Анализ деловой активности предприятия

Функционирование предприятия зависит от его способности приносить необходимую прибыль. При этом следует иметь в виду, что руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. Так, исходя из принятой финансовой стратегии, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования и т.д.

К вопросам учетной политики, определяющим величину финансового результата деятельности предприятия, в первую очередь, относятся следующие:

• выбор способа начисления амортизации основных средств;

• выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции, работ, услуг;

• определение способа начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам при их отпуске вэксплуатацию;

• порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов (путемнепосредственного их списания на себестоимость по мере совершения затрат или с помощью предварительногообразования резервов предстоящих расходов и платежей); '

• состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции;

• состав косвенных (накладных) расходов и способ их распределения и др.

Вполне понятно, что предприятие, раз выбрав тот или иной способ формирования себестоимости реализованной продукции и прибыли, должно придерживаться его в течение всего отчетного периода (не менее года), а все дальнейшие изменения в учетной политике должны иметь веские основания и непременно оговариваются. В целом, результативность деятельности любого предприятия может оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Так, с помощью показателей первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, чистой, нераспределенной) за ряд лет.

Отметим сразу же, что такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при этом не используются соответствующие способы пересчета в сопоставимые цены).

Вторая группа показателей практически не подвержена влиянию инфляции, поскольку представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т.д.). Экономический смысл значений указанных показателей (их принято называть показателями рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.

В заключение проведенного анализа финансового состояния делаются выводы по проведенным исследованиям.

Возможны 2 вида тактики проведения мероприятий по улучшению финансового состояния, вытекающие из конкретного положения предприятия.

В случае, когда финансовое состояние близко к банкротству, применяют защитную тактику. Она предусматривает проведение комплекса сберегающих мероприятий:

-устранение убытков; снижение себестоимости продукции;

-уменьшение потерь рабочего времени;

-снижение текучести кадров и др. меры,

На предприятии с устойчивым финансовым состоянием можно применить наступательную тактику. Она предусматривает:

- повышение конкурентоспособности продукции;

- закупка новых, прогрессивных технологий и т.д.

- наращивание объемов производства продукции;

- захват новых рынков сбыта;

Для всех предприятий можно порекомендовать инвентаризацию активов предприятия и освобождение их от "балласта" неликвидов и залежалых запасов, ускорение отгрузки готовой продукции и расчетов с покупателями и заказчиками, договоренность с банком или кредиторами об отсрочке части платежей и другие мероприятия.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: