double arrow

Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01

Классификация стандартов на проектирование и разработку информационных систем.

Тема 3. Стандарты и профили в области информационных систем

Литература

Основная литература

1) Бугорский В.Н., Соколов Р.В. Сетевая экономика и проектирование информационных систем. – СПб.: Питер, 2007. – 320с.

2) Вендров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.М. Вендров. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544 с.

3) Смирнова Г.Н. и др. Проектирование экономических информационных систем: учебник / Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; под ред. Ю.Ф. Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 512 с.

Дополнительная литература

1) Бородакий Ю.В., Лободинский Ю.Г. Информационные технологии. Методы, процессы, системы. – М.: Радио и связь. 2004. – 456 с.

2) Романов, В. П. Проектирование экономических информационных систем [Текст]: методология и современные технологии [Текст]: учебное пособие / В. П. Романов, Н. З. Емельянова, Т. Л. Партыка. – М.: Экзамен, 2005. – 256 с.

Цель:

· изучить классификацию стандартов на проектирование ИС;

· изучить международные стандарты на проектирование и разработку ИС;

· изучить стандарты комплекса ГОСТ 34;

· изучить корпоративные методики проектирования ИС.

Результат обучения. После обучения студент должен:

· знать общие понятия стандартов;

· знать основные характеристики стандартов по признакам классификации;

· различать стандарты, знать их преимущества и недостатки.

План:

3.1 Классификация стандартов на проектирование и разработку информационных систем.

3.2 Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01

3.3 Стандарты комплекса ГОСТ34

3.4 Методика Oracle CDM

В настоящее время растут размеры и сложность информационных систем. Радикально изменяются не только требования к информационным системам и информационным технологиям, но и понятийный аппарат информационных систем. Разработка систем в новых условиях требует новых методов проектирования и новой организации проектных работ. Основные понятия информационных систем, проектирования информационных систем, зависят от стандартов, методологий и фирменных методик. При этом надо отметить, что информационная система (ИС) в огромном числе практически значимых случаев является системой автоматизации функций управления на предприятии, то есть АСУ. А результатом работ при созданием АСУ являются также руководства по созданию организационного обеспечения системы (включая аспекты бизнес-анализа и возможного бизнес-инженеринга), правового обеспечения и т.д.

Реальное применение любой технологии проектирования, разработки и сопровождения ИС в конкретной организации и конкретном проекте невозможно без выработки ряда стандартов (правил, соглашений), которые должны соблюдаться всеми участниками проекта.

К таким стандартам относятся следующие:

стандарт проектирования; стандарт оформления проектной документации; стандарт пользовательского интерфейса.

Стандарт проектирования должен устанавливать:

набор необходимых моделей (диаграмм) на каждой стадии проектирования и степень их детализации; правила фиксации проектных решений на диаграммах, в том числе: правила именования объектов (включая соглашения по терминологии), набор атрибутов для всех объектов и правила их заполнения на каждой стадии, правила оформления диаграмм, включая требования к форме и размерам объектов, и т. д.; требования к конфигурации рабочих мест разработчиков, включая настройки операционной системы, настройки CASE-средств, общие настройки проекта и т. д.; механизм обеспечения совместной работы над проектом, в том числе: правила интеграции подсистем проекта, правила поддержания проекта в одинаковом для всех разработчиков состоянии (регламент обмена проектной информацией, механизм фиксации общих объектов и т.д.), правила проверки проектных решений на непротиворечивость и т. д.

Стандарт оформления проектной документации должен устанавливать:

комплектность, состав и структуру документации на каждой стадии проектирования; требования к ее оформлению (включая требования к содержанию разделов, подразделов, пунктов, таблиц и т.д.), правила подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения документации с указанием предельных сроков для каждой стадии; требования к настройке издательской системы, используемой в качестве встроенного средства подготовки документации; требования к настройке CASE-средств для обеспечения подготовки документации в соответствии с установленными требованиями.

Стандарт интерфейса пользователя должен устанавливать:

правила оформления экранов (шрифты и цветовая палитра), состав и расположение окон и элементов управления; правила использования клавиатуры и мыши; правила оформления текстов помощи; перечень стандартных сообщений; правила обработки реакции пользователя.

В настоящее время существует несколько стандартов на проектирование и разработку информационных систем, которые можно сгруппировать следующим образом:

- по предмету стандартизации: функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы) и стандарты на организацию Жизненного Цикла (ЖЦ) создания и использования Автоматизированных Систем (АС) и Программного Обеспечения (ПО);

- по утверждающей организации: официальные международные стандарты, официальные национальные или национальные ведомственные (например ГОСТы, ANSI, IDEF0/1), стандарты международных консорциумов и комитетов по стандартизации (OSF, OMG, ранее широко известный CODASYL), стандарты "де-факто" (таким долгое время был SQL или язык диаграмм SADT Д. Росса), фирменные стандарты (Microsoft ODBC, IBM SNA);

- по методическому источнику: методические материалы фирм-разработчиков ПО, фирм-консультантов, научных центров, консорциумов по стандартизации (например, Oracle Method, Price Waterhouse SMM, SEI CMM); они могут называться по-разному - например, "Метод", "Методология", "Подход", "Модель".

Принципиально важно и часто не очевидно, что в каждую из этих групп и подгрупп входят материалы, существенно разные по:

- степени обязательности для организаций разного типа;

- конкретности и детализации содержащихся требований;

- открытости и гибкости, адаптируемости к конкретным условиям.

Существует целый ряд стандартов, регламентирующих ЖЦ ПО, а в некоторых случаях и процессы разработки.

Среди наиболее известных стандартов можно выделить следующие:

· ГОСТ 34.601-90 - распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания. Кроме того, в стандарте содержится описание содержания работ на каждом этапе. Стадии и этапы работы, закрепленные в стандарте, в большей степени соответствуют каскадной модели жизненного цикла [4].

· ISO/IEC 12207:1995 - стандарт на процессы и организацию жизненного цикла. Распространяется на все виды заказного ПО. Стандарт не содержит описания фаз, стадий и этапов [5].

· Custom Development Method (методика Oracle) по разработке прикладных информационных систем - технологический материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на использование в проектах с применением Oracle. Применяется CDM для классической модели ЖЦ (предусмотрены все работы/задачи и этапы), а также для технологий "быстрой разработки" (Fast Track) или "облегченного подхода", рекомендуемых в случае малых проектов.

· Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную модель разработки, включающую четыре фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Каждая фаза может быть разбита на этапы (итерации), в результате которых выпускается версия для внутреннего или внешнего использования. Прохождение через четыре основные фазы называется циклом разработки, каждый цикл завершается генерацией версии системы. Если после этого работа над проектом не прекращается, то полученный продукт продолжает развиваться и снова минует те же фазы. Суть работы в рамках RUP - это создание и сопровождение моделей на базе UML [6].

· Microsoft Solution Framework (MSF) сходна с RUP, так же включает четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, является итерационной, предполагает использование объектно-ориентированного моделирования. MSF в сравнении с RUP в большей степени ориентирована на разработку бизнес-приложений.

Extreme Programming (XP). Экстремальное программирование (самая новая среди рассматриваемых методологий) сформировалось в 1996 году. В основе методологии командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС, а разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов.

По определению, ISO12207 - базовый стандарт процессов ЖЦ ПО, ориентированный на различные виды ПО и типы проектов АС, куда ПО входит как часть. Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО. Он охватывает ЖЦ ПО от концептуализации идей до завершения ЖЦ. При этом процессы, используемые во время ЖЦ ПО, должны быть совместимы с процессами, используемыми во время ЖЦ АС. Отсюда понятна целесообразность совместного использования стандартов на АС и на ПО.

Стандарт ISO12207 равносильно ориентирован на организацию действий каждой из двух сторон: поставщик (разработчик) и покупатель (пользователь); может быть в равной степени применен, когда обе стороны - из одной организации.

Общая структура стандарта представляет собой набор процессов ЖЦ. Каждый процесс разделен на набор действий, каждое действие - на набор задач. Очень важное отличие ISO: каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей (естественно, при сохранении логики связей по исходным сведениям задач и т. п.).

В соответствии с базовым международным стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО делятся на три группы:

  1. Основные процессы:
    • приобретение;
    • поставка;
    • разработка;
    • эксплуатация;
    • сопровождение.
  2. Вспомогательные процессы:
    • документирование;
    • управление конфигурацией;
    • обеспечение качества;
    • разрешение проблем;
    • аудит;
    • аттестация;
    • совместная оценка;
    • верификация.
  3. Организационные процессы:
    • создание инфраструктуры;
    • управление;
    • обучение;
    • усовершенствование.

В таблице 2.1 приведены ориентировочные описания основных процессов ЖЦ. Вспомогательные процессы предназначены для поддержки выполнения основных процессов, обеспечения качества проекта, организации верификации, проверки и тестирования ПО. Организационные процессы определяют действия и задачи, выполняемые как заказчиком, так и разработчиком проекта для управления своими процессами.

Для поддержки практического применения стандарта ISO/IEC 12207 разработан ряд технологических документов: Руководство для ISO/IEC 12207 (ISO/IEC TR 15271:1998 Information technology - Guide for ISO/IEC 12207) и Руководство по применению ISO/IEC 12207 к управлению проектами (ISO/IEC TR 16326:1999 Software engineering - Guide for the application of ISO/IEC 12207 to project management).

Таблица 2.1. Содержание основных процессов ЖЦ ПО ИС (ISO/IEC 12207)
Процесс (исполнитель процесса) Действия Вход Результат
Приобретение (заказчик) · Инициирование · Подготовка заявочных предложений · Подготовка договора · Контроль деятельности поставщика · Приемка ИС · Решение о начале работ по внедрению ИС · Результаты обследования деятельности заказчика · Результаты анализа рынка ИС/ тендера · План поставки/ разработки · Комплексный тест ИС · Технико-экономическое обоснование внедрения ИС · Техническое задание на ИС · Договор на поставку/ разработку · Акты приемки этапов работы · Акт приемно-сдаточных испытаний
Поставка (разработчик ИС) · Инициирование · Ответ на заявочные предложения · Подготовка договора · Планирование исполнения · Поставка ИС · Техническое задание на ИС · Решение руководства об участии в разработке · Результаты тендера · Техническое задание на ИС · План управления проектом · Разработанная ИС и документация · Решение об участии в разработке · Коммерческие предложения/ конкурсная заявка · Договор на поставку/ разработку · План управления проектом · Реализация/ корректировка · Акт приемно-сдаточных испытаний
Разработка (разработчик ИС) · Подготовка · Анализ требований к ИС · Проектирование архитектуры ИС · Разработка требований к ПО · Проектирование архитектуры ПО · Детальное проектирование ПО · Кодирование и тестирование ПО · Интеграция ПО и квалификационное тестирование ПО · Интеграция ИС и квалификационное тестирование ИС · Техническое задание на ИС · Техническое задание на ИС, модель ЖЦ · Подсистемы ИС · Спецификации требования к компонентам ПО · Архитектура ПО · Материалы детального проектирования ПО · План интеграции ПО, тесты · Архитектура ИС, ПО, документация на ИС, тесты · Используемая модель ЖЦ, стандарты разработки · План работ · Состав подсистем, компоненты оборудования · Спецификации требования к компонентам ПО · Состав компонентов ПО, интерфейсы с БД, план интеграции ПО · Проект БД, спецификации интерфейсов между компонентами ПО, требования к тестам · Тексты модулей ПО, акты автономного тестирования · Оценка соответствия комплекса ПО требованиям ТЗ · Оценка соответствия ПО, БД, технического комплекса и комплекта документации требованиям ТЗ

Позднее был разработан и в 2002 г. опубликован стандарт на процессы жизненного цикла систем (ISO/IEC 15288 System life cycle processes). К разработке стандарта были привлечены специалисты различных областей: системной инженерии, программирования, управления качеством, человеческими ресурсами, безопасностью и пр. Был учтен практический опыт создания систем в правительственных, коммерческих, военных и академических организациях. Стандарт применим для широкого класса систем, но его основное предназначение - поддержка создания компьютеризированных систем.

Согласно стандарту ISO/IEC серии 15288 [7] в структуру ЖЦ следует включать следующие группы процессов:

1. Договорные процессы:

o приобретение (внутренние решения или решения внешнего поставщика);

o поставка (внутренние решения или решения внешнего поставщика).

2. Процессы предприятия:

o управление окружающей средой предприятия;

o инвестиционное управление;

o управление ЖЦ ИС;

o управление ресурсами;

o управление качеством.

3. Проектные процессы:

o планирование проекта;

o оценка проекта;

o контроль проекта;

o управление рисками;

o управление конфигурацией;

o управление информационными потоками;

o принятие решений.

4. Технические процессы:

o определение требований;

o анализ требований;

o разработка архитектуры;

o внедрение;

o интеграция;

o верификация;

o переход;

o аттестация;

o эксплуатация;

o сопровождение;

o утилизация.

5. Специальные процессы:

o определение и установка взаимосвязей исходя из задач и целей.

Стадии создания системы, предусмотренные в стандарте ISO/IEC 15288, несколько отличаются от рассмотренных выше. Перечень стадий и основные результаты, которые должны быть достигнуты к моменту их завершения, приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Стадии создания систем (ISO/IEC 15288)
№ п/п Стадия Описание
  Формирование концепции Анализ потребностей, выбор концепции и проектных решений
  Разработка Проектирование системы
  Реализация Изготовление системы
  Эксплуатация Ввод в эксплуатацию и использование системы
  Поддержка Обеспечение функционирования системы
  Снятие с эксплуатации Прекращение использования, демонтаж, архивирование системы

Каких - либо этапов, фаз, стадий не предусмотрено, что дает хорошую степень адаптивности.

Особенности стандарта:

1. "Динамический" характер стандарта, заключающийся в такой последовательности выполнения процессов и задач, при которой один процесс при необходимости вызывает другой или его часть.

Примеры:

- выполнение Процесса приобретения в части анализа и фиксации требований к системе или ПО может вызывать исполнение соответствующих задач Процесса разработки;

- в Процессе поставки поставщик должен управлять субподрядчиками согласно Процессу приобретения и выполнять верификацию и аттестацию по соответствующим процессам;

- сопровождение может требовать развития системы и ПО, что выполняется по Процессу разработки.

Такой характер позволяет реализовывать любую модель ЖЦ.

2. Степень адаптивности: максимальная. Множество процессов и задач сконструировано так, что возможна их адаптация в соответствии с проектами ПО. Процесс адаптации является процессом исключения процессов, видов деятельности и задач, не применимых в конкретном проекте.

3. Стандарт принципиально не содержит конкретные методы действий, тем более - заготовки решений или документации. Он описывает архитектуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует ее в деталях. В нем не описано как реализовать или выполнить услуги и задачи, включенные в процессы. Он не предназначен для предписывания имени, формата или точного содержимого получаемой документации. Решения такого типа принимаются использующим стандарт.

Конкретность пользы стандарта в том, что он содержит наборы задач, характеристик качества, критериев оценки и др., дающие всесторонний охват проектных ситуаций. Например, при выполнении анализа требований к системе предусматривается, что:

- рассматривается область применения системы для определения требований системы;

- спецификация требований системы должна описывать: функции и возможности системы, бизнес, организационные требования и требования пользователя, безопасность, защищенность, человеческие факторы, эргономику, связи, операции и требования сопровождения; проектные ограничения и квалификационные требования;

- квалификация требований системы должна быть документирована.

Далее, при выполнении анализа требований к ПО предусмотрено 11 классов характеристик качества, которые используются позже при гарантировании качества. При этом разработчик должен установить и документировать как требования к программному обеспечению:

- функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физические характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица программного обеспечения должна быть выполнена;

- внешние связи (интерфейсы) с единицей программного обеспечения;

- требования квалификации;

- спецификации надежности, включая спецификации, связанные с методами функционирования и сопровождения, воздействия окружающей среды и вероятностью травмы персонала;

- спецификации защищенности, включая спецификации, связанные с компрометированием точности информации;

- человеческие факторы спецификаций по инженерной психологии (эргономике), включая связанные с ручным управлением, взаимодействием человека и оборудования, ограничениями на персонал и областями, нуждающимися в концентрированном человеческом внимании, которые являются чувствительными к ошибкам человека и обучению;

- определение данных и требований базы данных;

- установочные и приемочные требования поставляемого программного продукта в местах функционирования и сопровождения (эксплуатации);

- документация пользователя;

- работа пользователя и требования выполнения;

- требования сервиса пользователя.

Таким образом, стандарт не предписывает конкретную модель ЖЦ или метод разработки ПО. Он определяет, что стороны-участники использования стандарта ответственны за выбор модели ЖЦ для проекта ПО, за адаптацию процессов и задач стандарта к этой модели, за выбор и применение методов разработки ПО, за выполнение действий и задач, подходящих для проекта ПО.

4. Гарантирование качества разными процессами выполняется с разной предусмотренной степенью организационной независимости контролирующей деятельности вплоть до обязательных требований к полной независимости проверяющего персонала от какой-либо прямой ответственности за проверяемые объекты.

5. Степень обязательности: после решения организации о применении ISO12207 в качестве условия торговых отношений является ее ответственность за указание минимального набора требуемых процессов и задач, которые составляют согласованность с этим стандартом.

6. Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование БД. Это можно считать оправданным, так как разные системы и разные прикладные комплексы ПО могут не только использовать весьма специфические типы БД, но и не использовать БД вовсе.

Необходимость контролировать процесс создания ИС, гарантировать достижение целей разработки и соблюдение различных ограничений (бюджетных, временных и пр.) привело к широкому использованию в этой сфере методов и средств программной инженерии: структурного анализа, объектно-ориентированного моделирования, CASE-систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: