«Налоговое администрирование» — термин новый. Практики используют его в узком смысле: как контроль, осуществляемый налоговыми органами в той или иной сфере их деятельности. Чаще всего под этим подразумевается контроль за своевременностью уплаты и перечислением налогоплательщиками того или иного налога. Такая трактовка налогового администрирования совсем не отражает его истинного содержания. Для того чтобы понять сущность налогового администрирования, следует разобраться в понятийном аппарате, взаимосвязи и взаимообусловленности целого ряда налоговых категорий.
Предметом налогового aдминucmpupoeaния являются налоговые отношения, которые характеризуются многогранностью связей между государством и налогоплательщиками, налоговыми органами и налогоплательщиками, государством и налоговыми органами. Обусловливают эту многомерную совокупность отношений такие экономические категории, как финансы, кредит, налоги, займы, бюджет, и взаимосвязанные с ними понятия: цены, денежные потоки и др.
|
|
Объектами налогового администрирования выступают: во-первых, деятельность налоговых органов, осуществляемая с целью реализации налоговой политики государства; во-вторых, непосредственно налоги, которые являются основным звеном в цепочке налоговых отношений и используются государством как инструмент для регулирования экономики.
Совокупность налоговых отношений, установление границ и правил налоговых правоотношений формируют налоговую среду, т.е. сферу распространения государственно-властных полномочий по установлению и сбору налогов, определяемую в Конституции государства и регламентируемая положениями законодательства о налогах и сборах и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах.
Таким образом, налоговое администрирование обеспечивает реализацию налоговой политики государства и эффективное функционирование системы налоговых органов, способствуя тем самым поступательному развитию налогового потенциала.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является единой системой органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства. Она реализует свои функции в отношении федеральных, региональных и местных налогов, что вытекает из принципа единства государственной налоговой политики.
В соответствии с законными и подзаконными актами, регламентирующими организацию работы налоговой системы, ее главной задачей служит контроль:
ü за исполнением налогового законодательства;
ü правильностью исчисления налогов;
ü полнотой исчисления налогов;
ü своевременностью внесения налогов и иных платежей.
|
|
Кроме того, налоговая система выполняет функции, вытекающие из содержания функций налогов, о которых мы упоминали ранее.
Между налоговым производством, системой его управления и методологией налогообложения существует жесткая причинно-следственная взаимозависимость. Это фундаментальное положение должно учитываться при организации налогового администрирования.
В управлении налоговыми процессами участвуют не только специализированные органы, но и органы законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации (например, Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков). На налоговые взаимоотношения плательщиков и государства также влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы.
Налоги жестко увязаны с отношениями собственности, которые всегда были областью конфронтации экономических интересов.
Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права и дополняющее их, можно назвать своего рода стержнем налогового механизма. Все его слагаемые (планирование, учет, регулирование и контроль) – суть управленческих действий профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т.д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового администрирования, распространить ее на весь налоговый механизм.
Налоговый механизм — понятие прежде всего методологического и лишь затем методического порядка. Рассматривать его содержание необходимо с широких (общетеоретических) и с узких (практических) позиций как свод практических налоговых действий задаваемых совокупностью условий и правил реализации налоговых законов.
С одной стороны, налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие как организационно-экономическую категорию. Его можно признать объективно необходимым процессом управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Этот процесс управления традиционно разделяют на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. С другой стороны, налоговый механизм – это реальное налоговое производство.
Налоговое производство, регламентируемое законами и подзаконными актами налоговых администраций, зависит от целого круга законодательных требований, изложенных в Конституции РФ, НК РФ, Арбитражно-процессуальном, Земельном, Водном, Таможенном и других кодексах РФ. Непосредственное влияние на налоговое производство оказывают положения НК РФ, Гражданского кодекса РФ, бухгалтерское законодательство и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Гражданский кодекс РФ, определяя правовой статус хозяйствующих субъектов, дает возможность устанавливать соответствующие им налоговые режимы (льготы, сроки уплаты налогов и др.).
В системе налогового производства следует выделить такие категории, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговая ставка», «налоговый период». НК РФ содержит определения всех названных категорий.
Согласно статье 19 налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
|
|
Согласно статье 24. налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Кодексом.
Объект налогообложения по статье 38 Кодекса признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса. (Например имущество, товар, работа, услуга)