Пояснительная записка. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение г

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа № 60».

 

Утверждаю

Директор МКОУ С(К)Ш № 60

Н. И. Шаяхметова

______________

Приказ № «___»_________»201_г.

 

 

Рабочая программа

швейное дело

(название) учебного предмета

На 2015-2016 уч. год

Класс

 

 

Составил учебную программу:

учитель высшей категории швейного дела Чумакова Елена Александровна

 

 

г. Новосибирск

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), первый вариант базисного плана.

Специальность швеи мотористки приемлема для учащихся коррекционной школы по следующим причинам:

- доступность. В связи с тем, что длительное время выполняется одна или несколько операций, возможна выработка устойчивого навыка. Отсюда качество в работе, выполнение нормы и как следствие заработка.

- эта профессия предполагает работу на предприятии с устоявшимися традициями. Рабочее место швея находится в цехе на виду у всего коллектива. Это положительно действует на выпускников школы с интеллектуальными нарушениями: они постоянно общаются с товарищами по работе, что создает условия для успешной адаптации.

Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея мотористка женской и детской одежды.

По учебному плану на уроки швейного дела отводится:

7 класс 10 часов в неделю. Рабочая программа курса рассчитана на 340 часов.

В данной программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей, профессионально-трудовым знаниям и умениям по классификации В.В.Воронковой (I-IV группы обучения).

Учащиеся 7 класса – дети с ОВЗ, относятся к III-IV группе обученности по В. В. Воронковой.

Дети III группы (1 учащаяся) усваивают программный материал с большим трудом, не выделяют главное (цель) в трудовом процессе, несамостоятельны, если немного изменить задание, они воспринимают его как совершенно новое (низкая способность к обобщению). Данной группе детей помощь необходима в начале выполнения задания, так как они безынициативны, и их деятельность необходимо постоянно контролировать и организовывать.

Дети IV группы (3 учащихся) овладевают материалом на самом низком уровне, нуждаются в постоянном контроле и помощи учителя. Самостоятельных выводов сделать не могут, нужна прямая подсказка, конкретный показ, т. к. они не видят ошибок в своей работе. Программный материал усваивают чисто механически.

 

Цель - отработка определенных трудовых навыков, необходимых для овладения профессии швеи

Задачи:

- формирование отношения к труду, как нравственной норме и источнику средств существования

-обучение культуре труда и служебных отношений

-сообщение учащимся необходимых знаний по технологии пошива изделий и свойств шерстяных тканей

-формирование практических умений навыков при выполнении заданий по пошиву изделий

-обучение приемам безопасной работы на швейной машине с электроприводом и оборудовании мастерской.

-развитие скоростных навыков в работе на швейных машинах

-осваивание грамматически правильной профессиональной терминологии

- формирование навыков самостоятельности в работе

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенного ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых на уроках математики, естествознания, географии, истории, русского языка.

 

Межпредметная связь:

-швейное дело – математика (расчет расхода ткани на изделие, построение чертежа…)

-швейное дело – черчение (построение чертежа, выполнение эскиза изделия, чтение и составление выкройки изделия…)

-швейное дело – русский язык (введение в речь профессиональной терминологии, правописание словарных слов, списывание текста…)

-швейное дело – чтение (пересказ, умение выделить из текста основную мысль…)

-швейное дело – география, биология (лабораторные работы по распознаванию волокон, тканей …)

Программа построена таким образом, что усвоение необходимых технологических знаний неразрывно связано с выполнением практических работ, т.е. с непосредственным трудом учащихся, на которые отводится не менее 80% учебного времени. Знания о свойствах материала, использовании их в производстве, правила обращения с инструментами, трудовые умения учащиеся приобретают в процессе изготовления изделия. Согласно ГОСТам в тексте программы применяются следующие сокращения: ТУ – технические условия; ТБ – техника безопасности; ВТО – влажно-тепловая обработка.

Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как лабораторная работа, урок конкурс, экскурсии. Для закрепления полученных умений, в конце каждой четверти запланировано проведение занятий на практическое повторение. Для проверки умений, навыков и знаний в конце каждой четверти проводится контрольная работа. В ней предусматривается проверка устных знаний и выполнение практического задания.

Учебный материал 7 класса достаточно сложен; изучается технология пошива прямых и расклешенных юбок. Учащиеся осваивают изготовление изделий, которое состоит из множества операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.

Учебный год начинается с изучения и освоения приемов работы на промышленных швейных машинах 22-А класс. В течение года учащиеся приобретают знания по конструированию, раскрою и пошиву ночной сорочки без плечевого шва, пижамного комплекта, постельного белья, прямой и расклешенных юбок. Продолжается работа по изучению свойств льняных, хлопчатобумажных тканей. Знакомятся со свойствами шерстяных волокон и ткани. Учатся обрабатывать застежку в боковом шве и выполнять обработку нижнего среза юбки ручным и машинным способами. В третьей четверти девочки изучают устройство и назначение краеобметочной машины 51А класса. Отрабатывают навыки работы на краеобметочной машине.

Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития во многом зависит от коррекционной работы. Основным направлением коррекционной работы является повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способностей к сознательной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.

В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда (готовые образцы изделия и чертеже выкройки), а также условий работы (используемых орудий труда, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании своих действий заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения. Подражая наглядному показу учителя, дети овладевают правильными трудовыми действиями, а затем и операциями. Это воспитывает культуру труда, приучает детей правильно выполнять трудовые действия. При обучении умениям трудовые операции обычно расчленяются на более мелкие элементы – трудовые приемы и действия.

Сочетание демонстрации натурального изделия со словом учителя делает обучение более доходчивым, пробуждает интерес к работе. Постепенно, в результате активного наблюдения за образцом изделия, дети сами устанавливают с чего начинать работу, из каких деталей оно состоит, какие инструменты и приспособления понадобятся

Систематически на уроках используются предметно - инструкционные карты как при обсуждении плана работы, так и во время практического выполнения. Оба пособия, текстовой и набор образцов, приносят большую помощь, так как один ученик у доски воспроизводит план, опираясь на образцы, другой составляет его по смыслу текстов.

Этот вид работы активизирует внимание класса, заставляет следить за работой товарищей, оценивать правильность ответов. Имея план работы в виде текста и образцов последовательного выполнения, учащиеся достаточно полно могут представить себе последующие действия. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточного результата работы. При этом большое влияние имеет сформированность контрольно- измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. Целенаправленное обучение общетрудовым умениям позволяет учителю в старших классах перейти от развернутой помощи к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.

Основными путями повышения качества выполняемых работ является:

-создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.

-обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.

-достаточный уровень технического и материального обеспечения труда учащихся.

Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначение изделия, ткань для пошива, после общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных узлов. Обычно от детей с проблемами в обучении трудно добиться полного и самостоятельного описания изделия, поэтому достаточно, чтобы они правильно давали характеристику изделия по вопросам учителя. Начинать эту работу необходимо с первого года обучения, когда образцы очень просты по конструкции и технологии изготовления.

На каждом практическом занятии ученик должен иметь определенное задание, знать, что ему следует сделать в связи с ним и сколько времени он может затратить. Иначе говоря, перед учеником ставится цель на каждый этап работы с учетом его индивидуальных возможностей. Это организует и дисциплинирует детей, повышает ответственность.

При проведении уроков большое внимание уделяется технике безопасности. В начале каждой четверти проводится устный инструктаж- опрос. Перед проведением практического задания учитель проводит вводный инструктаж по ТБ по необходимому оборудованию. В программе запланированы специальные уроки по ТБ.

В 7 классе внимание придается не только правильности выполнения учащимися трудовых приемов, но и наращиванию темпа работы и повышению степени овладения трудовыми навыками.

Основные методы работы с учащимися:

-наглядный показ образцов, выполненной работы, анализ образца, демонстрация выполнения практической работы, поэтапный наглядный план работы

-практический (репродуктивный) - последовательное выполнение трудовой операции под руководством учителя

-словесный - предварительная краткая беседа, словесный инструктаж, рассказ

Формы работы на уроках:

-индивидуальная - практическая работа.

-фронтальная - проверка знаний при помощи сигнальных карточек, тестирование и т.д.

-групповая - лабораторные работы

- коллективная - работа с пооперационным разделением труда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: