double arrow

Паспортные данные автомобилей

 

Модель QT, т Vmax, км/ч Н, км Ga, т V, м3 L, км Vбак л Qт, л/100км Gт, т N1, л.с. Ресурсы 103кг
ЗАЗ – 1102 0,37   0,36 1,08 8,1     4,6 0,0289    
Фиат Уно 0,4   0,36 1,11 8,05       0,0311    
Мир max рынок min 0,5 0,32 190 110 0,36 0,3 1,49 0,855 9,4 4,45 1000 900 60 27 8,3 4,0 0,0414 0,02 139 31 150 90

 

Gт = Vбак × rт = 39×0,74 = 28,9 кг = 0,0289 т.

К1 = 0,3425; К2=565×104; К3 =2,42 при Vр =90 км/ч, т.е. j = 4,69×106.

A = 2,542×106 тран; К = 11,9×1012 тран; Т = 4,13×1014 тран/т.

Результаты расчета заносим в табл. 1.6.

Таблица 1.6

Результаты расчета

 

  А*106 Φ*106 К*1012 Т*1014
ЗАЗ - 102 2,54 4,69 11,92 4,13
Фиат - Уно 2,79 4,89 4,89 4,29
Мир max рынок min 3,24 1,17 6,86 1,89 19,12 2,9 7,17 1,3

 

Считается, что автомобиль может называться новым, если он превосходит по коэффициенту К старую модель примерно в 1,5 раза.


Лекция №2

Технический уровень легковых автомобилей

 

1. Анализ компоновочных схем

 

Компоновочные схемы легковых автомобилей определяются относительным расположением двигателя и ведущих колес. Основными компоновочными схемами являются:

– классическая;

– заднеприводная;

– переднеприводная.

Исторически первой появилась заднеприводная компоновка (1886 г.) Классическая компоновка возобладала с начала ХХ века, хотя была предложена в 1891 г. В процессе развития этой компоновки усилия конструкторов были направлены на уменьшение высоты автомобиля и смещение пассажирского салона вперед (в зону комфорта). Это самая распространенная схема. В 1958 г. в Англии появилась переднеприводная компоновка.

Классическая компоновка оставалась самой распространенной более полувека. Она была изготовлена в 1891 году. В процессе ее развития усилия конструкторов были направлены на уменьшение высоты автомобиля и смещения пассажирского салона вперед. Создание V- образного двигателя еще улучшило положение. Однако в результате совершенствования классической схемы задние колеса разгрузились и уже не удавалось получить равномерную загрузку 50х50%. Введение независимой задней подвески улучшает положение.

Достоинства:

– простота передней подвески;

– хорошее охлаждение двигателя;

– большой багажник;

– простота привода коробки передач.

Недостатки:

– наличие карданного вала;

– значительная длина и масса автомобиля.

Заднемоторная компоновка.

Достоинства:

– объединение двигателя в компактный силовой агрегат;

– уменьшение базы автомобиля;

– уменьшение веса и стоимости;

– хорошая обзорность впереди;

– хорошая проходимость;

– плоский пол;

– простота передней подвески;

– смещение пассажиров в зону комфорта.

Недостатки:

– маленький багажник;

– врожденная излишняя поворачиваемость;

– перегрузка задних колес, а, следовательно, и неравномерный износ шин;

– сложность управления коробкой.

Переднеприводная компоновка.

Наиболее распространена в особо малом, малом и частично в среднем классе.

Достоинства:

– большой багажник;

– хорошая проходимость;

– малый вес;

– малая чувствительность к боковому ветру;

– сокращение общей длины;

– отсутствие карданного вала;

– салон в зоне комфорта.

Недостатки:

– небольшая перегрузка передних осей;

– дистанционное управление коробкой;

– разная длина полуосей при поперечном расположении двигателя.

 

2. Весовые параметры

 

Согласно типажа значения сухих масс автомобиля распределены следующим образом (табл. 2.1):

Таблица 2.1

Класс Группа Сухая масса
I – особо малый   До 649
  650-799
II – малый   800-899
  900-1049 ВАЗ-2108
  1050-1150 АЗЛК-2141
III – средний   1150-1299
  1300-1499
IV – большой   1500-1900
  Не ограничен

 

Различают: сухая масса – масса автомобиля без воды, масла, топлива, инструментов;

снаряженная масса - с топливом, водой, маслом, запасным колесом, инструментом и дополнительным оборудованием (двигатель ~10%);

полная масса – водитель и пассажир по 75 кг и багаж на каждого 10 кг.

 

3. Кузов автомобиля

3.1. Типы кузовов

 

Кузова различают:

По внешнему виду:

– трехобъемные;

– двухобъемные.

По назначению:

– закрытые;

– частично открываемые;

– полностью открывающиеся;

– грузопассажирские.

Виды кузовов:

– Седан – полностью закрытый с 2-мя или 4-мя дверями и 2-мя рядами полноразмерных сидений;

– Купе – закрытый 2-хдверный кузов с одним рядом сидений или с дополнительными откидными сидениями (Ока);

– Лимузин – закрытый кузов с перегородкой между водителем и пассажиром, 3 ряда сидений, 6 дверей (ЗИС-101, ЗИЛ –4104);

– Ландо – частично закрытый кузов спереди и открывающийся сзади (Руссо-Балт К12/20);

– Кабриолет – частично открывающийся 2-х или 4-хдверный кузов с жесткими боковинами и мягким складным верхом (Победа, Москвич –400);

– Фаэтон – 2-х или 4-хдверный кузов с убирающимся верхом и съемными или убирающимися боковыми стеклами (ГАЗ-А, ГАЗ-69, ЗИЛ-1178);

– Хардтон (твердая крыша) – 2 двери, без боковых стоек (либо седан, либо купе);

– Родстер (спайдер) – гибрид фаэтона и купе;

– Универсал – грузопассажирский кузов с 2-мя рядами сидений и задней дверью (ВАЗ-2104);

– Фургон – грузопассажирский кузов, закрытый, где выделено отдельное место для водителя (Иж-2715, Москвич –2137);

– Пикап – грузопассажирский кузов с открытой платформой (Иж –27151);

– Комби – между универсалом и седаном (Иж –2125);

– Notchbeck – ступенчатый задок, 3-хобъемный кузов;

– Fastbeck – скорый задок, 3-хобъемный кузов с плавно спадающей крышей;

– Джип – 4х4 фаэтон (УАЗ –469);

– Минивэн – универсал повышенной вместимости, 3 ряда сидений.

 

3.2. Рабочее место водителя

 

Наружные размеры регламентированы ГОСТ 22748 –77 «Автомобильный подвижной состав». Рабочее место водителя, его размеры и показатели регламентируются РД 37.001.003-82. Положение сидений ГОСТ 24350 – 80. На рабочее место распространяются также все требования эргономики (см. выше).

 

4. Техническое совершенство легковых автомобилей

4.1. Двигатель

 

На легковых автомобилях впервые в 1960 г. фирма «Отто-Лайт» (США) установила полупроводниковую систему зажигания.

1962 г. – фирма «Глас» (ФРГ) применила зубчатый ремень для привода распред. Вала.

1967 г. – фирма «Бош» (ФРГ) разработала систему впрыска топлива с электронным управлением «Д-Джетроник».

1970 г. – взят 1000 км/ч рубеж скорости автомобилем «Био-Флейм» с ракетным двигателем 1014,29 км/ч.

1972 г. – на автомобили «Крайслер» стали устанавливать необслуживаемые аккумуляторы.

1973 г. –«Хонда» начала выпуск двигателей с послойным сгоранием обедненной смеси.

1974 г. – на автомобилях «Лотос» применен алюминиевый клееный радиатор (Англия).

1976 г. ­– на «Олдсмобил-Торонадо» (США) впервые применили микропроцессорную систему управления зажиганием – МИСАР.

1977 г. – «Бош» (ФРГ) начала выпуск бесконтактной системы зажигания с датчиком Холла.

1979 г. – на автомобилях «Симка» (Франция) стали устанавливать бортовые компьютеры для контроля расхода топлива.

1981 г. – на автомобилях «Кадиллак» (США) стали устанавливать двигатели 8-6-4 (с отключаемыми попарно цилиндрами).

1982 г. – фирма «Исудзу» (Япония) построила керамический автомобильный дизель, работающий по адиабатному циклу (без теплообмена с окружающей средой).

1983 г. – «Исудзу» – микропроцессорное управление турбонаддувом.

1985 г. – фирма «СААБ» (Швеция) стала монтировать систему электронного зажигания без распределителя (бобина в блоке со свечами)

1985 г. – на «Фольксваген» (ФРГ) применили приводной нагнетатель спирального типа для наддува.

 

4.2. Трансмиссия

 

1966 г. – на автомобиле «Дженсен-ФФ» (Англия) применен впервые постоянный привод на 4 колеса (4х4).

1980 г. – фирма «Американ Моторс» (США) применила на полноприводных моделях «Игл» вязкостные муфты с силиконовой жидкостью вместо дифференциалов.

1982 г. – фирма «Мицубиси» – противобуксовочная система, управляемая ЭВМ.

1984 г. – голландская фирма «DAF» применила систему «Трансматик» для бесступенчатой трансмиссии (КВТ).

 

4.3. Ходовая часть, управление

 

1960 г. – автомобили «Кадиллак» и «Крайслер» (США) стали выпускаться с узлами шасси, не требующими смазки в течение всего срока службы.

1961 г. – фирма «Американ Моторс» стала комплектовать модели ремнями безопасности

1964 г. – фирма «Сабье» (Франция) и «Филлипс» (Голландия) разработали галогенные фары.

1966 г. – на автомобиле «Олдсмобил-Торонадо» (США) впервые применено отрицательное плечо обкатки передних колес.

1967 г. – на спортивном автомобиле «Чапиарель-2Ф» (США) применено антикрыло.

1969 г. – «Форд» стала устанавливать пластмассовые бензобаки.

1970 г. – фирма «Даймлер-Бенц» (ФРГ) применила антиблокировочную систему тормозов с электронным аналоговым управлением.

1977 г. – завод «Брэбхэм» (Англия) применил для кузова гоночного автомобиля углепластик.

1978 г. – автомобили «Мерседес-Бенц» стали комплектоваться микропроцессорной антиблокировочной тормозной системой.

1980 г. – «Мицубиси» – навигационная спутниковая система.

1981 г. – на самосвалах «Юклид» (США) стала устанавливаться подвеска с упругими элементами с сжиженной кремнеорганической жидкостью.

1982 г. – «Тойота» – панель приборов на жидких кристаллах;

«Ниссан» – распознаватель устных команд водителя.

1983 г. – на автомобилях «Шевроле» (США) начали применять рессоры из армированной пластмассы;

1983 г. – на автомобилях формулы-1 «Лотос-93Т» (Англия) применена «активная» гидропневматическая подвеска колес управляемая ЭВМ;

1983 г. – «Ниссан» – автоматический стеклоочиститель, чувствительный к осадкам;

1983 г. – «Тойота» – комплексная система управления двигателем и трансмиссией.

1984 г. – фирма «ЛИН» (Австрия) изготовила шины литьем.

 

5. Крупнейшие автомобильные компании

 

1. Дженерал Моторс (GMC), США.

1-е место по объему продажи – более 9 млн. авт. в год (20% мирового выпуска).

Основана в 1908 г. Правление в г. Детройте (Мичиган).

80% легковых автомобилей.

Владелец 48-и фирм: Воксхол, Бедфорд, Лотос (Великобритания), Опел (ФРГ) и другие в 36 странах.

Модели: Олдсмобил, Кадиллак, Шевроле, Понтиак.

Расходы на НИОКР – 3,8%.

Сеть дилеров – более 15 тыс.

2. Форд Мотор, США.

2-е место по объему продажи. 5,5 млн. авт. в год – выпуск.

Основана в 1903 г. Правление в г. Дирборн (Мичиган).

90% легковых автомобилей.

Модели: Форд, Линкольн.

Расходы на НИОКР – 4%.

3. Крайслер, США.

6-е место по объему продажи – 2 млн. авт.

Основана в 1925 г. Правление в г. Детройте (Мичиган).

Модели: Крайслер, Додж, Плимут.

Расходы на НИОКР – 3%.

4. Фольксваген, ФРГ.

5-е место по объему продажи – 2,7 млн. авт.

2-е место в ФРГ после «Даймлер-Бенц».

Основана в 1937 г. Правление в г. Вольфсбург.

43% легковых автомобилей.

Модели: Фольксваген, Ауди.

5. Даймлер-Бенц, ФРГ.

4-е место по объему продажи – 814,2 тыс. авт.

Основана в 1926 г.

13% легковых автомобилей.

Модели: Ханонал, Хепшель.

6. Фист, Италия.

8-е место по объему продажи – 11533 тыс. авт.

Основана в 1906 г. Правление в г. Турии.

% легковых автомобилей.

Модели: Лянчия, Феррари, Ивеко.

7. Rover, Британия.

24-е место по объему продажи – 500 тыс. авт.

Основана в 1952 г. С 1975 г. национализирована.

Все виды автомобилей.

Модели: Layland, Rover, Моррис, Ягуар, Land-Rover.

8. Reno, Франция.

Производство 2 млн. авт.

Основана в 1898 г. Национализирована в 1945 г.

Правление в г. Булонь.

Легковые, грузовые, автобусы, тракторы.

9. Pego, Франция.

11-е место по объему продажи – 1800 тыс. авт.

Основана в 1876 г. Правление в г. Париж.

Легковые и легкие грузовые.

Модели: Pego, Ситроен.

10. Volvo, Швеция.

14-е место по объему продажи – 300 тыс. авт.

Основана в 1915 г. Правление в г. Гетеборг.

60% легковых автомобилей и грузовых.

11. Toyota Motor Corporation, Япония.

3-е место по объему продажи – 3,7 млн. авт.

Основана в 1937 г. семьей Тойода.

Расходы на НИОКР – 4%.

Легковые и грузовые автомобили, автобусы, тракторы.

12. Nissan Motor.

7-е место по объему продажи – 2,2 млн. авт.

Основана в 1933 г.

Легковые и грузовые автомобили, автобусы.

13. Honda Motor.

13-е место (3-е в Японии) по объему продажи – 1,2 млн. авт.

Основана в 1948 г.

Мотоциклы, легковые автомобили, легкие грузовики.

 

6. Крупнейшие заводы СНГ

 

1. АЗЛК – г. Москва. Основан в 1930 г. С 1947 г. – модель «Москвич». 180 тыс. авт.

На заводе первыми в стране применили распределительный вал в головке цилиндров (1967), диафрагменное сечение (1968), прямоугольные фары (1970), пластмассовые буфера (1981).

Модели: Москвич-2141, 2140.

2. БелАЗ – г. Жодино. Основан в 1959 г. 2,0 тыс. авт.

Модели: БелАЗ 540 (27 т), 548 (40 т), 7520 (120 т), 7521 (180 т).

3. ВАЗ – г. Тольятти. Основан в 1970 г. 720 тыс. авт. – 1-е место.

Впервые применен привод на все колеса (1977), зубчатый ремень (1980), блок-фары (1980), передний привод (1986), бесконтактное электронное зажигание (1986).

Модели: ВАЗ-2105, 2107, 2108, 2109.

4. ГАЗ – г. Нижний Новгород. Основан в 1932 г. 2-й по масштабу производства в стране.

Впервые применили алюминиевые сплавы для двигателей (1957), гипоидные главные передачи (1956), самоблокирующиеся дифференциалы (1959).

Легковые автомобили: ГАЗ-24, 14, 3102 – 70 тыс. авт.

Грузовые: ГАЗ-53, 66, 52, 4321 – 100 тыс. авт.

5. ЗАЗ – г. Запорожье. Основан в 1960 г. 150 тыс. авт.

Впервые применили электромагнитные сцепления (1966).

Модели: ЗАЗ-968, 1102.

6. ЗИЛ – г. Москва. Основан в 1924 г. 150 тыс. авт.

Модели: ЗИЛ-130, 4104.

7. ИЖ – г. Ижевск. Основан в 1966 г. 180 тыс. авт.

Модели: ИЖ-2125, фургон 2715, пикап 27151.

8. КА Полная масса 2-хосного автомобиля ВЗ – г. Курган. Основан в 1958 г.

Модели: КАВЗ-685.

9. КАЗ – г. Кутаиси. Основан в 1951 г.

Модели: КАЗ-4540 (4х4).

10. КамАЗ – г. Набережные Челны. Основан в 1976 г. 150 тыс. авт.

Модели: КамАЗ-5320, 5410, 4310, 5511.

11. КрАЗ – г. Кременчуг. Основан в 1959 г.

Модели: КрАЗ-250, 260.

12. ЛАЗ – г. Львов. Основан в 1951 г.

Модели: ЛАЗ-699, 4202.

13. ЛиАЗ – г. Ликино (Московская область). Основан в 1959 г.

Модели: ЛиАЗ-677.

14. ЛуАЗ – г. Луцк (Волынская область). Основан в 1966 г.

Модели: ЛуАЗ-969М.

15. МАЗ – г. Минск. Основан в 1947 г.

Модели: МАЗ-5335, 6422, 7310.

16. МоАЗ – г. Могилев. Основан в 1961 г.

Модели: МоАЗ-6401 – для подземных работ, МоАЗ-522 (20т) – 4х4.

17. ПАЗ – г. Павлово-на-Оке. Основан в 1950 г.

Модели: ПАЗ-3204, 3201.

18. РАФ – г. Елгава (Латвия). Основан в 1954 г.

Модели: РАФ-2203.

19. ТОАРЗ – г. Таллин. Основан в 1961 г.

Гоночные машины, кузов из стеклопластика, магниевые колеса, дисковые тормоза.

Модели: Эстоил 16, 18, 20.

20. УАЗ – г. Ульяновск. Основан в 1942 г.

Пионер кабины над двигателем.

Модели: УАЗ-452, 469.

21. УралАЗ – г. Миасс. Основан в 1944 г.

Модели: Урал-4320, 5557.


Лекция №3

Грузовые автомобили и автопоезда

 

1. Общая компоновка

 

Эксплуатационные свойства автомобиля в значительной степени зависят от основных параметров компоновки: базы, осевых нагрузок, переднего и заднего свеса, расположения двигателя и других.

В базовых автомобилях наибольшее распространение получили 2 основные схемы: кабина за двигателем (капотная), кабина над двигателем и 2 модификации.

Преимущества компоновки кабины над двигателем:

– более рациональное использование колесной базы и габаритной длины;

– максимальная загрузка переднего моста, т.е. увеличение грузоподъемности;

– снижение общей массы и трудоемкости изготовления;

– улучшение маневренности и обзорности;

– улучшение доступа к двигателю;

Например впервые в СССР МАЗ-500 заменил МАЗ-200. Компоновка позволила сократить базу на 570 мм, длину на 480 мм, увеличить длину платформы на 310 мм и грузоподъемность на 1000 кг.

Недостатки:

– усложнение конструкции кабины;

– неудобный вход в кабину;

– усложненный привод управления;

– ухудшается проходимость (поэтому ГАЗ и ЗИЛ, предназначенные для дорог типа Б сделали по капотной компоновке) особенно без груза на скользких дорогах;

– уменьшается безопасность;

– ухудшается плавность хода для водителя.

Международные и национальные законодательства предъявляют ряд ограничений на габаритные и весовые параметры (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Ограничения на габаритные и весовые параметры

 

Параметр СНГ За рубежом
Габаритная ширина, м 2,5 2,6
Габаритная высота, м 3,8 (4) 3,6-4,15
Длина автомобиля, м 2-хзвенного автопоезда   10-12,2 14,8-24
Полная масса, т: 2-хосного 3-хосного автопоезда   17,5   16-20 18-30 21-62

 

2. Организация рабочего места

 

Основным нормативным документом при проектировании рабочего места является ГОСТ12.2.023-76.

Рабочее место водителя проектируется с использованием двухмерных и трехмерных манекенов, воспроизводящих положения основных частей тела водителей различного уровня репрезентативности (представительности). Используют 3 манекена с 10, 50 и 90%-м уровнем репрезентативности (длиной бедра и голени).

Сиденье водителя должно иметь устройство для регулирования его положения относительно органов управления и ветрового стекла.

Перемещение в продольном направлении должно быть не менее 100 мм, вертикальном – 80 мм. Номинальный угол наклона оси торса к вертикали 12°.

Ширина кабины от 2,3 (MAN, FIAT) до 2,4 м (Mercedes, Scania).

Высота кабины от дороги от 2,6 (КамАЗ) до 3,1 м (Mercedes, Scania, Volvo).

Длина кабины от 1,8 (КамАЗ) до 2,1 м (Mercedes).

Некоторые фирмы Reno, DAF, Mercedes имеют вариант с высокой крышей для размещения спального места наверху.

 

3. Весовые параметры

 

Все дорожные АТС в СНГ подразделяются на две группы А и Б.

А: (МАЗ, КрАЗ) для эксплуатации на дорогах I, II, III категорий.

Нагрузка на ось 100 кН (180 – на тележку при расстоянии между смежными мостами не меньше 2,5 м).

Б: для эксплуатации на всей сети дорог 60 кН (110 кН).

В Венгрии и Польше ограничения 80 кН, в Италии – 120, Франции, Испании – 130, ЕЭС – 110 кН.

Чем выше нагрузка на ось, тем выше может быть грузоподъемность но выше и стоимость дороги.

Полная масса 2-хосного автомобиля 17,5 т, в Испании, Швеции – 26 т, Венгрии – 20 т, остальные страны – 16.

Полная масса 3-хосного автомобиля 25 т, во Франция, Испании, Швеции – 26 т, Венгрии – 20 т, Швейцарии – 19 т.

Полная масса автомобиля (а тем более автопоезда) ограничивается удельной мощностью, коэффициентом сцепного веса (), нагрузкой на ось. Для зоны А: Б:

Увеличение полной массы возможно за счет увеличения осей и прицепов. Распространены тягачи и прицепы с соотношением полных масс 1:1 (), что соответствует увеличению грузоподъемности прицепа в 1,3-1,4 раза. Но полная масса автопоезда ограничена (тип А).

Прицепные:

4-хосные (2+2) – 36 т.

5-тиосные (3+2) – 44 т.

6-тиосные (3+3) – 52 т.

Седельные:

3-хосные (2+1) – 26 т.

4-хосные (2+2) – 34 т.

5-тиосные (2+3) – 38 т.

(3+2) – 42 т.

6-тиосные (3+3) – 48 т.

 

4. Габаритные параметры

 

По рекомендациям СЭВ: ширина – 2,5 м, высота – 4 м, длина – 12 м, седельный автопоезд – 16,5 м; автопоезд с прицепом – 18 м, с двумя прицепами – 22 м.

Ограничения по управляемости, маневренности.

Габариты грузовой платформы должны соответствовать роду перевозимого груза. Специализированные автомобили имеют наибольший коэффициент использования грузоподъемности, так как приспособлены для перевозки груза одной плотности (самосвалы, цистерны). Универсальные автомобили перевозят груз разной плотности от 0,3 до 3 т/м3. Перегрузка опаснее недогрузки, поэтому платформы делают с низкими бортами 500-800 мм. Выпускают автомобили с платформой 3-х размеров: нормальной длины, укороченной (для перевозки грузов повышенной плотности; min 5,7 м), удлиненной (для перевозки легковесных грузов; max 12,25 м).

Существует размерный ряд унифицированных платформ. Седельные автопоезда более выгодны, так как платформа более длинная. Кроме того возможна «плечевая» схема перевозки между двумя пунктами со сменными полуприцепами.

На автомобилях и автопоездах для снижения расхода топлива и увеличения скорости ставят различные обтекатели, которые классифицируются по группам:

А – лобовые на крыше кабины (дефлекторы);

Б – нижние обтекатели на бампере (спойлеры);

В – обтекатели передней стенки кузова;

Г – устройства, устанавливаемые в зазоре между кабиной и кузовом (беззазорная сцепка между тягачом и прицепом);

Д – устройства на задней стенке кузова;

Е – устройства на боковых стенках кузова.

 

5. Компоновка прицепного состава

 

а) Прицепы общего назначения различают по числу осей от 1-й до 4-х.

Одноосные применяют в основном для легковых автомобилей.

Двухосные. Передняя ось выполняется поворотной или с управляемыми колесами (выгоднее так как снижается погрузочная высота, повышается боковая устойчивость, но усложняется привод). МАЗ-9398, ОдАЗ-9385.

Трехосные. Это прицепы повышенной грузоподъемности. Недостаток – боковой увод шин на поворотах, поэтому применяют 2-е или 3 поворотные оси, при этом радиус поворота уменьшается, улучшается маневренность.

Применение тележек в прицепах приводит к недогрузке их шин (так как нагрузка по норме на тележку меньше), поэтому часто используют тележки, у которых первая ось с двойными колесами, а задняя с одинарными. Достигается полное использование грузоподъемности.

Еще способ равномерной загрузки шин – применение 3-х независимых осей. При большой базе все оси выполняют поворотными.

Четырехосные – применяют редко из-за плохой управляемости.

Наиболее распространена схема с передней одноосной и задней 3-хосной тележкой.

б) Полуприцепы – различают по числу осей от 1-й до 3-х.

Две или три оси соединенные упругими и направляющими элементами подвески образуют тележки.

Преимущества полуприцепов с несколькими осями – большая грузоподъемность и лучшая плавность хода.

Недостатки – боковое проскальзывание (увод) шин и как следствие износ, повышенный расход топлива.

При значительном расстоянии между осями их делают управляемыми (самоустанавливающимися). Эти оси, как правило, наиболее удалены от тягача. Сдвоенные колеса на повороте тоже проскальзывают.

Основные параметры и размеры осей регламентируются ГОСТ 14650-69, параметры сцепки ГОСТ 2349-75 (высота, длина дышла, углы), при этом зазор между тягачом и прицепом долже быть не менее 50 мм при повороте с минимальным радиусом.

Параметры сцепки с полуприцепами регламентированы ГОСТ 12017-81.

Погрузочная высота по ГОСТ 12105-74 рекомендуется не более 1400 мм для прицепов и 1500 мм для полуприцепов.

Управляемость и устойчивость автопоезда снижается с увеличением веса прицепа. Поэтому отношение полной массы прицепа к массе автомобиля не должно превышать 1,25.

Уменьшение свеса дышла и тягово-сцепного устройства (расстояние от точки сцепки до оси) увеличивает устойчивость.

Уменьшение базы прицепа повышает устойчивость управления.

Разработаны конструкции сцепных устройств, обеспечивающие автоматическое увеличение свеса дышла при повороте. За счет этого повышается грузоподъемность, производительность до 10% и по эффективности они начинают превосходить седельные поезда.

 

6. Изготовители автопоездов (седельных)

 

СНГ: МАЗ-6422 + МАЗ-9396 (3+3) (48 т).

МАЗ-5432 + МАЗ-9397 (2+2) (42 т).

КамАЗ-54112 + ОдАЗ-9385 (3+2) (33 т).

США: FORD LNT-8000 + Аккерман (3+2) (33 т).

Транстар KOF 4070 A + Фрюхауф FB6.F240 (3+2) (42 т).

ФРГ: Mercedes-Benz 2232 LPS + Блюмхардт SAL 32.16 / 1063(38 т).

MAN 16.240 NT + Блюмхардт

Магирус-Дёйтц 230D 16FS + Блюмхардт (38 т).

Франция: Савьен SM280 (Reno) + Фрюхауф (32 т).

Италия: FIAT 684N + Виберти 14-18 (32 т).

Голландия:F2 800 (DAF) + Виберти (38 т).

Швеция: F 89-32 (Volvo) + Клешефранс (47 т).

Чехословакия: Шкода 110.47 + №32×120 TIR (38 т).

Венгрия: РАБА 843 + РАБА 574 (32 т).


Лекция №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: