Налоговое администрирование как система управления налоговыми отношениями

«Налоговое администрирование» — термин новый. Практики используют его в узком смысле: как контроль, осуществляемый налоговыми органами в той или иной сфере их деятельности. Чаще всего под этим подразумевается контроль за своевременностью уплаты и перечислением налогоплательщиками того или иного налога. Та­кая трактовка налогового администрирования совсем не отражает его истинного содержания. Для того чтобы понять сущность налого­вого администрирования, следует разобраться в понятийном аппа­рате, взаимосвязи и взаимообусловленности целого ряда налоговых категорий.

Предметом налогового aдминucmpupoeaния являются налоговые отношения, которые характеризуются многогранностью связей между государством и налогоплательщиками, налоговыми органами и налогоплательщиками, государством и налоговыми органами. Обусловливают эту многомерную совокупность отношений такие экономи­ческие категории, как финансы, кредит, налоги, займы, бюджет, и взаимосвязанные с ними понятия: цены, денежные потоки и др.

Объектами налогового администрирования выступают: во-первых, деятельность налоговых органов, осуществляемая с целью реализации налоговой политики государства; во-вторых, непосредственно налоги, которые являются основным звеном в цепочке налоговых отношений и используются государством как инструмент для регулирования экономики.

Совокупность налоговых отношений, установление границ и пра­вил налоговых правоотношений формируют налоговую среду, т.е. сфе­ру распространения государственно-властных полномочий по установ­лению и сбору налогов, определяемую в Конституции государства и регламентируемая положениями законодательства о налогах и сборах и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах.

Таким образом, налоговое администрирование обеспечивает реализацию налоговой политики государства и эффективное функционирование системы налоговых органов, способствуя тем самым поступательному развитию налогового потенциала.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является единой системой органов, осуществляющих контроль за соблюдением нало­гового законодательства. Она реализует свои функции в отношении федеральных, региональных и местных налогов, что вытекает из принципа единства государственной налоговой политики.

В соответствии с законными и подзаконными актами, регламен­тирующими организацию работы налоговой системы, ее главной задачей служит контроль:

ü за исполнением налогового законодательства;

ü правильностью исчисления налогов;

ü полнотой исчисления налогов;

ü своевременностью внесения налогов и иных платежей.

Кроме того, налоговая система выполняет функции, вытекающие из содержания функций налогов, о которых мы упоминали ранее.

Между налоговым производством, системой его управления и методологией налогообложения существует жесткая причинно-следственная взаимозависимость. Это фундаментальное положе­ние должно учитываться при организации налогового администри­рования.

В управлении налоговыми процессами участвуют не только спе­циализированные органы, но и органы законодательной и испол­нительной власти, Конституционный Суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации (например, Общественная ассоциация защиты прав налогоплатель­щиков). На налоговые взаимоотношения плательщиков и государ­ства также влияют правоохранительные органы, аудиторские, адво­катские и консультационно-юридические службы.

Налоги жестко увязаны с отношениями собственности, которые всегда были областью конфронтации экономических интересов.

Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права и дополняющее их, можно назвать своего рода стержнем налогового механизма. Все его слагаемые (планирование, учет, регулирование и контроль) – суть управленческих действий профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т.д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового администрирования, распространить ее на весь налоговый механизм.

Налоговый механизм — понятие прежде всего методологического и лишь затем методического порядка. Рассматривать его содержание необходимо с широких (общетеоретических) и с узких (практиче­ских) позиций как свод практических налоговых действий задаваемых совокупностью ус­ловий и правил реализации налоговых законов.

С одной стороны, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие как организационно-экономиче­скую категорию. Его можно признать объективно необходимым про­цессом управления перераспределительными отношениями, склады­вающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Этот процесс управления традиционно разделяют на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. С другой стороны, налоговый механизм – это реальное налого­вое производство.

Налоговое производство, регламентируемое законами и подзакон­ными актами налоговых администраций, зависит от целого круга за­конодательных требований, изложенных в Конституции РФ, НК РФ, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Водном, Таможенном и других кодексах РФ. Непосредственное влияние на налоговое про­изводство оказывают положения НК РФ, Гражданского кодекса РФ, бухгалтерское законодательство и методические основы организа­ции и ведения бухгалтерского учета. Гражданский кодекс РФ, опре­деляя правовой статус хозяйствующих субъектов, дает возможность устанавливать соответствующие им налоговые режимы (льготы, сро­ки уплаты налогов и др.).

В системе налогового производства следует выделить такие кате­гории, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «нало­говая база», «налоговая ставка», «налоговый период». НК РФ содер­жит определения всех названных категорий.

 

Согласно статье 19 налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно статье 24. налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом.

Объект налогообложения по статье 38 Кодекса признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса. (Например имущество, товар, работа, услуга)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: