Трансформация концептуальных идей в образовательной сфере

Реализация идей взаимосвязанного развития общества и образования в России «спотыкается» все эти годы об один и тот же камень преткновения: неспособность в эпоху стремительных перемен привести темпы изменений в различных социальных сферах в некое здоровое соответствие и упорядочить их взаимодействие.

Не дожидаясь, когда государственная и идеологическая элита России сделает окончательный выбор в приоритетах развития образования, региональные системы, утомленные многолетней рефлексией, определили наиболее комфортный путь выживания и развития – объединение субъектов национально-образовательной практики в рамках «естественного ареола обитания.

Современное российское образование интуитивно пришло к органическому определению своего социального расположения и соответственно целей деятельности. Аккумулируя пространство и человеческие ресурсы городов и сел, оно движется проблематикой своего места обитания-обетования. Объединенные по очень понятным основаниям: общая территория, традиции, смыслы, ценности (в нормативных документах последних лет определяемые как национально-региональный компонент) - учреждения образования всех уровней, а зачастую и вступившие с ними в коалицию местные наука и производство, поставили точку в «дурной бесконечности» называемой «перестройка-реформирование-модернизация….», зафиксировав возрождение особой, пульсирующей во времени, реальности: «образовательный округ (комплекс и т.д.).»

Система современного образования, реагируя на текущие потребности деформированного рынка (в частности, в сторону торгово-посреднических, финансово-сервисных видов деятельности), способствует искажению истинной кадровой картины, порождая безработицу среди молодых специалистов.

В большинстве территорий России сегодня значительная часть выпускников педагогических образовательных учреждений не работает в школах, медицинских – в здравоохранении, инженерных – на производстве, юридических в структурах МВД, выпускников учебных заведений сельскохозяйственной направленности – в аграрном секторе. И всё это - в условиях, когда не хватает врачей, педагогов, следователей, агрономов и т.д.

Государство и общество ждут от образования результатов принципиально иного качества. Создание структур аналогичных Центрам занятости и трудоустройства выпускников, Центрам Госзадания, Институтам профессиональной ориентации может выродиться в игру форм и пустоту содержания, если не определить изначально и жестко базисные задачи их деятельности. Иначе, как наблюдаем, срабатывает принцип инерции мышления, и структуры с пафосом воспроизводят то, что привычно: функционируют, хотя большая часть задач в Концепции модернизации носит четко проектный и программный характер, ориентированный на реабилитацию конкретной социальной ситуации.

Уже сегодня понятно, что если система занятости и трудоустройства выпускников системы профессионального планирует стать полноправным членом государственной системы образования, она должна завязать на себе задачи корреляционного анализа[8] развития социально-экономическое сферы, рынка труда и занятости населения, демографии и собственно образования (то, что еще никто не делает)[9], так как учет и грамотный расклад этих показателей, в текущем и перспективном планах, необходимое условие опережающего управленческого действия, ориентированного на устранения причин безработицы и не востребованности выпускников учреждений профессионального образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: