Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом

Кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 Кодекса.

 

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Статья 14. Региональные налоги

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Статья 15. Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Статья 18. Специальные налоговые режимы

1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 Кодекса.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

 

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы. (статья 16)

 

Статьей 17 НК определены общие условия установления налогов и сборов, так:

налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Кроме того Кодекс и принимаемые в соответствии с ним документы по налогообложению устанавливают общие вопросы исчисления налоговой базы (Статья 54) порядок исчисления налога (статья 52) и использование льгот по налогам и сборам (статья 56) например такие:

1. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

3. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

4. Указанные правила, предусмотренные, распространяются также на налоговых агентов.

5. В случаях, предусмотренных Кодексом, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

6. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

7. В случаях, если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

8. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

9. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

10. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Кодексом.

11. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

 

 

Лекция №3

 

Основные направления налоговой политики государства

 

Налоговая политика представляет собой совокупность экономи­ческих, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны с целью обеспечения финансовых по­требностей государства, отдельных социальных групп общества. Налоговая политика регулирует и стимулирует развитие экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой дея­тельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой поли­тики.

Налоги и государственные расходы (военные, экономические, социальные, внешнеэкономические и внешнеполитические, на со­держание аппарата управления) являются основными инструмента­ми фискальной политики. Экономической науке известны два типа фискальной политики:

1) активная, реализуемая посредством сознательного манипули­рования налогами и государственными расходами;

2) пассивная, при которой необходимые изменения в уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Реализация фискальной политики государства подчиняется, как правило, одной из трех главных целей:

1) сглаживанию колебаний экономического цикла;

2) стабилизации темпов экономического роста;

3) достижению высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Сложилось так, что налоговая политика в разные исторические периоды может принимать альтернативные формы — политики мак­симальных налогов либо политики экономического развития.

Политика максимальных налогов характеризуется высокими нало­говыми ставками, сокращением налоговых льгот и большим количе­ством налогов. Стремление получить как можно больше финансо­вых ресурсов не оставляет налогоплательщикам и обществу в целом надежд на эффективное экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординар­ные моменты его истории (экономический кризис, война). Подоб­ная налоговая политика проводилась в России с 1992 г., с самого начала экономических реформ.

Альтернативной формой налоговой политики является политика экономического развития. Она характеризуется:

ü ослаблением налогового пресса для предпринимателей;

ü сокращением государственных расходов, в первую очередь на социальные программы;

ü обеспечением приоритетных направлений приложения капи­тала и стимулирования инвестиционной активности.

Политика экономического развития проводится в то время, ког­да намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономи­ческий кризис. Российское правительство стало проводить такую политику в пе­риод, когда осуществлялась подготовка второй части НК РФ и про­екта федерального бюджета на 2001 г. Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.

При изучении механизма реализации налоговой политики необ­ходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы организации налогового администрирования и методы осуществления налоговой политики.

Субъектами налоговой политики выступают Российская Федера­ция, субъекты РФ (республики, области и т.д.) и муниципалитеты (го­рода, районы и т.д.). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Субъекты РФ и муниципалитеты, как правило, имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным нало­говым законодательством. Вместе с тем они имеют полномочия по установлению налоговых ставок, льгот, преференций, а также налого­вой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздей­ствовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые благоприятствуют не толь­ко деятельности налогоплательщиков, но и развитию экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зави­сит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Прежде всего при построении налоговой системы должны быть обес­печены определенные пропорции и сделан выбор в таких областях, как:

ü соотношение прямых и косвенных налогов;

ü соотношение федеральных, региональных и местных налогов;

ü применение прогрессивных ставок налогообложения и сте­пень их прогрессии или преобладание пропорциональных ста­вок;

ü дискретность или непрерывность налогообложения;

ü широта применения налоговых стимулов, их характер и цели;

ü использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целе­вая направленность;

ü степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

ü методы формирования налоговой базы.

Государство, реализуя перечисленные требования, стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвести­ционную активность, качественные сдвиги в экономике. Кроме того, задается структурная и социальная направленность налогооб­ложения. В кризисной ситуации использование указанных принци­пов способствует выходу экономики из кризисного состояния.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые государство стремится достичь, проводя налоговую полити­ку. В современной мировой практике наиболее широкое распростра­нение получили такие методы, как:

ü изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;

ü замена одних способов или форм налогообложения другими;

ü изменение сферы распространения тех или иных налогов или всей системы налогообложения;

ü введение или отмена налоговых льгот и преференций;

ü введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Задачи налоговой политики формируются под воздействием це­лого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономиче­ская и социальная ситуация в стране, расстановка социально-поли­тических сил в обществе.

 

Лекция № 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: