Сравнительная характеристика понятий: ОБУЧАЕМОСТЬ И ОБУЧЕННОСТЬ.
Отечественные психологи, такие как Б.Г.Ананьев, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова и т.д. начали разрабатывать такое специальное понятие для процесса обучения как ОБУЧАЕМОСТЬ.
В школе достаточно широко используется термин «обучаемость», реже «обученность». Содержание каждого из этих понятий лучше выявляется при их сопоставлении.
ОБУЧЕННОСТЬ – это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения. Она включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).
Обученность –это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опираться в работе с учеником.
ОБУЧАЕМОСТЬ – это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности. Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Если обученность – это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость – это характеристика его потенциального развития.