Роль Средневековья в становлении западной цивилизации

Роль Средневековья в истории Западной цивилизации нередко сравнивают со «строительными лесами». Т.н. «темные столетия» на деле оказались важным созидательным этапом, когда утверждались основы общеевропейского культурного дома.

Средневековье заложило основы европейского мира (государства в их нынешних границах, формы власти и политической культуры, языки). Единой мировоззренческой и духовной опорой стало христианство, которое объединило многоликий разноплеменной мир, уравняло его (перед Богом), дало нравственные жизненные ориентиры, выдвинуло на передний план не формально-обрядовые, а личностно-исповедальные связи со Всевышним.

Отрицая античные культурные принципы (Средневековье и Античность связывают очень опосредованные отношения), Средневековье, тем не менее, решало важные исторические задачи. Меняется социально-экономическая основа - вместо прежних, рабовладельческих отношений утверждается феодально-крепостническая система и жесткая сословная иерархия. Благодаря христианству утверждается историзм сознания. В XI веке в Западной Европе появляются первые университеты и единая система образования («7 свободных искусств»). Появляются первые общеевропейские художественные стили в искусстве (романика и готика).

РОЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Период Возрождения и Реформации – переходный и переломный в истории Западной цивилизации. Будучи элитарной по сути, это – эпоха СИНТЕЗА (после Тезиса – Античность и Антитезиса – Средневековье). Смысл его - возродить античный образ свободного, творческого, социально активного человека, утвердив его в свете высоких христианских идеалов. С Возрождением складывался новый тип мышления и религиозности, особый духовный склад и образ жизни.

Возрождение провозглашает столь значимую для Западной культуры идею самоутверждения человека через индивидуальное творчество. Дух индивидуализма. «Человек творит себя сам» - важная мысль эпохи, внесословная самоценность личности. Воцаряется идея божественно-человеческого в искусстве. Осуществляется драматическая реабилитация науки (судьбы Д.Бруно, Г.Галилея) и эвристики. Происходит переоткрытие всей картины мироздания. Реформирование католического культа в Европе в 16 веке означало его осовременивание, очищение (, рационализацию (устранение монашества, упрощение (только 2 таинства: крещение и причастие), национализацию (службы на родных языках). Реформация мотивировала обязательность для всех трудовой деятельности как богоугодного занятия, что дало колоссальный импульс для дальнейшего развития буржуазно-капиталистических отношений. И Возрождение, и Реформацию объединял дух индивидуализма – основополагающий для дальнейшего развития Запада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: