1. Введение
Применение СПС автомобильного транспорта (АТ) позволяет повысить эффективность отрасли. Для современного АТ характерен рост объемов перевозок автопоездами. Так как они эффективны, возможна специализация, организация прогрессивных перевозок (челночник, плечевик и другие).
Специализация подвижного состава осуществляется путем оборудования базовых автомобилей, прицепов и полуприцепов специальными кузовами и устройствами, позволяющими перевозить различные виды грузов (сыпучие, жидкие, длинномерные, тяжеловесные, строительные конструкции, скоропортящиеся и т.д.).
Эффективность применения СПС зависит от правильного его выбора для определенного вида груза и условий эксплуатации.
2. Классификация перевозимых грузов и общие требования к подвижному составу
Номенклатуру грузов, перевозимых АТ можно разделить на следующие группы: строительные; сельскохозяйственные; грузы горнорудной промышленности; промышленные товары: жидкости; сжиженные газы; длинномерные; строительные конструкции; тяжелые, неделимые и габаритные; скоропортящиеся; хлебобулочные изделия.
|
|
К основным требованиям, предъявляемым к СПС относятся:
– приспособленность для перевозки различных видов грузов;
– наличие автономных устройств для механизации погрузки и выгрузки;
– проходимость.
3. Типы СПС и особенности их конструкции
Важнейшим направлением развития АТ является комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и повышение качества перевозок.
В общем объеме перевозимых АТ грузов наибольший удельный вес составляют навалочные грузы (в основном строительные материалы). Их удельный вес был в 1075 г. – 70%. Эти грузы перевозятся в основном самосвалами. Самосвалы эффективны при перевозках на расстояния 15-20 км. На большие расстояния целесообразно применить бортовые автомобили с механизированной разгрузкой.
Наименее механизированными являются погрузочно-разгрузочные работы с тарно-упаковочными грузами, составляющими 10% на которых занято 2 млн. грузчиков, а автомобили простаивают 50% рабочего времени. Наиболее эффективным решением этой проблемы является внедрение контейнерного и пакетного способов их перевозок и СПС – контейнеровозы, пакетовозы, автомобили самопогрузчики.
Первостепенное значение приобретет создание в СЭВ единой контейнерной транспортной системы (ЕКТС) с использованием контейнеров массой брутто 0,63-20 т и более.
Перспективным направлением в развитии механизации погрузочно-разгрузочных работ на АТ является внедрение различных типов автомобилей-самопогрузчиков. Такие автомобили также целесообразно эксплуатировать на расстоянии 15-20 км.
|
|
На рис. 4.1 представлены типы СПС.
Рис. 4.1. Классификация СПС
СПС имеет следующие преимущества:
1) большая сохранность грузов (количество и качество);
2) более высокая механизация процессов погрузки и выгрузки (самосвалы, цистерны с разгрузкой пневмо);
3) возможность перевозки специфических видов грузов (жидких, тяжелых);
4) снижение затрат на тару (фургон);
5) исключение дополнительных операций при перевозке грузов;
6) повышение безопасности и улучшение санитарно-гигиенических условий перевозки (цистерны для перевозки химических продуктов и пылевидных грузов).
Специализация осуществляется следующими методами:
1) установкой специализированных кузовов и дополнительного оборудования на шасси базовых моделей;
2) установкой кузовов на специальные шасси (самосвалы);
3) созданием несущих систем для повышения грузоподъемности (фургоны, рефрижераторы, цистерны);
4) созданием узкоспециализированных конструкций (карьерные самосвалы).
Основные направления совершенствования СПС:
1) обеспечение максимального использования грузоподъемности шасси;
2) предотвращение внешнего воздействия на качество груза;
3) обеспечение максимального удобства и эффективности погрузочно-разгрузочных работ.
Недостатки:
1) снижение грузоподъемности из-за установки специальных агрегатов и кузовов;
2) малый коэффициент использования пробега (применяют комбинированные или съемные кузова и складывающиеся (эластичные) резервуары).
Эти недостатки окупаются большей экономией труда и материальных ценностей в отраслях обслуживаемых АТ. Для устранения этих недостатков совершенствуют СПС – увеличивают динамические качества автомобилей, применяют длиннобазные шасси, более мощные двигатели, активные полуприцепы.
4. Автопоезда
Автопоезд состоит из двух или более транспортных звеньев, соединенных между собой (автомобиля-тягача и прицепов или полуприцепов).
Грузовые автопоезда по назначению разделяются на универсальные, специализированные и специальные.
Универсальные – с бортовыми платформами или универсальными фургонами для перевозки различных грузов.
Специализированные – самосвалы, панелевозы, цистерны и т.д. для перевозки определенных видов грузов.
Специальные – для перевозки постоянно смонтированного оборудования нетранспортного назначения (электростанции, компрессоры, мастерские и т.д.).
Если прицепные звенья не имеют ведущих колес, то автопоезд называется с пассивными, иначе – с активными прицепными звеньями.
По типу прицепа автопоезда делятся на: прицепные (рис. 4.2, а), седельные (рис. 4.2, б) и роспуски (рис. 4.2, в).
Рис. 4.2. Типы автопоездов: а – прицепные; б – седельные; в – роспуски
Если тягач прицепного автопоезда не несет полезной нагрузки, то иногда для увеличения сцепного веса он имеет балласт и называется балластным.
За последнее время в США получили распространение тягачи типа «верблюд» имеющие между кабиной и опорно-сцепным устройством бортовую платформу.
Автопоезда имеют следующие преимущества:
1) снижение нагрузки на ось при той же грузоподъемности;
2) наиболее полное использование имеющегося запаса мощности двигателей;
3) повышение производительности автомобилей (несмотря на снижение средней технической скорости на 15-20%) по сравнению с одиночными автомобилями в 2 раза;
4) снижение расхода топлива на тонну перевозимого груза на 20-30%;
5) снижение себестоимости перевозок на 20-30%;
6) уменьшение коэффициента тары и стоимости подвижного состава.
Снижение нагрузки на ось за счет увеличения числа осей позволяет резко снизить расходы на строительство дорог.
|
|
Особенно большой эффект достигается при использовании автопоездов с полуприцепами так как есть возможность повысить коэффициент использования пробега, сократить простои под погрузкой из-за сменных полуприцепов. Такие автопоезда имеют более высокую устойчивость, маневренность и проходимость по сравнению с прицепными автопоездами. Особенностями конструкции автомобилей-тягачей является применение дизельных двигателей так как меньше расход топлива и меньше загрязняют атмосферу, применяют многоступенчатые коробки, двухскоростные главные передачи, гидротрансмиссии, подъемные оси у тягача, обтекатели (дефлекторы). Электрическая передача у активных прицепов, пневматическая подвеска.
Марки автомобилей-тягачей ЗИЛ-130В1, КАЗ-608В, МАЗ-504А, Урал-377, КрАЗ-258, КамАЗ-5410, МАЗ-515Б.
5. Автомобили-самосвалы
Автомобили-самосвалы отличаются механизацией процесса выгрузки. Оси бывают по грузоподъемности от 5 до 100 т и более.
Классификация:
По приспособленности кузова
Универсальные (для перевозки различных сыпучих грузов и полужидких) – до 7 т (строительные и сельскохозяйственные с большим объемом кузова).
Карьерные – для перевозок руды, породы из карьеров.
По направлению сваливания груза
С разгрузкой назад, на одну сторону, на несколько сторон, вперед, с предварительным подъемом кузова (разгрузка в вагоны).
По принципу действия
С принудительной разгрузкой без наклона кузова;
С принудительным наклоном кузова.
Подъемные механизмы бывают с пневматическим, электрическим, гидравлическим приводом.
Кузова бывают ковшового, совкового и V-образного типа (для уменьшения центра тяжести и улучшения выгрузки)
Модели ЗИЛ-ММЗ-4502 (вместо 555), МАЗ-5549, КамАЗ-5511, КрАЗ-256Б, ГАЗ-САЗ-53Б, БелАЗ-540А, 548, 549.
Особенности конструкции: коробка отбора мощности, масляный насос, кран управления, телескопические цилиндры.
На строительстве широко применяются дункеры – короткобазные самосвалы. Особенности – короткие расстояния до 10 км, малый радиус поворота, высокая проходимость. Иногда делают без разворота – работа челночным способом – движение кузовом вперед. Подвеска иногда отсутствует, а поднятый кузов может использоваться как помощник бульдозера для разравнивания грунта. Кузов опрокидывается под действием собственного веса после освобождения запоров, возвращается пружинами.
|
|
6. Автомобили-самопогрузчики
Автомобили-самопогрузчики при небольшом снижении грузоподъемности обеспечивают механизацию погрузки и выгрузки штучных и затаренных грузов при незначительной затрате времени.
По типу погрузочно-разгрузочного оборудования они делятся:
Со стреловыми кранами, с качающимися порталами, грузоподъемными бортами, наклоняющейся платформой и навесными грузоподъемными устройствами, съемными кузовами.
Кран представляет собой консоль, вращающуюся на колонне, смонтированной на раме автомобиля между кабиной и кузовом.
Грузоподъемность автомобиля на шасси ЗИЛ-130 (4030 П) – 600 кг.
Применяются для перевозки универсальных автомобильных контейнеров.
Для погрузки и перевозки железнодорожных (ЖД) контейнеров применяются автомобили самопогрузчики портального типа (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Схема погрузки ЖД контейнеров
Грузоподъемность до 2,5 т. Недостатки: с заднего борта только погрузка и груз размещается не в любом месте кузова.
Автомобили с грузоподъемными бортами 100-1000 кг. Съемный кузов-контейнер – это легко и быстро отделяемая часть автомобиля, устанавливаемая на опоры или дорожную поверхность для выполнения погрузочно-разгрузочных операций. Резко снижается потребность в автомобилях.
По принципу съема и установки различают конструкции для вертикального подъема, скатывания и комбинированные.
Эластичные резервуары для перевозки жидких грузов. После использования он скатывается и освобождает кузов для других грузов (МР-4) – 4 м3 на ЗИЛ-130.
7. Автомобили-фургоны
Применение автомобилей-фургонов обеспечивает сохранность грузов, повышается использование грузоподъемности автомобилей при перевозке легковесных грузов, снижаются затраты на затаривание грузов.
По назначению фургоны делятся:
Универсальные;
Фургоны для перевозки промышленных и продовольственных товаров (в мягкой упаковке или без нее, с закреплением груза). Это фургоны для перевозки мебели, готового платья, тканей, хлеба и т.д.
Фургоны для перевозки скоропортящихся грузов (изотермические ледники, рефрижераторы, отапливаемые).
Требования к этим фургонам определены специальными правилами перевозок и «Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов», разработанным Комитетом по внутреннему транспорту Европейской Экономической комиссии ООН.
Способы охлаждения рефрижераторов делятся на временные и постоянные. Временное – осуществляется водой или сухим льдом. Постоянные – машинное охлаждение с постоянным приводом (холодильные установки).
8. Автомобили-цистерны
В автомобильных цистернах перевозят нефтепродукты, продукты питания (вино, молоко, масло), химические вещества (кислоты), порошкообразные вещества (цемент, гипс), сжиженные газы (аммиак, бутан), твердые вещества в расплавленном состоянии (сера, бутан) и т.д.
Некоторые из них относятся к числу опасных и в соответствии с Европейским соглашением о перевозках опасных грузов перевозятся в специальных цистернах.
Цистерны разделяют:
По материалу – сталь, алюминий, пластмасса.
По форме – круглые, эллиптические сечения.
По наличию перегородок и назначению – магистральные, местные.
По давлению – без избыточного давления, с избыточным давлением.
По термоизоляционным свойствам – изотермические, с обогревом.
По способу разгрузки – под действием силы тяжести, под давлением.
Кроме того, резервуары автомобильных цистерн могут располагаться горизонтально, вертикально и наклонно для ускорения процесса выгрузки.
Лекция №5
Автобусы
1. Весовые параметры и компоновка
Требования к рабочему месту водителя устанавливает ГОСТ 12.2.023-76. Во многих странах регламентированы весовые параметры и габаритные размеры.
Высота – 4 м; ширина – 2,5 м; длина одиночного – 12 м, сочлененного – 24 м.
Полная масса двухосного – 17,5 т, трехосного – 25 т.
Осевая нагрузка А (для дорог I, II категорий, городские) 115 кН, междугородние 100кН;
Б (для местных перевозок) 70 кН.
Компоновка: двигатель впереди, в середине, сзади (иногда смещен к левому борту).
При переднем расположении двигателя распределение осевых нагрузок неблагоприятно и приводит к увеличению заднего свеса, длинная трансмиссия.
Преимущество: простота управления двигателем.
При расположении двигателя в середине расположение нагрузок улучшается, но повышается уровень пола, увеличиваются вибрации, затрудняется доступ к двигателю, нет багажников, ухудшается его охлаждение.
Двигатель сзади – наиболее приемлемо для междугородних автобусов: минимальные вибрации, хорошее распределение осевых нагрузок, боковые багажники, хороший доступ к двигателю. Затруднено управление двигателем и трансмиссией, недостаточное охлаждение. Иногда двигатель сдвигают к левому борту, что приводит к более длинной трансмиссии и улучшению поперечного распределения нагрузок при полном наполнении городских автобусов, снижению уровня пола (ЛиАЗ-5256, Икарус-284).
Для междугородних автобусов и особенно туристических характерна высокопалубная компоновка с высотой пола от дороги до 1,8-2 м для лучшей обзорности и размещения подсобных помещений (Mercedes-Benz).
База городских автобусов составляет 5,5-6 м; передние и задние свесы 0,5-0,6 м от базы для размещения выходов.
Уровень пола по ГОСТ 10022-75 в зависимости от базы от 740 до 880 мм; высота подножки не более 400-270 мм (при смещении двигателя высота пола до 630 мм).
Трехосные автобусы в основном туристические: «Дрогмаллер» (ФРГ), Неоплан, Даймлер.
Автобусы Восточной Европы: Ельч (Польша), Чавзар (Болгария), Каросса (ЧСФР), Санос (Югославия).
Двухэтажные автобусы: «Лейланд» до 4,8 м.
Микроавтобусы: Фольксваген, Мицубиси.
2. Планировка пассажирского помещения
Нормы по планировочным размерам пассажирских помещений автобусов изложены в ГОСТ 10022-75 и 21777-76.
Различают планировки…
По количеству рядов (рис. 5.1):
– 4-хрядная (междугородние и туристические);
– 3-хрядная (городские, трамвай);
– 2-хрядная (метро).
– Смешанная.
Рис. 5.1. Классификация пассажирских помещений по количеству рядов
По расположению сидений:
– С сиденьем расположенным по ходу автобуса;
– Против движения;
– Купейная (редко);
– Вдоль бортов;
– С продольным смещением, которое создает большую свободу для рядом сидящих пассажиров.
Для городских автобусов основными требованиями являются удобство и быстрота и безопасность входа, прохода и выхода, быстрота сообщения и приспособленность к суточным изменениям интенсивности пассажиропотока.
Для городских автобусов отношение числа мест стоящих пассажиров к числу мест сидящих должно быть более 2:1, для пригородных менее 2:1.
ГОСТ 10022-75 устанавливает следующие нормы площади для пассажиров городских и пригородных автобусов: на одного сидящего ³ 0,315 м2; стоящего 0,2 м2(5 чел. на 1 м2), в час пик до 8 чел. на 1 м2.
ГОСТ 21777-76 устанавливает нормы площади для сидящих пассажиров междугородних автобусов – 0,34 м2, туристических – 0,37 м2.
Ширина сиденья (2-х местного) должна быть не менее 880 мм и в раздвинутом положении ³ 950 мм.
Лекция №6