Кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 Кодекса.
Статья 13. Федеральные налоги и сборы
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Статья 14. Региональные налоги
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Статья 15. Местные налоги
|
|
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Статья 18. Специальные налоговые режимы
1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 Кодекса.
2. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы. (статья 16)
Статьей 17 НК определены общие условия установления налогов и сборов, так:
налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
|
|
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Кроме того Кодекс и принимаемые в соответствии с ним документы по налогообложению устанавливают общие вопросы исчисления налоговой базы (Статья 54) порядок исчисления налога (статья 52) и использование льгот по налогам и сборам (статья 56) например такие:
1. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
3. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.
4. Указанные правила, предусмотренные, распространяются также на налоговых агентов.
5. В случаях, предусмотренных Кодексом, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.
6. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
7. В случаях, если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
8. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
9. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
10. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Кодексом.
11. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
Лекция №3
Основные направления налоговой политики государства
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны с целью обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества. Налоговая политика регулирует и стимулирует развитие экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.
|
|
Налоги и государственные расходы (военные, экономические, социальные, внешнеэкономические и внешнеполитические, на содержание аппарата управления) являются основными инструментами фискальной политики. Экономической науке известны два типа фискальной политики:
1) активная, реализуемая посредством сознательного манипулирования налогами и государственными расходами;
2) пассивная, при которой необходимые изменения в уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически.
Реализация фискальной политики государства подчиняется, как правило, одной из трех главных целей:
1) сглаживанию колебаний экономического цикла;
2) стабилизации темпов экономического роста;
3) достижению высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Сложилось так, что налоговая политика в разные исторические периоды может принимать альтернативные формы — политики максимальных налогов либо политики экономического развития.
Политика максимальных налогов характеризуется высокими налоговыми ставками, сокращением налоговых льгот и большим количеством налогов. Стремление получить как можно больше финансовых ресурсов не оставляет налогоплательщикам и обществу в целом надежд на эффективное экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его истории (экономический кризис, война). Подобная налоговая политика проводилась в России с 1992 г., с самого начала экономических реформ.
Альтернативной формой налоговой политики является политика экономического развития. Она характеризуется:
ü ослаблением налогового пресса для предпринимателей;
ü сокращением государственных расходов, в первую очередь на социальные программы;
ü обеспечением приоритетных направлений приложения капитала и стимулирования инвестиционной активности.
|
|
Политика экономического развития проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Российское правительство стало проводить такую политику в период, когда осуществлялась подготовка второй части НК РФ и проекта федерального бюджета на 2001 г. Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.
При изучении механизма реализации налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы организации налогового администрирования и методы осуществления налоговой политики.
Субъектами налоговой политики выступают Российская Федерация, субъекты РФ (республики, области и т.д.) и муниципалитеты (города, районы и т.д.). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Субъекты РФ и муниципалитеты, как правило, имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем они имеют полномочия по установлению налоговых ставок, льгот, преференций, а также налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые благоприятствуют не только деятельности налогоплательщиков, но и развитию экономики в целом.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Прежде всего при построении налоговой системы должны быть обеспечены определенные пропорции и сделан выбор в таких областях, как:
ü соотношение прямых и косвенных налогов;
ü соотношение федеральных, региональных и местных налогов;
ü применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
ü дискретность или непрерывность налогообложения;
ü широта применения налоговых стимулов, их характер и цели;
ü использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
ü степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
ü методы формирования налоговой базы.
Государство, реализуя перечисленные требования, стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные сдвиги в экономике. Кроме того, задается структурная и социальная направленность налогообложения. В кризисной ситуации использование указанных принципов способствует выходу экономики из кризисного состояния.
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые государство стремится достичь, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как:
ü изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика;
ü замена одних способов или форм налогообложения другими;
ü изменение сферы распространения тех или иных налогов или всей системы налогообложения;
ü введение или отмена налоговых льгот и преференций;
ü введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Задачи налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.
Лекция № 4.