я не сумел их переубедить?

 

Не выбрасывайте этот список. Вернитесь к нему примерно через месяц. Я почти гарантирую вам незабываемое впечатле­ние. 90 шансов из 100, что примерно на две трети списка вы будете смотреть, как на что-то совершенно для вас неинте­ресное (а возможно, как на что-то совсем вам незнакомое).

Теперь вторая часть упражнения.

Вспомните как можно подробнее ваш последний скандал (извините, конфликт). Теперь, когда вы уже остыли, от­ветьте на такие вопросы:

— можете ли вспомнить все, что вы друг другу наго­ворили?

— что сказали вы?

— что сделали или сказали ваши дети?

— (положа руку на сердце) вы отвечали или все же были зачинщиками?

— какую реакцию детей вы предпочли бы?

— могли ли они поступить так?

— можно ли достигнуть взаимопонимания?

и главное —

КАК ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Последнее опишите как можно конкретнее.

Вы прекрасно понимаете, какую ловушку для неудачника вы можете здесь соорудить своими собственными руками. Любовное и тщательное сооружение этой ловушки вы нач­нете ровно с того момента, как подумаете о своих обидах и о том, как «заставить их почувствовать...».

Сосредоточьтесь на том, как сделать так, чтобы вы дейст­вительно поняли друг друга.

А теперь на другом листе опишите эту же ситуацию с точ­ки зрения своего ребенка.

Успешность этого упражнения зависит от того, насколько вы будете стремиться понять его точку зрения.

И еще одно упражнение. Оно трудно потому, что его надо проводить в момент, когда, как говорится, «спор приобретает рукотворный характер», т. е. когда аргументы исчерпаны и стороны сейчас перейдут к взаимным оскорблениям. Остано­витесь, если, конечно, сможете, на минуту и представьте, что вы сами с собой разговариваете через переводчика, который все ваши выражения должен привести к приемлемому для всех варианту. Например, так:

Вы: Я должен добиться своего.

Переводчик: Я хочу, чтобы (далее что-нибудь очень кон­кретное).

Вы: Он нарочно это говорит, чтобы разозлить меня.

Переводчик: Что он хочет объяснить мне?

И т.д.

И последнее — в момент, когда вы уже готовы сорваться, вспомните наши упражнения на расслабление и воспользуй­тесь ими. А в хорошие моменты поделитесь с детьми своими знаниями, этими советами, а если нужно — и методами рас­слабления.

И в заключение этого еще один ключ (внеплановый и по­тому без номера):

Главное в преодолении детско-родительского стресса — реальное, а не теоретическое призна­ние личных прав друг друга.

Теперь, когда мы признали, что у всех людей есть права, мы будем отстаивать их простым способом — вести себя в ситуации так, как ведут себя уверенные люди. Тем более что мы уже играли вначале в уверенного человека и хорошо бы вспомнить упражнения, которые были даны для того, чтобы сделать эту игру успешной. И будем, конечно, иметь в виду, что у драконов много голов, поэтому приготовимся к тому, что часто будет казаться — все бессмысленно. И все время помним: победа над драконом — дело времени, усилий и не­много техники.

Начнем с жестов, мимики, позы. Вот как описывают не­уверенность авторы книги «Читать человека — как книгу» Дж. Ниренберг и Г. Калеро: «Мы наблюдали это состояние много раз у тех, кому впервые в жизни приходилось сниматься на видео. Типичный для них жест — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно двигаются или пощипыва­ют ладони. Другой жест — когда грызут или сосут конец авторучки... трогание спинки кресла перед тем, как в него сесть... Еще один жест — пощипывание ладони. Многие жесты пальцев отражают неуверенность, внутренний конфликт или опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто замещает палец ручкой и каранда­шом и грызет их»*.

В качестве признаков уверенности авторы указывают на гордую, прямую позу, широко развернутые плечи. Интересно такое их наблюдение: у человека, который твердо уверен в ом, что говорит, пальцы соединены в «купол», причем руки могут быть на разной высоте: чем выше положение человека тем выше он держит этот купол. Как отмечают авторы: «Шерлок Холмс и Ниро Вульф (гений-сыщик, герой романов Р. Стаута. — А. П.), объясняя ход «элементарных» заключений своим доверчивым биографам, обычно принимали такую позу чтобы усилить установки абсолютного доверия к себе»**.

У неуверенного в себе человека, по словам авторов, есть стремление во время разговора загородить лицо — он при. крывает рот, почесывает нос, лицо или голову. Уверенному такие жесты несвойственны.

А вот как описывает позу неуверенного человека М. И. Чи­стякова, автор книги «Психогимнастика»: «Сидит на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, ладони лежат на коле­нях, голова опущена»***. Поза и мимика победителя в ее опи­сании таковы: «Плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута» брови приподняты, губы тронуты улыбкой»****.

Конечно, это лишь некоторые, наиболее яркие внешние признаки уверенности и неуверенности. В реальной жизни их гораздо больше, они более разнообразны. Понаблюдайте за поведением уверенных и неуверенных в себе людей и собери­те для себя как можно больший репертуар форм того и друго­го поведения. В дальнейшем вы будете «разыгрывать» этот репертуар.

Почему надо набирать и те и другие? Это связано с тем, что на контрасте усвоить все легче, четче выявляются необхо­димые черты. Только не надо путать уверенное поведение и обыкновенную грубость, агрессию. Вот как Дж. Ниренберг и Г. Калеро описывают позу абсолютного превосходства: «Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх — да это же хорошо знакомая авторитарная поза... Так часто стоят поли­цейские, таможенники, высшие руководители, армейские сер­жанты перед новобранцами»*. Они также указывают: «Если вы хотите дать понять свое превосходство, то все, что надо сделать, — это физически додняться над этим человеком — сесть выше, когда вы оба сидите, или встать». Это, по их мне­нию, сильно мешает общению, создает искусственные барье­ры. От людей, которых авторы обучали в процессе групповых занятий правильно пользоваться мимикой и жестами и хоро­шо понимать их, они требовали «не подниматься и не создавать других искусственных барьеров между ними и их оппо­нентами. Скорее они должны были приблизиться к тем, с кем они не согласны»**.

Еще несколько описаний для того, чтобы точнее уяснить разницу между уверенным, неуверенным и близкими форма­ми поведения. Напоминаю, речь пока идет только о мимике, позе, жестах, т. е. мимике и пантомимике.

Гнев: «Усиленная жестикуляция. Мимика: сдвинутые бро­ви, сморщенный нос, оттопыренные губы».

Ярость: «Сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщен­ный нос... тело дрожит, усиленная жестикуляция»*.

Обратите внимание — это одновременно позы, выражаю­щие угрозу.

Напряженность: «Короткое дыхание, частые вскрики и неяс­ные звуки — стон, мычание и т. п. — это звуковой фон напря­женности. Разозленные люди обычно коротко дышат и про­пускают воздух через ноздри с такой силой, что издают звуки, похожие на храп... Крепко сцепленные руки. Это жест подо­зрения и недоверия.Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большо­го успеха. Часто можно видеть, что при сцепленных руках большие пальцы начинают двигаться — это сигнализирует о потребности в усилении уверенности, желании перестрахо­ваться... Плотно сжатые руки... Крепко сцепившиеся руки... Показывание указательным пальцем... в споре многие исполь­зуют против других указательный палец, словно маленькую шпагу»**.

Итак, вы набираете, наблюдая поведение других людей, репертуар уверенного и неуверенного поведения.

Кстати, вы умеете наблюдать? Давайте немного позанима­емся этим, воспользовавшись упражнениями из тренинга для будущих актеров***. Это упражнение лучше выполнять вдво­ем или втроем.

Вам хорошо известен облик ваших домашних? Посмот­рите на кого-нибудь из них повнимательнее. Найдите в них то, чего не замечали до сих пор. Обратите внимание на их руки, глаза, форму уха, подбородка. Внимательно присмотритесь к их жестам, позе. О чем говорит их мимика и пантомимика? Еще один вариант: в группе людей, например в «лас. се, выберите кого-нибудь и понаблюдайте за ним. Затем отвернитесь от наблюдаемого и опишите кому-нибудь того, за кем вы наблюдали, так чтобы он понял, за кем. Можно и просто повторить про себя то, что вы видели. Особое внимание обратите на то, можно ли понять настроение состояние этого человека. По каким признакам вы это поняли?

Еще одно упражнение.

Всем вам хорошо известно выражение: «Знаю как свои пять пальцев». Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свои пальцы. Рассмотрите их внимательно и най­дите в них как можно больше нового, того, что вы рань­ше не замечали.

Теперь посмотрите на свои ладони. Уберите руки. Есть разница между правой и левой ладонью? В чем именно? Еще раз посмот­рите. Опишите эту разницу.

Понаблюдайте за руками ваших собеседников и за своими собствен­ными во время разговора. Можно ли что-нибудь сказать о чувствах чело­века, его состоянии по движению рук?

Следующее упражнение называется «Уличный фотограф» и направлено на развитие зрительной памяти и навыков на­блюдательности.

Вы идете по улице. Используйте это время для упражне­ний в «мгновенной фотографии». Навстречу вам идет че­ловек. Прямо посмотрите на него и через секунду отведи­те взгляд. Восстановите его облик в памяти, а затем сверь­те «снимок» с оригиналом. Когда освоите фотографию, переходите к «видеозаписи». Посмотрите на человека в течение нескольких минут, а затем мысленно повторите все, что он делал.

Когда вы хорошо научитесь делать это, переходите к сле­дующему упражнению.

Понаблюдайте за случайными попутчиками в автобусе. метро, за прохожими на улице. Исходя из внешнего об­лика, жестов, позы, попробуйте определить, каково его настроение, что он переживает.

Будущим актерам рекомендуют в таких упражнениях по особенностям внешнего облика, характерным жестам, каким-то реакциям на те или иные события и т. п. придумать биографию человека — решить, какая у него семья, чем он зани­мается, что любит, куда сейчас идет, о чем думает. А затем представить себе ответы на такие вопросы: как поступил бы этот человек, если бы произошло что-то неожиданное, на­пример, в вагон метро ворвались хулиганы или кто-то упал в обморок, если бы вдруг в вагон вошел друг, которого он счи­тал давно погибшим? Эти упражнения очень полезны для раз­вития наблюдательности. Вы, конечно, можете их использо­вать.

Кроме наблюдательности для занятий нам понадобится еще память чувств, память на настроения. Давайте выполним два упражнения из актерского тренинга и из психотренинга спорт­сменов *.

Вспомните утро, когда, проснувшись, вы почувствовали, как у вас болит голова. Вспомните, как не хотелось от­крывать глаза, вспомните тяжелые веки, каким резким и очень неприятным показался звук будильника... Вспом­ните это утро как можно более подробно, во всех, даже мельчайших деталях, и вы обязательно почувствуете своеобразное «воспоминание о переживании», тень прошедших пережи­ваний.

Теперь вспомните совсем другое утро. Вы проснулись в беспричинно хорошем настроении. На улице светило солнце и... Вспоминайте детали, возвращайте эмоцию. Помогайте воспоминаниям внутренней речью. По­старайтесь как бы увидеть внутренним зрением как можно больше дета­лей, конкретных, четких. Вспоминайте последовательность событий. Все это оживит вашу память, ваши эмоции, чувства.

Следующее упражнение.

Удобно расположитесь в кресле. Расслабьте мышцы тела, лица. Это можно сделать, например, придав лицу сонное выражение. Теперь в таком расслабленном состоянии вспомните какое-нибудь событие недавнего прошлого, же­лательно сегодняшнего дня. Через 5 мин (время можно изменить в сторону увеличения) примите напряженную позу, нахмурьте брови, крепко сожмите губы, сожмите челюсти. Вспоми­найте то же самое событие такое же количество времени.

Найдите что-нибудь, что вы сделали своими руками достаточно дав­но. Рисунок, который вы когда-то нарисовали, фотоснимок, который сде­лали. Могут подойти на крайний случай и ваши собственные фотографи­ческие изображения. В течение 10 мин, не меньше, смотрите на этот рисунок, фотографию, вспомните тот день, когда это было сделано. Вспомните его очень подробно. Подумайте, что вы тогда чувствовали, когда делали это. Всмотритесь внимательнее и постарайтесь увидеть, почувство­вать, какая эмоция стоит за внешним изображением, как говорят искусст­воведы, «вчувствуйтесь» в это изображение.

Это упражнение очень полезно для развития в себе лучше­го понимания окружающего, в том числе понимания произ­ведений искусства. Последнее не имеет прямого отношения к нашей работе, но мне хочется рассказать вам, как это упражне­ние можно использовать для того, чтобы почувствовать про­изведение искусства. Вам, наверное, знакомо такое выраже­ние: «Искусство медленного смотрения картин». Это дейст­вительно искусство. Чаще всего мы проскальзываем мимо, скользим взглядом, лишая себя возможности не только полу­чить подлинное удовольствие от созерцания картины, но и испытать целую гамму эмоциональных переживаний.

Пойдите в музей или возьмите какую-нибудь репродук­цию, смотрите на нее в течение 10—15 мин, «стараясь проникнуться ее настроением, увидеть нечто за внешнос­тью изображенного, ощутить изначальный, породивший это произведение толчок. В качестве прояснения можно использовать образ растения (картина), выросшего из зерна (предчувствие, изначальный импульс). Суть задания состоит в том, чтобы угадать зерно в зрелом растении»*. Важно при этом не исследо­вать, а «впитывать» картину, «вчувствоваться» в нее.

А знаете, откуда взято это упражнение? Как это ни удиви­тельно, из психотренинга спортсменов.

Теперь вы уже достаточно развили свою наблюдательность и эмоциональную память и, надеюсь, легко выполните зада­ние по сбору коллекции репертуара поведения, уверенного и неуверенного. Кстати, не забудьте, что ваше собственное по­ведение тоже должно занять в коллекции почетное место. Хорошо, если вы сделаете эту коллекцию материально — за­рисуете позы, жесты, опишете их или сфотографируете.

Тренинг уверенности

Начнем тренировку уверенного поведения. А с чего начи­наются обычно тренировки? Правильно, с гимнастики. Она так и называется — психогимнастика.

Изобразите перед зеркалом разные эмоциональные состо­яния — радость, гнев, страх, нежность, удовольствие, изум­ление, интерес, отчаяние. Пока не включайте сюда уве­ренность и неуверенность. Изображайте это сначала ста­тично, в виде скульптуры — позу и лицо, причем доводите каждую черту до предела, как будто вы лепите скульптуру торя, радости, гнева. Пусть это будет слегка утрировано, не страшно.

Сначала скульптура гнева, маска гнева (посмотрите их описание, приведенное выше). Прислушайтесь к себе, хоть немного вы ощущаете, пусть не гнев, тень гнева? Сделайте глубокий вдох и расслабьте все мышцы. Ощущаете ли вы, что стали спокойнее?

Давайте «вылепим скульптуру», изображающую страх. Сначала мас­ка: брови почти прямые и кажутся приподнятыми. Они немного сдвинуты друг к другу, и на лбу горизонтальные морщины. Глаза широко раскрыты, рот приоткрыт, губы напряжены и немного растянуты. Хорошо. Теперь поза. Например, такая: голова втянута в плечи, сами плечи немного приподня­ты, руки крепко сжаты.

Меняйте позы и маски. Пусть после изображения удивления возникнет изображение радости, после отчаяния — грусть. После того как «скульпту­ра вылеплена», задержите дыхание и почувствуйте, запомните ощущение от мышц лица, тела. Затем быстро выдохните и расслабьте мышцы, все мышцы. Почувствуйте, что такое спокойствие, отсутствие напряжения, за­помните эти ощущения. «Лепите» каждую «скульптуру» по два-три раза.

После того как вы хорошо овладеете умением создавать «скульпту­ры», подключите движения, жесты. Принимайте самые разные позы. Вот, например, человек, которому очень, ну очень скучно: голова лежит на ла­дони, глаза полуприкрыты, рот с трудом сдерживает зевоту и потому полу­открыт. Какие у него ленивые, замедленные движения, как нехотя он все делает. А вот поза ученика, который ждет оценки: тело напряжено, сидит прямо, ноги плотно сведены и стоят на полу. Глаза смотрят на учителя.

Придумывайте и разыгрывайте самые разные сценки. Только помни­те: мы с вами пока в театре пантомимы, а это значит, что каждый жест, каждое движение, как и каждое выражение лица, надо доводить до воз­можного максимума, так, чтобы легко было почувствовать и запомнить их. Вы уже знаете, удобнее всего это делать на задержке вдоха, а затем — быстро выдохнуть и расслабиться.

Еще одно упражнение. Походка.

Засуньте руки как можно глубже в карманы, ссутультесь и смотрите в пол, поднимайте глаза только изредка и в основном смотрите вверх. Нравится? Как вы думаете, легко подойти к такому человеку и заговорить с ним? А вот походка мечтателя: он идет расслабленно, голова приподнята, в руках, может быть, цветок... Походка самодовольного, заносчивого человека, он не идет, а вышагивает, как гово­рится, «несет себя».

Следующее упражнение нам уже знакомо. Это «Улыбка».

Примерьте перед зеркалом самые разные улыбки. Доб­рую, насмешливую, заговорщицкую, циничную, радост­ную, открытую, «сквозь зубы», вежливую, холодную, над­менную — чем больше, тем лучше. Вспомните: улыбка —. один из наиболее надежных способов снятия напряже­ния, тревоги. Одновременно улыбка — знак того, что вы уверены в себе и готовы действовать. Именно с нее мы и начнем репети­цию репертуара поведения уверенного человека.

Придумайте и изобразите как можно больше вариантов «уверенных» и «неуверенных» улыбок. И вообще — улыбайтесь почаще! Говорят, что если улыбаться даже тогда, когда это совершенно не хочется, это способ­ствует не только, пусть незначительному, повышению настроения, но и сохранению энергетического тонуса.

Теперь можно отработать перед зеркалом «скульптуры», движения, жесты уверенного и неуверенного в себе человека. Естественно, чем боль­ше вариантов, тем лучше. Пустите в ход свою «коллекцию». Я надеюсь, она уже достаточно велика? Продолжайте тем не менее собирать ее. Как ходит человек, уверенный в себе? Изобразите разные походки.

Помните, что лучше всего «работать на контрастах», сопоставлять фор­мы уверенного и неуверенного поведения.

На следующем этапе усложните упражнения. Разыграйте то, что актеры называют «этюдами». Вот, например, такой.

Вы входите в комнату, где сидят несколько человек. Вам надо проскользнуть на место незаметно. А теперь наобо­рот — вам надо, чтобы все обратили на вас внимание. Как вы пройдете по комнате в каждом случае? Вас оби­дели, и вы хотите, чтобы этого никто не заметил. Вас обидели, и вы хотите показать это всем. Каковы ваши жесты? Походка? Выражение лица? Какова ситуация?

Вам надо что-то взять из ящика письменного стола, а в углу комнаты лежит собака, правда, она занята своим делом — грызет кость. Попробуй­те пройти по комнате так, как будто собака вас совсем не знает; знает, но совсем немного; наконец, если это ваша собственная собака.

Вы видите, упражнений может быть множество. Придумайте их побольше для того, чтобы отработать уверенное и неуве­ренное поведение.

Конечно, наше состояние выдают не только мимика и пантомимика, но и то, как и что мы говорим. Например, эмоциовальное состояние космонавтов, находящихся в полете, во многом контролируют по голосу. Но так же как поза, жесты, выражение лица, наша речь, наш голос не только выражают наше состояние, а могут и влиять на него, успокаивать, при­давать уверенность. Поэтому если уверенно говорить, то и почувствовать себя можно гораздо увереннее.

Давайте теперь займемся речью. Сначала голосом. Упраж­нение «Разговор по телефону».

Посмотрите на себя в зеркало, когда вы говорите по те­лефону. Правда, интересно? Собеседник вас не видит, а вы все равно жестикулируете. А теперь — внимание! Ни­каких жестов. Вместо лица — маска. Только с помощью голоса разозлите, насмешите, напугайте, убедите вооб­ражаемого собеседника. Хорошо проконтролировать себя с помощью магнитофона. Правила все те же, максимальная выразитель­ность — запоминание — и расслабление.

Следующее упражнение.

В течение нескольких дней читайте (лучше вслух) самые разные тексты —желательно интересные, но можно и про­сто учебник, выражая различные эмоции, передавая со­стояния уверенности и неуверенности. Не тратьте на это упражнение более 10—15 мин в день. Важно, чтобы вы научились при соответствующем звуке голоса «настраи­ваться» на разные состояния и голосом их выражать.

Очень хорошо, если вы сможете заняться специальной гимнастикой для развития речевого аппарата, развитием интонационой, звуковысотной выразительности голоса. Такие упражнения описаны в учебниках по выразительному чтению, в пособиях для актеров. Все это поможет вам усилить выразительность вашей речи, лучше передавать то, что вы хотите сказать с помощью интонации.

Я же просто в качестве примера приведу одну старую-старую игру. Играют несколько человек. Один на самой низкой из возможных для него нот (не утрированной, а нормальной) произносит: «Блин-блин», при этом «и», ударное, звучит как легкий удар, а «н» — тянется, гудит. Второй — на среднем регистре гораздо быстрее произносит: «Полблина, полблина», должен звучать свободно, без мышечного напряжения. Третий — высокий звук и еще быстрее: «Четверть блина, четверть блина» (нота должна соответствовать диапазону голоса, не надо его напрягать), звук должен как бы идти сам. Если еще участники, то распределите звуки так, чтобы у каждого была возможность произносить слова на более высокой но, повторяю, удобной, нормальной для него ноте. И все быстрее: «восьмая блина, восьмая блина», «шестнадцатая бли­на». Когда это произносят все вместе в течение 3 мин, полу­чается нечто, имитирующее колокольный звон. А теперь упражнение для голоса.

Пройдите эту гамму самостоятельно от самой низкой до самой высокой ноты в обычном диапазоне вашего голо­са. Помните, это должен быть естественный голос, нор­мальный звук, а не крик удавленника. Затем пойте так: нижняя — верхняя — средняя нота. При нижнем звуке, если он звучит полноценно, должна ощущаться вибра­ция в груди, на верхней ноте — в области губ и носа.

Самое смешное, что и при этом возникает ощущение ко­локольного звона.

Как говорить, мы уже немного выяснили. Теперь — что говорить. Следующее упражнение заимствовано из гештальт-терапии — психологического и психотерапевтического на­правления, основывающегося на гештальтпсихологии, ориен­тированной на развитие восприятия человеком своих чувств, эмоций, телесных ощущений, на улучшение его взаимодейст­вия с окружающими.

Упражнение называется «Сила языка». Лучше всего его выполнять с партнером, хотя можно и одному.

Сядьте лицом к партнеру и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, которые будут начинаться со слов «Я дол­жен». То же самое можно делать, сидя в кресле перед зеркалом. Затем пусть партнер также скажет три фразы, которые будут начинаться с этих же слов. На фразы друг друга реагировать не надо. Вновь произнесите эти фра­зы, заменив «Я должен» на «Я хочу».

Далее. Три предложения «Я не могу», заменяющиеся на три «Я не хочу». Затем три предложения «Я боюсь, что» заменяются «Я хотел бы». Все остальное остаетсябез изменения *.

Мы уже знакомы с этим упражнением. Когда мы говорили об отрицательных и утвердительных высказываниях, когда говорили о правах, мы отмечали значение языка. А вот как пишет о значении этого упражнения специалист по группо­вой психотерапии К. Рудестам: «Слова «Я должен», «Я не могу», «Мне надо» и «Я боюсь, что» отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия»*.

Следующее упражнение используется многими авторами. Но мы возьмем его в том варианте, который предлагает Дж. Джампольски, известный врач и психотерапевт, прославившийся тем, что создал удивительные клиники для смертельно больных де­тей, клиники, в которых, как это ни поразительно, царит атмо­сфера радости. Вот что предлагает Дж. Джампольски: «Другое направление переориентации нашей психики — это анализ силы воздействия слов, которыми мы пользуемся в общении с окру­жающими и обращаясь к самим себе. Использование этих слов способствует сохранению чувства вины по отношению к про­шлому опыту и страха по отношению к будущему... Чем глубже мы сознаем, что использование определенных слов препятст­вует установлению внутреннего равновесия, тем легче нам бу­дет исключить их из наших мыслей и из нашего словаря. Мо­жет быть, для нас окажется полезным представить себе доску и мел. Каждый раз, когда вы употребляете одно из этих слов, представьте себе его написанным на доске и... стирайте его с доски...

Вот список слов, употребления которых следует по воз­можности избегать:

невозможно

не могу

пытаться

ограничения

если только

да,но

трудно

обязан

должен

сомнения —

любых слов, которые относят вас или других к той или иной категории; любых «слов-ярлыков», которые являются оцен­кой самого себя или другого человека; любых слов, которые судят или осуждают вас самого или кого-нибудь другого»*.

Мне бы хотелось, чтобы вы обратили особое внимание на приведенный список слов. Это выражения неуверенного в себе человека.

Продолжаем собирать вооружение против своего дракона.

Теперь будем практиковаться в том, как отвечать в разных ситуациях, как различить уверенный, неуверенный и просто грубый, агрессивный ответ. За основу здесь также взято уп­ражнение из книги К. Рудестам, той его части, которая как раз и посвящена тренингу уверенности в себе**.

Упражнение состоит в следующем. Предлагается набор ситуаций, обычно довольно трудных для неуверенных в себе людей. Надо продемонстрировать, как в каждой из этих си­туаций будет выглядеть уверенный, неуверенный и агрессив­ный ответ. Вот пример, который приводит К. Рудестам: «Пред­ставьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он взял у вас. Агрессивное поведение может выражаться следующими высказываниями: «Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя дове­рять, когда ты обещал, что вернешь деньги. Я хочу получить свои деньги!» Неуверенность в поведении может выражаться высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, раз ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?» Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал мне вернуть деньги сегод­ня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позд­нее в пятницу»***.

Подберите 10—15 таких ситуаций, которые трудны для вас. Можете воспользоваться ситуациями, предлагаемы­ми в тесте, с которого мы начали эту часть работы. К каж­дой ситуации напишите требуемые три варианта ответа. Затем разыграйте эти ситуации. Лучше, если вы сможе­те сделать это с партнером. Когда будете разыгрывать, не забудьте обратить внимание на жесты, выражение лица, звучание го­лоса. Визгливый, срывающийся на крик тон может говорить о грубости и одновременно неуверенности; робкий, заискивающий тон — о сильной не­уверенности, отказе от своих прав; ровный, спокойный голос, не угрожаю­щий, но и не унижающийся, — свидетельство вашей уверенности. Подключите еще один важный элемент — взгляд.

На самом деле, взгляд — сильное и мощное средство воз­действия на другого человека, на его эмоциональную сферу. Вот какие интересные данные про взгляд приводят Дж. Ни-ренберг и Г. Калеро: «Многие из нас, без сомнения, считают, что люди, которые не смотрят нам в глаза, что-то скрывают. И. Эргель в книге «Психология межличностного общения» под­считал, что люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % времени общения. Он также заметил, что если два собеседника смотрят друг на друга более 60% времени, то они, вероятно, боль­ше заинтересованы в собеседнике, чем в том, о чем они гово­рят. Крайности в этом спектре — влюбленные, с обожанием смотрящие друг на друга, и два разгневанных человека, гото­вых к драке. Эргель также полагает, что те, кто мыслит аб­страктными категориями, стремятся к большему количеству контактов глаз в отличие от тех, кто мыслит конкретными понятиями, потому что у первых больше способности к ин­тегрированию данных и их труднее отвлечь»*.

Прямой, открытый, доброжелательный или спокойный взгляд, направляемый на собеседника и отводимый время от времени в сторону, свидетельствует об искренности, уверен­ности, внимании к нему. Напряженный, настойчивый, при­стальный взгляд, «сверкание глазами» — все это признаки аг­рессивного поведения. Взгляд, направленный в сторону от собеседника, мимолетные короткие встречи глазами, остав­ляющие ощущение неудобства, говорят о неуверенности или о чувстве вины.

Потренируйте перед зеркалом разные взгляды. А затем включите взгляд в разыгрываемые вами сценки.

Уверенность в себе выражается не только в том, как вы говорите, ходите, смотрите, но и в том, как вы умеете слу­шать, как во всем этом, впрочем, выражается и высокий уро­вень самоуважения. Когда мы говорили о любви к себе, о само­одобрении, то упоминали об активном слушании. Умение слу­шать говорит о человеке, о его отношении к себе не меньше, чем его высказывания.

Включите роль «слушателя» в набор ситуаций, которые вы разыгрываете.

Очень существенный момент в формировании увереннос­ти в себе — умение говорить о своих переживаниях, потреб­ностях. Причем не просто говорить, а называть то, что ты на самом деле чувствуешь, что ты на самом деле хочешь. Осо­бенно это трудно, когда речь идет об отрицательных эмоция» в тот момент, когда ты их переживаешь. Но именно возмож­ность понять свое чувство, назвать его «по имени» и выразить его не криком, а словами: «Мне больно, когда ты так говоришь...», «Я чувствую себя униженной...» и т. п. характеризует уверенного в себе человека. Обратите внимание. Здесь мы вновь встречаемся с «Я-высказываниями»: «Я чувствую боль» вмес­то «Ты оскорбляешь меня». Последнее характерно для неуве­ренного, а если к этому добавляется еще желание задеть чув­ства другого, то агрессивного поведения. Отсюда следующее задание.

В течение ближайших пяти дней, испытывая какую-ни­будь эмоцию, чувства, особенно сильные и неприятные, обязательно дайте себе отчет, какое именно чувство вы испытываете. Когда это перестанет составлять для вас особую трудность, переходите к следующему этапу — на­учитесь словами выражать свои эмоции, рассказывать о них собеседнику.

Мы привыкли к тому, что наши эмоции «считываются» другими людьми по нашим жестам, позам, интонации, при­выкли и даже ждем и требуем этого. Обижаемся: «Неужели он не видел, как я огорчена», «Ты сама должна была догадаться, что я хочу с тобой пойти». Но почему бы прямо и открыто не сказать о своих желаниях, о своих чувствах?

Если вы не смогли справиться со своими эмоциями, они буквально «разрывали вас на части», попробуйте отложить свою реакцию. Не навсегда. Просто отсрочьте ее. И через какое-то время, когда вы осознаете ее и поймете, как о ней лучше ска­зать, обязательно скажите человеку, обидевшему вас, об этом. Не забывайте описывать свои переживания и то, как вы их анализируете, называете в дневнике. Предупреждаю, вам мо­гут не подойти слова из обычного перечня эмоций: гнев, от­чаяние, страх. Может быть, для вас более выразительными окажутся сравнения, метафоры. И это действительно подлин­ный язык наших чувств. Выражайте свои чувства, а не подво­дите их под определенный «ярлык».

Отрабатывайте эти умения до тех пор, пока у вас они не войдут в привычку.

Насколько хорошо вы вообще умеете разбираться в своем эмоциональном облике? Насколько знаете, понимаете, какие чувства у вас больше всего выражены? Выполним такое уп­ражнение.

Напишите автобиографию своей эмоциональной жизни. Затем свой эмоциональный автопортрет в настоящем вре­мени. И наконец, дайте будущую эмоциональную биогра­фию, причем как желательную, так и нежелательную. Об­ратитесь к тому, кто вас давно знает и кому вы доверяе­те, пусть он скажет, насколько справедливы, с их точки зрения, автобиография и портрет.

Конечно, вы вовсе не должны с ними соглашаться. Мы уже неоднократно говорили: ваши чувства — это ваша собственность. Никто лучше вас не знает их. То, что вам скажут, важно, однако с другой точки зрения — с точки зрения того, как выражаете ваши чувства.

Значение способности не просто испытывать переживания, но о их понимать и переживать сознательно впервые по­ка замечательный американский психолог и психотерапевт К. Роджерс. Он же указал на то, что таким способом мы надежно гарантируем себя от разрушительного влияния неотреагированных эмоций, «проигрывания старых пластинок», как мы говорили выше. Есть эмоции, чувства, например гнев, социально приемлемое выражение которых очень затруднено. Есть другие, например ненависть, зависть, которые человек может подавлять в себе, потому что они не соответствуют его представлению о «хорошем», т. е. тому идеализированному который он стремится в себе воплотить. Ценность открытия К. Роджерса как раз и была в том, что он показал — решенных и «правильных чувств», все чувства принадлежат человеку, все важны для него. Другое дело, как он выражает их вовне. Невербальные формы выражения эмоций (мимика, жесты, дыхание), скажем так, «трудно окультурива­ются». Сдерживание своих эмоций, к чему нас часто призы­вают, означает просто, что человек может затормозить, не проявить их. Но это не ведет к освобождению от эмоции. Ведь физиологические системы, обслуживающие эмоции, сра­ботали, но не доведены до конца.

С другой стороны, хорошо известно, что переживание мно­гих эмоций, таких, например, как гнев, страх, когда это про­исходит часто, разрушительно влияет на организм. Особенно опасно это в тех случаях, когда мы отказываем некоторым своим чувствам в праве на существование, поскольку запрет лишь усиливает стресс, напряжение.

Признавая, что имеем право на все чувства и умеем выра­жать их в словесной форме, мы тем самым избавляемся от многих опасностей, о которых говорилось выше.

Мы уже много говорили об этой проблеме. Сейчас мы вер­нулись к ней для того, чтобы подчеркнуть: уверенность в себе во многом связана с признанием своего права иметь любые чувства и знания о том, что у тебя есть средства выразить эти чувства, не унижая себя и других.

Вы можете видеть, что для формирования уверенности в себе бессмысленно просто развивать некоторые навыки, сред­ства, важно заботиться о тех личностных качествах, которые их порождают. Это улица с двусторонним движением: уверен­ность в себе способствует укреплению самоуважения, а само­уважение, в свою очередь, порождает уверенность. И мы, го­товясь к борьбе с нашим драконом, должны пройти эту улицу с обеих сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: