Эволюционизм во Франции

Как и в остальной Европе, Ф. э. начинается с эволюционистского направления. Наиболее типичным и известным представителем этой научной школы стал Шарль Ле- турно (фр. Charle Letourneau; 1831–1902), врач и физиолог по образованию. Он полагал, что именно этнология может служить базой для истории познания человечества и его культуры, и пытался обосновать эту идею в книге «Социология по данным этнографии»103 (1880). По существу Ш. Летурно исходил из идеи потребностей, которые он считал не индивидуальными, а совместными для человека. По этому поводу он писал, что «... че- ловек еще очень слаб и несовершенен; без сомнения, в нем еще живы грубые инстинкты зверя, так как только ценою долгих и непрерывных усилий он вышел из живот- ного состояния, с которым его связывают еще тысячи пут. Однако, путем последова- тельного, все более и более сознательного прогресса, человек усовершенствовался и усовершенствуется еще более»104. Речь идет о переходе от чисто животных потреб- ностей к человеческим. Его «иерархия потребностей» была сформулирована следу- ющим образом: «…на первой ступени преобладают потребности питания, на второй — чувственных наслаждений, на третьей — потребность любви, на четвертой — умственная деятельность. Спешим заметить, что потребность последнего рода преобладает пока еще у ничтожного меньшинства»105. Это несколько напоминает пирамиду потребностей А. Маслоу106. Среди других книг этого автора можно назвать

101 Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М., 2003. С. 68. 102 Это традиционная для того времени этнологическая тематика. 103 Несмотря на название книги, Ш. Летурно считал понятие «социология» «уродливым словом». См.: Летурно Ш. Социология по данным этнографии. М., 2007. С. 1. 104 Летурно Ш. Социология по данным этнографии. М., 2007. С. 345. 105 Там же. С. 347. 106 См., напр.: Давыдов Ю.Н., Осипов Г.В. (ред.) Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М., 1986. С. 198–200.

«Эволюцию брака и семьи» (1888), «Эволюцию собственности» (1889), «Политическую эволюцию» (1890), «Юридическую эволюцию у различных человеческих рас» (1891), «Религиозную эволюцию» (1892), «Эволюцию рабства» (1897)107. Арнольд ван Геннеп (фр. van Gennep; 1873–1957), француз бельгийского проис- хождения, этнолог и фольклорист, стоял особняком по отношению к французской эволюционистской школе и в то же время по некоторым вопросам он критиковал и социологическую школу. Сам Геннеп занимался исследованиями французского фоль- клора, но наиболее известны его этнологические работы «Табу и тотемизм на Мада- гаскаре» (1904), «Мифы и легенды Австралии» (1906), и в первую очередь «Обряды перехода» (1909), в которой он показал, что наиболее распространенные обряды свя- заны с изменением возрастного или социального статуса человека.

Социализм и марксизм

В Германии и германоязычных странах этнологическими идеями и фактами оперировали как сами К. Маркс и Ф. Энгельс, так и их последователи — А. Бебель, К. Каутский, О. Бауэр и др. Двое по следних занимались преимущественно национальным вопросом, а работы первых, связанные с этнологией, имели второстепенный характер108. Во Франции в рамках этнологической тематики работал Поль Лафарг (фр. Paul Lafargue; 1842–1911) — историк, чьи работы в области этнологии можно считать до- статочно оригинальными. Его самым крупным теоретическим трудом считают «Происхождение и развитие собственности» (1825). По существу П. Лафарг разрабатывал, хотя и вполне самостоятельно, идеи, уже присутствовавшие в этнологии и обратившие на себя внимание авторитетов марксизма: история семьи (с обязательным введением «промискуитета» и «матриархата» в качестве базового этапа), история религии и собственности. Надо отметить, что именно П. Лафарг в своих «Очерках по истории культуры» впервые обратил внимание на роль общественного мнения и влияние средств массовой информации на формировании политики109. Другим представителем социалистического течения во французской этнологи- ческой науке был Элизе Реклю (фр. Reclus, Elisée; 1830–1905) — географ, писатель и политический деятель, один из основателей анархизма во Франции. Наиболее близки к тематике этнологии его труды «Всеобщая география» и «Человек и земля». По его мнению, в процессе исторического развития изменились отношения человека с при- родой, а создатели индустриальной цивилизации преобразуют Землю в соответствии со своими потребнос тями, что нарушает первичную гармонию человека и природы. Таким образом Э. Реклю был предшественником современной экологии и тех современных этнологов, которые акцентируют внимание на воздействии природно- го фактора на развитие человеческой культуры. Основой понятийного аппарата ис- следователя стали термины «эволюция» и «революция». Он считал эволюционный процесс длительным явлением, который «подгоняется» явлениями краткосрочными — революциями: «История человечества… дает нам массу примеров жизни племен, народов и государств, которые исчезли с лица Земли вследствие медленной эволюции, влекшей их к собственной гибели»110.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: