Начиная работу с учеником, учителю необходимо выявить состояние обученности и обучаемости данного ученика, поставить на этой основе обучающие и развивающие задачи и затем, после завершения определенного этапа работы (например, к концу учебного года), вновь оценить состояние обученность и обучаемости учащегося и изменения в них.
Компоненты обученности:
· Знания (образы предметов, явлений материального мира, действий человека с этими предметами) – это первый итог обучения. В школе этому компоненту обученности придают центральное значение, для психологов же порой характерен недоучет их роли.
· Но знания не существуют в голове ребенка вне той деятельности, которая привела к их усвоению. Поэтому при анализе обученности надо знать состояние тех видов активной деятельности (учебной, мыслительной и т.д.) ученика, которые обеспечили их усвоение. Этому компоненту обученности психологи придают большое значение, в школе же его роль оценивают недостаточно.
Психологические показатели обучаемости включают:
|
|
Готовность, открытость к дальнейшему обучении (мотивационно-целевой компонент).
· Реальная возможность к дальнейшему усвоению новых знаний, новых видов активной деятельности, к переходу на новые уровни обученности (операционный аспект).
Психологическими показателями обучаемости являются:
· Активность ориентировки в новых условиях;
· инициатива в выборе необязательных заданий;
· самостоятельное обращение к более трудным заданиям;
· настойчивость в достижении учебной цели;
· умение работать в ситуациях помех, препятствий, монотонной деятельности др.
· восприимчивость к помощи другого человека и чувствительность к подсказке;
· готовность принять помощь другого человека и отсутствие сопротивления.
При этом уровень обучаемости определяется:
· характером дозированной помощи: общее подкрепление («это вы можете»), наводящие вопросы («на какое правило эта задача?»), показ начала действия, показ всего действия до конца и др. В целом, чем меньше дозированной помощи нужно ученику для решения, тем выше уровень его обучаемости;
· суммарным показателем обучаемости, по З.И. Калмыковой, являются:
экономичность и темп мышления: количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи, количество шагов для ее самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение;
· способность к самообучению;
· работоспособность, выносливость.
Таки образом, для высокого уровня обучаемости характерны: умение действовать «в уме», осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения.
Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большом ее количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности.