В директиве Европейского союза "Глобальная концепция по сертификации и контролю сформулирована единая для всех государств Евросоюза политика качества. Она предусматривает проведение процедур аккредитации и сертификации предприятий или организаций на базе гармонизированных норм и правил, а также на основе применения систем менеджмента качества, отвечающих требованиям норм ИСО серии 9000. Сертификация по ИСО 9000 - это паспорт на международный рынок и действенное средство для повышения эффективности организации.
В новой редакции международных стандартов ИСО 9000:2000 конкурентоспособность предприятия оценивают с позиций реализации интеллектуального потенциала каждой работающей личности. Пионером в разработке таких стандартов выступила Англия, где разработаны стандарты "Предприятий инвесторов в персонал" (InvestorinPeopleStandart).
Управление человеческими ресурсами в условиях TQM базируется на жестком нормировании деятельности специалистов и распределении их полномочий; возможности специалиста самостоятельно проводить анализ и изменять процесс. Кроме того, инициируется необходимость создания такой организационной структуры, которая способна обеспечить коллективу: поиск источников возникающих проблем и снижение бесполезных трат а также помогает устранить путаницу с ответственностью, обнаружить отсутствие необходимых функциональных связей.
|
|
Для того, чтобы та или иная система управления человеческими ресурсами заработала, международный стандарт рекомендует:
1) использовать все известные средства мотивации персонала;
2) обучать его как по профессиональным вопросам, так и по вопросам менеджмента качества;
3) выстроивать правильные отношения с потребителями;
4) осваивать такое управление поставщиками, при котором возможно вовремя получать от них необходимую продукцию.
Международный стандарт ИСО 9000:2000 формулирует следующие требования к управлению кадровым ресурсом организации. Организация должна:
· создать и поддерживать общесистемные процедуры, которые касаются:
а) определения потребностей в компетентном персонале и в подготовке персонала;
б) обеспечения процесса подготовки персонала в соответствии с выявленными потребностями;
в) ведения анализа и оценки эффективности подготовки кадров в установленный период времени;
г) ведения отчетов по повышению квалификации, обучению, формированию навыков и фиксированию опыта специалистов:
· создать и поддерживать процедуры, обеспечивающие понимание персоналом:
а) важности принятой политике качества;
б) значительности влияния их деятельности на качество существующих процессов и производимой продукции как фактическое или потенциальное;
|
|
в) выгоды от улучшения персональной эффективности;
г) своей роли и ответственности при реализации предписанных процедур и требований политики качества;
д) потенциальных последствий при отклонении от предписанных процедур;
· определить и создать нормальные условия, необходимые,
для достижения соответствия продуктов/услуг, включая:
а) охрану безопасности и здоровья персонала;
б) методы работы (безопасные);
в) рабочую этику (психологический климат);
г) окружающую среду рабочего места.
Рассмотрим некоторые принципы системы управления качеством и перечень кадровых процедур, рекомендуемых международным стандартом для управления человеческими ресурсами:
1. Принцип: руководство (лидерство). Реализация на практике этого принципа обязывает руководство организации выполнять следующие действия:
· стать действенным и вдохновляющим примером для подчиненных;
· своевременно реагировать на все изменения внешней среды;
· рассматривать и взвешенно балансировать интересы всех заинтересованных сторон (заказчики, поставщики, владельцы, персонал, общество);
· определять и устанавливать перспективы организации;
· определять и "выращивать" ценности, важные для фирменной культуры на всех уровнях организации;
· развивать взаимное доверие и устранять страхи;
· обеспечивать людей необходимыми ресурсами и свободой действий в рамках установленной ответственности;
· осуществлять открытую и честную связь между всеми уровнями организации.
Специалисты по управлению качеством считают, что реализация перечисленных действий принесет организации следующие выгоды:
1. при определении политики качества и стратегии развития организации будут определены перспективы организации;
2. при определении и развертывании стратегических целей прогнозы трансформируются в тактические цели и задачи организации;
3. при управлении людскими ресурсами произойдет вовлечение всех специалистов в процесс управления организацией, что выявит активных, хорошо информированных и устойчивых к изменениям сотрудников.
2. Принцип: вовлечение людей. Существует мнение, что реализация этого принципа приведет к следующим действиям людей:
- проявлению самостоятельности и ответственности в решении проблем;
- повышению активности при поиске возможностей для улучшения;
- повышению инициативности в расширении своей компетентности, знаний, навыков;
- установлению свободного обмена знаниями и опытом;
- фокусировке внимания на создание ценностей для заказчика;
- творческому содействию целям организации;
- улучшению имиджа организации в глазах заказчика и общества;
- получению удовлетворения от своей работы;
- проявлению гордости за принадлежность к организации;
Выгоды, получаемые организацией при реализации этого принципа, могут формулироваться следующим образом:
- при определении политики и стратегии люди активно способствуют улучшению политики и стратегии;
- при определении и развертывании целей люди, разделяющие цели организации, связывают их со своими подцелями;
- при управлении человеческими ресурсами люди, вовлеченные в решение проблем, улучшают производственные процессы.
Аналогичным образом можно рассмотреть оставшиеся шесть из восьми принципов международного стандарта ИСО 9000:2000.
Большую роль в менеджменте качества играет политика вознаграждения. В условиях менеджмента качества вознаграждение означает выплаты сотрудникам за показатели выполненной работы, включая и время выполнения работы (вместо оплаты времени пребывания сотрудника на своем рабочем месте).
|
|
Так как Россия подписала соглашение с ЕС о признании международных стандартов серии ИСО 9000 для внутреннего рынка, то уже сегодня многие российские организации и предприятия, которые не соответствуют этим стандартам, не могут получить шанс на сотрудничество с ведущими в своей отрасли компании.
Заключение
1. Активизация человеческих ресурсов организации (предприятия) как функция управления (менеджмента) представляет собой совокупность всех концепций и мер, направленных на устремленное в будущее содействие человеку добиваться изменений в способах труда при компромиссном учете индивидуальных потребностей человека, а также целей, которые преследует сама организация.
2. Целью активизации человеческих ресурсов является развитие способности сотрудников и создание условий для профессионального выполнения ими своих задач на всех уровнях деятельности. Цели развития человеческого ресурса всегда устанавливаются в планах стратегического развития предприятий.
3. Активизация человеческих ресурсов является долговременной задачей, которая должна осуществляться совместно руководителями подразделений на всех уровнях и включать развитие и обучение кадров, формирование структуры и организационной культуры предприятия, мотивацию активной деятельности работников, способствующей раскрытию способностей и талантов каждого из них для эффективного решения стоящих перед ними производственных задач.
4. Активизация человеческих ресурсов ориентирована на спрос со стороны организаций (предприятий) таких требований к практической работе персонала, в основе которых - нововведения, инновации, изобретательство, творчество.
5. В активизации человеческих ресурсов используется комплекс мероприятий, включающих систему образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации, самореализации и поддержки со стороны руководства, управление качеством человеческих ресурсов.
6. Управление человеческими ресурсами в концепции всеобщего управления качеством базируется на жестком нормировании деятельности специалистов и распределении их полномочий; возможности специалиста самостоятельно проводить анализ и изменять процесс; создании такой организационной структуры, которая может: 1) обеспечивать коллективу поиск источников возникающих проблем и снижение бесполезных трат, 2) устранять путаницу с ответственностью, 3) обнаруживать отсутствие необходимых функциональных связей.
|
|