Французская этнология

Французская этнология — одно из самых заметных явлений в мировой науке, зародившееся еще в начале XIX в. и оказавшее глубокое влияние на многие течения современной культурной антропологии и всей социально-гуманитарной мысли.

Истоки

Возникновению Ф. э., как и вообще европейской этнологии, способствовали великие географические открытия и колониальные захваты европейцев в Америке, Африке, Океании, Юго-Восточной Азии, которые открыли европейцам миры, живущие по иным, местным законам и обычаям. Так, Франция в 1830–1848 гг. захватила Алжир, в 1842 г. — острова в Полинезии (Таити, Маркизские о-ва и др.), в 1853 г. — о-в Новая Каледония, в 1858–1867 гг. — Южный Вьетнам. Стали создаваться научные общества, в рамках которых осуществлялись этнологические исследования: «Париж- ское общество этнологии» (1839); его впоследствии сменили «Общество этнологии» и «Общество антропологии» (оба созданы в 1859 г.); Музей человека в Париже (1877). Сам термин «этнология» был предложен в 1830 г. французским натуралистом и фи- зиком Жаном-Жаком Ампером в его схеме классификации наук. С другой стороны, во Франции к моменту возникновения этнологии существо- вала мощная интеллектуальная традиция, которая создала идейные предпосылки для возникновения Ф. э. Среди ее предшественников можно указать на Шарль Луи Мон- тескьё (фр. Charles-Louis de Secondat, baron de La Brède et de Montesquieu; 1689– 1755) — просветителя, правоведа, философа и историка. Он, в частности, считал, что человек, народы, обычаи есть результат воздействия окружающей природной среды. Основные труды мыслителя: «Персидские письма» (1721); «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734);«О духе законов», (1748); «Опыт о вкусе» (1753). Наиболее известна его книга «О духе законов» (1648 г.), в которой он рассматривает формы государственного и общественного устройства исходя из климатических и географических условий. С этнологической проблематикой также связана его книга «Рассуждения о причинах величия и падения римлян». Непосредственное отношение к возникновению Ф. э. как науки имеют книги ученого Шарля де Бросса (фр. Charles de Brosses; 1709–1777) «О культе богов- фетишей» (1760) и «Оракул Додоны» (1766)95, посвященные в основном такой рели- гиозной субстанции, как фетишизм. Хотя эти книги имеют религиоведческое содер- жание, в них можно услышать и этнолого-эволюционистский мотив: «Как часто видишь, с какой легкостью в тупых умах, пораженных страхом, возникает самый дикий культ и благодаря обычаю укореняется среди народов, влачащих свое существование в состоянии непрекращающегося детства! Эти корни выкорчевываются не так легко: старые обычаи, особенно когда их окружает ореол святости, еще долго продолжают жить и после того, как люди заметили свое заблуждение». Кроме того, он написал «Историю морских путешествий в новые земли» (1756), предложил названия «Австра- лия», «Полинезия» и понятие «фетишизм».

94 Среди морских первооткрывателей были Ж. Картье (1491–1557), Ж.Ф. Лаперуз (1741–1788), Ж.С.С. Дюмон д’Юрвиль (1790–1842) и др. 95 У нас обе книги объединены под одним названием: Шарль де Бросс о фетишизме. М., 1973. 96 Там же. С. 17.

Среди других предшественников Ф. э. можно назвать также Мари Жана Антуа- на, маркиза де Кондорсе (фр. Condorcet, Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, Marquis de; 1743–1794), который в своей книге «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794), как и последующие этнологи-эволюционисты, считал главным фактором прогресса развитие разума и знания и подчеркивал значение социально-экономических, моральных, культурных, политических и других причин. Кондорсе пытался также выделить стадии развития человечес тва, каковых у него насчитывалось десять: на первой стадии люди живут группами семей и обладают лишь простейшими технологическими навыками; на последней стадии, которая только еще предстоит, намечается «этап будущего прогресса человеческого духа». Но, судя по всему, он не имел единых критериев человеческого прогресса. К числу других французских философов, которые придерживались схем обще- исторического культурного развития, следует отнести Вольтера (фр. Voltaire, François- Mari Arouet de; настоящее имя: Франсуа Мари Анурэ; 1694–1778), который разделял идею о «благородном дикаре», если судить по повести «Простодушный» из его «Фило- софских повестей», и Анн Робера Жака Тюрго (фр. Turgot; 1727–1781). Жан Жак Руссо (фр. Rousseau, Jean-Jacques; 1712–1778) и Дени Дидро (фр. Denis Diderot; 1713–1784) проповедовали теорию «благородного дикаря», живущего по простым законам. Этнологические и социальные взгляды Руссо отражены в работах «Способств овало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» (1750), «Рас- суждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762). В противовес понятию «войны всех против всех», которое ввел английский философ Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо обосновывает концепцию общественного договора, который реализует потребность людей в гражданском мире, или, если угодно, в «социальности». Свод этнологических представлений французов XVIII в. дан в «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», созданном в 1751–1780 гг. под ру- ководством Д. Дидро группой французских просветителей (всего издано 35 томов). Конечно, это издание отражало свой век, его пристрастия и проблемы. Так, понятие «народ» трактуется в общегражданском смысле, хотя отмечается, что это «собира- тельное понятие, затруднительное для определения, поскольку в него вкладывают различное содержание в соответствии с местом, временем и природой власти»98. Понятие «родина» трактовалось в несколько националистическом оттенке, хотя постоянно отмечалось, что «под гнетом деспотизма родины нет»99, напоминающее извест- ное высказывание «пролетарий не имеет отечества». Наиболее «этнологична» трак- товка авторами понятия «француз»: «…у каждого народа, как и у каждого человека, есть свой характер; и этот общий характер образуется из всех сходных черт, которые природа и привычка накладывают на жителей одной страны вопреки всем разъеди- няющим их отличиям… Очевидно, климат и почва сообщают людям, как и животным и растениям, неизменные черты; те же черты, что зависят от государственного строя, религии, воспитания, подвержены переменам»100. Здесь мы имеем дело с одной из первых попыток сформулировать понятие «национальный характер».

Позитивизм

Огюст Конт (фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte; 1798–1857), фило соф и социолог-позитивист, строго говоря, не был этнологом. Как известно, он развил и обосновал выдвинутую Сен-Симоном схему интеллектуальной эволюции человечества: теологическая (религиозная, или фиктивная); метафизическая (философская, или отвлеченная); позитивная (или научная) стадии. Это по существу значило, что если примитивные народы склонны относить причины событий к тому, что они обоб-

97 Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М., 2003. С. 51–53. 98 История в энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Л., 1978. С. 81. 99 Там же. С. 77. 100 Там же. С. 181.

щенно называют сверхъестественными силами, то эта тенденция в ходе культурной эволюции постепенно сменяется рационально-позитивистскими способами интерпретации окружающих явлений. По Конту, история мысли составляет необходимый аспект общей социальной эволюции. При этом он предполагал, «…что все народы, будучи во всем подобными друг другу, идут по пути прогресса фундаментально одинаковым образом и только некоторые из них развиваются медленнее или быстрее по причинам климата, расовых различий»101 и т. д. Важной составляющей теории Конта было понятие «система»: таковой является и мир, и знание о нем. Общество, по его мнению, также состоит из систем, а не из индивидов. При этом он считал, что истинное единство обнаружива- ется только в семейной связи, а социальная связь имеет другой характер (эти идеи потом развили Ф. Тённис и Э. Дюркгейм). Конт оказал серьезное влияние на фран- цузскую социологическую школу и Ф. э. Жан Габриель Тард (фр. Tarde, Jean-Gabriel; 1843–1904) — социолог, криминолог и один из основоположников создания социальной (коллективной) психологии как исследовательского направления был в определенной мере продолжателем О. Конта. Он считал, что первым условием общественных явлений являются изобретения, т. е. акты творчества. Они и создают язык, хозяйство, правительство, религию и т. д., которые впоследствии распространяются при помощи подражания. Наибольшее отношение к этнологии имеет его книга «Происхождение семьи и собственности». Другой близкой по тематике к этнологии книгой Тарда можно считать его «Социальную логику», в которой, среди прочего, рассматриваются такие темы, как язык, религия, изобретения и открытия, а также нация, патриотизм, национальная ненависть, коллективные чувства и т. д.102 Но в целом книга выходит за границы этнологической науки — она посвящена способам познания общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: