Подготовка населения в области гражданской обороны

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В ОБЛАСТИ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В соответствии с положениями Конституции в статье 3 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплено: правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ключевое значение в рассматриваемой сфере занимает уже упомянутый Федеральный закон от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ, от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ) (далее – Закон о гражданской обороне), в котором определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Среди подзаконных актов особо выделяется Указ Президента РФ от 11.07.2004 №868, которым утверждено «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В сфере гражданской обороны к основным задачам МЧС России отнесены:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны;

3) осуществление управления в области гражданской обороны;

4) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» закреплен порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне. В частности, определен порядок планирования гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, порядок сбора информации и обмена ею. Конкретизированы основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения следующих задач:

- обучения населения в области гражданской обороны;

- оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставления населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- обеспечения световой и других видов маскировки;

- проведения аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер;

- борьбы с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий;

- восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время

- срочного захоронения трупов в военное время;

- разработки и осуществления мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Статья 15 Закона о гражданской обороне закрепляет состав сил гражданской обороны, к которым отнесены:

- спасательные воинские формирования МЧС России;

- подразделения федеральной противопожарной службы;

- аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;

- создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования;

- Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, выполняющие задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000г. №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения. Так, лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

а) руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций;

б) должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования;

в) личный состав формирований и служб;

г) работающее население;

д) обучающиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

е) неработающее население.

Постановление Правительства РФ от 10.07.1999г. №782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

Постановление Правительства РФ от 21.05.2007г. №305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» осуществление государственного надзора в области гражданской обороны (в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») возложило на МЧС России и его территориальные органы.

На муниципальном уровне важное значение имеет Приказ МЧС РФ от 14.11.2008г. №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», который определил организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях. Так, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия:

по обучению населения в области гражданской обороны;

по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

по световой и другим видам маскировки;

по проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер;

по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению);

по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий;

по восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций;

по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

по срочному захоронению трупов в военное время;

по разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Основу нормативно-правовой базы мер по защите от ЧС составляют более 60 федеральных законов, свыше 20 указов Президента РФ, около 200 постановлений Правительства РФ или утвержденных им иных нормативных документов, и свыше 300 приказов, инструкций, положений и т.п. МЧС России и некоторых других министерств и ведомств, входящих в РСЧС, свыше 1000 положений, инструкций, правил и иных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и руководителей организаций в области ГО и ЧС, разработанных на основе Федерального закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ.

ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Обучение населения вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций является обязательным и осуществляется в рамках единой государственной системы подготовки населения РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями как законодательных актов, так и подзаконных актов.

Основными нормативно-правовыми документами в данной области деятельности являются:

Федеральные законы:

а) «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ, (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.12.2006 N 206-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 07.05.2009 N 84-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 19.05.2010 N 91-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ);

б) «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ, (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 N 123-ФЗ, от 19.06.2004 N 51-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 19.06.2007 N 103-ФЗ, от 25.11.2009 N 267-ФЗ, от 27.07.2010 N 223-ФЗ);

Главной задачей по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской защиты в 2011-2015 годах является задача повышения качества и увеличение охвата обучением за счет совершенствования структуры единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, улучшения организации и материально-технического обеспечения обучения всех групп населении, а также реализации требований нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.

Раскроем сущность и основное содержание Единой системы подготовки населения и основные положения по данному виду деятельности.

Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Структура, единой государственной системы подготовки населения РФ в области ГОЧС включает следующие уровни:

1. Уровень федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих функции отраслевого управления.

В частности, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий включает департамент гражданской защиты, который решает следующие вопросы:

разработка предложений по формированию основ единой политики по подготовке должностных лиц органов исполнительной власти всех уровней и населения в области ГО и защиты от ЧС и гражданских организаций гражданской обороны;

организация подготовки должностных лиц ГОЧС федеральных органов исполнительной власти и органов исполнителей власти субъектов РФ;

методическое руководство, координация и контроль деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС;

организация переподготовки и повышения квалификации преподавателей БЖД и ОБЖ образовательных учреждений, а также проведения Всероссийских соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель» и другие.

В своей работе департамент гражданской защиты опирается на следующие структуры:

а) Академия гражданской защиты МЧС России, которая имеет в своём составе Институт развития (сформированный на базе факультета подготовки и переподготовки). Этот институт занимается переподготовкой и повышением квалификации руководителей и специалистов ГОЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ;

б) Министерство образования и науки России, в которой создан отдел военной подготовки и гражданской обороны, занимающийся организацией и обучением детей дошкольного возраста, учащихся и студентов образовательных учреждений в области ГОЧС, организацией подготовки и переподготовки преподавателей ОБЖ;

в) Региональные центры по делам ГОЧС, которые имеют подразделения ответственные за подготовку. Они организуют подготовку руководящего состава и специалистов ГОЧС в субъектах РФ, органах местного самоуправления и организациях. Организуют подготовку населения, занятого в сферах производства и обслуживания не входящих в состав формирований. Организуют подготовку населения, не занятого в средах производства и обслуживания.

г) Федеральные органы исполнительной власти РФ, которые также имеют подразделения ответственные за подготовку. Они организуют подготовку руководящего состава и специалистов ГОЧС в субъектах РФ, органах местного самоуправления и организациях. Организуют подготовку работников организаций в составе формирований. Организуют подготовку населения, занятого в сфере производства и обслуживания не входящих в состав формирований.

В целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области гражданской защиты руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих функции отраслевого управления поставлены следующие задачи:

- организовать обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС территориальных органов и подведомственных им организаций, а также специалистов, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;

- обеспечить участие должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС центральных аппаратов министерств, служб и агентств в ежеквартальных занятиях, организуемых Департаментом гражданской защиты МЧС России;

- наладить учет и отчетность обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, а также других работников центральных аппаратов и подведомственных организаций. Обеспечить ежегодное (до 15 января последующего года) представление в МЧС России сведений по организации и осуществлению обучения в области гражданской защиты должностных лиц, специалистов и других работников центральных аппаратов и подведомственных организаций по форме 1ОБУЧ-Ф;

- организовать работу по внедрению в подведомственных образовательных учреждениях требований новых федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ обучения учащихся и студентов по предмету ОБЖ и дисциплине БЖД;

- принять меры по совершенствованию организации и осуществлению формирования культуры безопасности жизнедеятельности в своей сфере ведения;

- осуществлять методическое руководство и контроль обучения работников центральных аппаратов и подведомственных организаций по вопросам безопасности на водных объектах;

- обеспечить выполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 2.11. 2000 г. № 841 по повышению квалификации преподавателей предмета ОБЖ и дисциплины БЖД подведомственных образовательных учреждений;

- улучшить организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой руководителей и личного состава спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований подведомственных организации;

- повысить эффективность пропаганды знаний в области гражданской защиты;

- при организации повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в подведомственных образовательных учреждениях обеспечить согласование примерных программ обучения с Департаментом гражданской защиты МЧС России;

- принять необходимые меры по совершенствованию и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а также по ее эффективному использованию.

Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определены следующие задачи:

- основные усилия при решении вопросов обучения населения в области гражданской защиты сосредоточить на методическом руководстве и осуществлении контроля за организацией подготовки руководителей и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также должностных лиц и специалистов ГО, РСЧС и ФПС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти;

- обеспечить организацию и повышение квалификации на базе УЦ ФПС должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также доподготовку пожарных, участвующих в ликвидации последствий ДТП;

- обеспечить контроль за качественным выполнением планов проведения учений и тренировок по ГО, защите от ЧС и пожарной безопасности;

- активизировать деятельность по организации информирования населения в области гражданской защиты;

- организовать ежегодное проведение межрегионального смотра-конкурса на лучший регион по обучению населения в области гражданской защиты, результаты которых отражать в приказах по итогам учебного года;

2. На субъектовом уровне:

а) Территориальные органы управления образованием, которые курируют академии, университеты, институты в субъектах РФ. Учреждения повышения квалификации. Средние специальные учебные заведения. Негосударственные высшие и средние учебные заведения ПТУ, ПУ. Школы. Учреждения дошкольного и внешкольного образования;

б) Территориальные органы, специально уполномоченные решать задачи по ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, которые курируют подразделения, ответственные за подготовку, УМЦ по ГОЧС, курсы ГО, учебно-консультационные пункты, движение «Школа безопасности»

в) Межотраслевые центры, отраслевые институты повышения квалификации;

г) Курсы и школы повышения квалификации;

д) Центры и школы подготовки ведомственных аварийно-спасательных формирований;

е) Учебные пункты, учебно-производственные комбинаты.

Итак, руководство ГО осуществляет Правительство РФ; в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками ГО указанных органов и организаций; на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.

Управление ГОосуществляют: федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальные органы, созданные в установленном порядке; структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти; структурные подразделения (работники) организаций. Структура сил ГО включает поисково-спасательные формирования, спасательные центры, отдельные спасательные бригады ГО, Центры по проведению специальных операций особого риска, центральный аэромобильный спасотряд, авиационное предприятие.

Для планирования мероприятий ГО на объектах производства составляется "План гражданской обороны объекта" (предприятия, учреждения, организации), в котором определяется организация и порядок перевода объекта с мирного на военное время, порядок работы объекта в военное время, обеспечение защиты и жизнедеятельности персонала и членов семей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: