Наименование | Ед. изм | ВАЗ-2108 (Рi) | Golf (Рiб) | Заменяемый образец Рi(з) | q i(d | q i3 | Коэффициенты весомости | Грузовые коэффициенты весомости | |||||||||||
m ij | m ij* q i3(б) | m i* q i(б) | Qj(б) | Qj(З) | m j | m j* Qj(б) | m j* Qj(З) | ||||||||||||
Масса снаряженного автомобиля | кг | 0,94 | 1,11 | 0,17 | 0,16 | 0,19 | 1,03 | 1,33 | 0,2 | 0,206 | 0,266 | ||||||||
Время разгона | с | 16,7 | 1,08 | 1,13 | 0,16 | 0,17 | 0,18 | ||||||||||||
Полезная длина салона | мм | 16,75 | 16,71 | 15,8 | 1,06 | 0,15 | 0,15 | 0,16 | |||||||||||
Допустимая полезная нагрузка | кг | 0,9 | 1,06 | 0,12 | 0,11 | 0,13 | |||||||||||||
Объем багажного отделения | м3 | 0,3 | 0,34 | 0,37 | 0,88 | 0,81 | 0,11 | 0,1 | 0,09 | ||||||||||
Наименьший дорожный просвет | мм | 1,23 | 1,02 | 0,1 | 0,12 | 0,1 | |||||||||||||
Продолжение табл. 1.2
Наименьший радиус поворота | м | 5,6 | 1,12 | 0,1 | 0,1 | 0,11 | ||||||||
Максимальная скорость | км/ч | 0,99 | 1,02 | 0,09 | 0,09 | 0,09 | ||||||||
Показатели надежности | ||||||||||||||
Коэффициент запаса прочности | кг/дм2 | 1,39 | 1,27 | 1,45 | 1,1 | 0,96 | 0,33 | 0,36 | 0,32 | 1,03 | 1,13 | 0,18 | 0,185 | 0,203 |
Наработка на отказ | тыс. км | 1,5 | 0,28 | 0,28 | 0,42 | |||||||||
Ресурс до КР | тыс. км | 0,22 | 0,22 | 0,22 | ||||||||||
Срок службы | лет | 0,17 | 0,17 | 0,17 | ||||||||||
Показатели экономического использования сырья, материалов, топлив, энергии и трудовых ресурсов | ||||||||||||||
Топливная экономичность | л/100км | 7,27 | 7,15 | 9,5 | 0,98 | 1,31 | 0,6 | 0,59 | 0,77 | 1,0 | 1,22 | 0,16 | 0,16 | 0,195 |
Объединенная оперативная удельная трудоемкости ТО и ТР | 2,3 | 2,35 | 2,8 | 1,02 | 1,22 | 0,4 | 0,41 | 0,45 | ||||||
Эргономические показатели | ||||||||||||||
Уровень шума с салоне | дБ | 0,95 | 1,01 | 0,34 | 0,32 | 0,34 | 0,98 | 1,08 | 0,14 | 0,192 | 0,151 | |||
Усилие на ободе рулевого колеса | Н | 1,25 | 0,33 | 0,33 | 0,41 | |||||||||
Усилие на педаль рабочего тормоза | Н | 0,33 | 0,33 | 0,33 | ||||||||||
Экологические показатели | ||||||||||||||
Уровень внешнего шума | дБ | 1,04 | 1,04 | 0,34 | 0,35 | 0,35 | 1,05 | 1,09 | 0,14 | 0,147 | 0,153 | |||
Показатели токсичности отработавших газов (СО) | г/испыт | 1,12 | 1,15 | 0,33 | 0,37 | 0,38 | ||||||||
SCH+NOx | г/испыт | 20,5 | 1,08 | 0,33 | 0,33 | 0,36 | ||||||||
Показатели безопасности | ||||||||||||||
Тормозной путь | м | 43,2 | 43,2 | 0,88 | 1,0 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | 0,96 | 1,0 | 0,12 | 0,115 | 0,12 | |
Соотв. законодат. Требован. | % | 0,35 | 0,35 | 0,35 | ||||||||||
Эстетические показатели | ||||||||||||||
Комплексная оценка худ. – констр. Совета | балл | 1,0 | 1,25 | 1,25 | 1,0 | 1,11 | 0,06 | 0,06 | 0,075 |
|
|
Обобщенный показатель И = 1,005 по отношению к заменяемому И = 1,163.
Вывод: по ТУ автомобиль ВАЗ-2108 находится на уровне Golf-1300 и выше уровня заменяемого автомобиля.
Разработчик продукции несет ответственность за технический уровень и является держателем «Карты технического уровня и качества продукции». Методика ее составления определена РД 37.001.031 – 86. Карта включает расчет комплексного и интегрального показателя, общие данные о продукции, сведения о представителях типоразмерного ряда, сведения о качестве продукции (по данным испытаний). Вся карта включает 6 форм и несколько приложений (экспертные заключения, фотографии и т.д.). Экспертные заключения составляются на базе методов экспертных оценок.
|
|
Недостатки:
1) Если в мировой практике результаты оценки определяются по среднегеометрическому значению, то у нас по среднеарифметическому, что делает результат на 7 – 9% выше, т.е. завышает оценки экспертизы.
2) Нет общего показателя надежности. Например ресурс 300 т×км, а отдельные детали 125, 250 т×км и т.д.
3) Абстрактные числа показателей лишены физического смысла.
5. Оценка ТУ на основе квалиметрии
5.1. Общие положения
Квалиметрия – наука о методах количественной оценки качества продукции. На основе квалиметрии предлагается ввести для оценки технического уровня новую единицу ТРАН. Измерение основано на энергетическом подходе, АТС оценивается по совокупности 3 свойств:
1) величина полезного эффекта работы;
2) материальные издержки эксплуатации;
3) добротности конструкции.
Чтобы понять суть метода, необходимо сделать отступление в область теории измерений. В наше время система СИ содержит 7 основных единиц (длина, масса, время, количество вещества, температура, сила тока, сила света) или около 200 производных. Но почему 7, а не 3 как в кг×с? В 1873 году Максвелл внедрил идею о достаточности 2 единиц L и Т. В дальнейшем эта идея развилась, у нас Де Бартини и Кузнецов разработали кинематические системы физических величин (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Таблица Де Бартини и Кузнецова
L-1 | L0 | L 1 | L2 | L3 | L4 | L5 | L6 | |
T-6 | Скорость переноса мощности | |||||||
T-5 | Мощность | |||||||
T-4 | Удельный вес градиента давления | Сила | Энергия | Скорость перемещения момента импульса | ||||
T-3 | Массовая скорость | Импульс | Момент импульса | |||||
T-2 | Линейное ускорение | Масса | Тонна/км | |||||
T-1 | Линейная скорость | |||||||
T0 | Кривизна | Радиан | Длина | Площадь | Обьём | Момент инерции площади | ||
T1 | период | |||||||
T2 |
Отсюда классификация наук по сложности математика (без ед. измерения), геометрия (L), кинематика (L, T), динамика (L, T, M)…. Таблица Кузнецова состоит из вертикальных столбцов L (L-3…L6) и горизонтальных строк Т (Т-3…Т3). Пересечение столбца и строки дает размерность тот или иной физической единицы. Основы таблицы L0 и Т0, пересечение их опорная точка системы – совокупность безразмерных показателей.
Перемещение по диагонали вправо – вверх эквивалентно умножению на линейную скорость. Всего получается около 100 величин, причем больше половины сейчас не используется. Но в табл. 1.3 только L и Т. Где масса, энергия и т.д?
В 1619 г. Кеплер открыл 3-й закон движения планет (2-й закон сохранения):
R3 / T2 = const,
где R- радиус орбиты;
Т – период обращения.
Позднее Ньютон назвал эту константу массой (L3 Т-2).
В 1609 г. И. Кеплер открыл 2-й закон (1-й закон сохранения): секторальная скорость (огибаемая в единицу времени радиусом – вектором планеты, движущейся по орбите) – есть величина постоянная.
В 1686 г. Ньютон открыл 3-й закон сохранения – закон сохранения импульса.
В 1800 г. Лаплас открыл 4-й закон – закон сохранения момента импульса.
В 1842 г. Майер открыл 5 –й закон сохранения – закон сохранения энергии
В 1855г. Максвелл открыл 6-й закон – закон сохранения мощности, необходимой для существования постоянного поля.
Это таблица законов природы. L2 Т-4 – закон Гука; L1 Т-2 – закон колебательного движения. Новые законы сохранения включают прежние как частные случаи Развитие экономики позволило в 1783 г. Сартини и Кузнецову сформулировать закон сохранения мобильности – скорость переноса мощности L6 Т-6. Например, мобильность парка экскаваторов – величина постоянная. В 1980 г. они предложили новую единицу – Тран – произведение массы на расстояние и квадрат скорости mLv2 (L6 T-4), характеризующую энергетическую сущность транспортного процесса.
|
|
Работа транспорта до сих пор оценивается в тонно-километрах (т×км) (L4 Т-2). Но он не учитывает скорости доставки грузов. Однако транспортникам т×км выгоднее, т.к. неустойку за задержку не берут у нас.
Оценка эффективности работы транспорта оценивается часовой производительностью транспорта – произведение массы на скорость m×V (L4 Т-3). Допустим, что вес автомобиля удвоился значит скорость должна уменьшиться в 2 раза (закон сохранения), но это не так (только в 1,26 раза).
Тран - это универсальный показатель транспортных услуг, который предполагает отталкиваться не от массы, а от работы (энергии), т.е. это работа на единицу пути.
1 тран = работе, затрачиваемой на перевозку 1 тонны груза на расстояние 1 км со скоростью 1 км/ч. Введение трана позволяет выработать систему показателей для квалиметрических расчетов:
- полезный эффект работы
- расход топлива и материалов
- эффективность применения
- техническое качество
- технический уровень.
5.2. Квалиметрические оценки ТУ
Технический уровень ТС оценивается критерием:
где А – величина транспортных услуг, т×км3/ч2 (физический смысл ее – расход мощности системы услуг за время пребывания груза в системе)
А = Q×L×V2p, т×км3/ч2 (тран);
Q - абсолютная величина перевозимого груза, т;
L - дальность перевозки;
Vp - рейсовая скорость, км/ч;
Gт - расход топлива на рейс, т;
K = A×j - коэффициент, учитывающий усилия разработчика на достижение полезного эффекта (коэффициент технического качества);
φ - коэффициент добротности конструкции
|
|
Vmax - максимальная скорость, км/ч;
Ga - полная масса, т;
H - допустимая перегрузка;
L - автономный ход по запасу топлива, км;
V - габаритный объем;
K1 - коэффициент коммерческой отдачи массы машины;
K2 - коэффициент ходовых достоинств;
K3 - коэффициент запаса динамических свойств;
Q – грузоподъемность машины.
Эффективность транспортной работы, тран/т.:
Расчеты квалиметрических чисел для различных видов транспорта показывают, что они могу быть разделены по величинам транспортных услуг А, технического качества К, топливной эффективности hт и технического уровня Т. Пример представлен в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Расчет квалиметрических чисел
ТС | А*106 тран | К*1012 тран | Т*104 тран/т |
Легковой а/м | 0,8 - 4,7 | 2,8 - 39 | 1,3 – 9 |
Грузовой а/м | 1- 45 | 0,8 - 135 | 0,3 - 7,5 |
Дирижабли | 2 - 3800 | 2,5 - 100000 | 0,07 - 0,6 |
Самолеты | 16000 – 400000 | 11000 - 200000 | 4,2 - 18,5 |
Так, если судить в т×км ЯК-40 может быть заменен КамАЗ-53212 (12700-14500 т×км), а в транах 6900*106 – 41,9*106, т.е. у самолета транспортная работа больше.
Оценим ТУ автомобиля ЗАЗ-1102. Паспортные данные занесены в табл. 1.5.
Таблица 1.5