Функции налогового администрирования

 

 

Лекция №7

 

Для определения оптимального пути развития и совершенствова­ния налогового администрирования необходимо обозначить принци­пы построения налоговой системы и организации налоговой политики, которые делятся на три группы:

1) организационные, отражающие административное управление процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);

2) экономические, определяющие воздействие налогов на эконо­мику (эффективность, экономичность, равнонапряженность);

3) правовые, отражающие законодательную определенность на­логовых отношений (единство, стабильность, определенность).

Налоговое администрирование основывается на фундаменталь­ных познаниях политических, экономических, юридических и дру­гих наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Совокупность методов, приемов и средств информаци­онного обеспечения используется органами власти и управления для придания налоговому механизму заданного законодательством на­правления и для координирования налоговых действий в изменяю­щихся экономических и политических условиях.

Сфера реализации налогового администрирования распростра­няется на систему налоговых органов, которые, со своей стороны, являются исполнителями функций налогового администрирования.

Системе управления налоговыми органами присущи следующие функции: планирование, учет, контроль, анализ и регулирование. (схема) Каждая из функций использует свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инст­рументарий. Рассмотрим эти функции более подробно.

 

Планирование в системе налогового администрирования

 

Налоговое планирование обусловлено задачами государственной налоговой политики, ее гибкостью в реальной финансово-хозяй­ственной среде. Благодаря налоговому планированию осуществля­ются: формирование налоговых планов (бюджетов) на предстоящий финансовый год; прогнозы на среднесрочную и долгосрочную пер­спективу; распределение налоговой нагрузки; регулирование взаи­мосвязей налогового потенциала и др.

Налоговое планирование может быть стратегическим (прогнози­рование) и тактическим (текущее планирование).

Стратегическое планирование бывает среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (до 10 лет и больше). Планирование на долго­срочную перспективу называют прогнозированием.

Тактическое планирование (текущее, оперативное) в системе на­логового администрирования позволяет решить более конкретные задачи:

ü определение налоговых баз по видам налогов и сборов;

ü расчет объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;

ü оценку состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов и сборов, по налогоплательщикам, отраслям, территории и т.д.

Краткосрочное планирование осуществляется на очередной ка­лендарный год исходя из параметров социально-экономического развития страны и субъектов РФ. Эти показатели не разрабатывают­ся, а критически оцениваются налоговыми органами. Результаты прогнозов сопоставляются со статистическими и оперативными данными в ретроспективе, что позволяет отбирать наиболее вероят­ные сценарии на будущее. Планирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение для выполнения на­логовыми органами установленных заданий.

Разработка и доведение до налоговых органов по субъектам РФ индикативных показателей (заданий) по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему осуществляются по периодам (год, квартал, месяц).

Главной задачей налогового планирования является расчет обес­печения потребностей бюджетов разных уровней путем оценки на­логовых баз и определения объемов будущих поступлений в виде налогов и сборов от налогоплательщиков. Налоговое планирование обеспечивает в свою очередь эффективность налогового регулирова­ния и налогового контроля (рис. 2.3).

На федеральном и региональном уровнях налоговое планирова­ние позволяет решать спектр следующих задач:

ü оценивать возможности налогового потенциала территории

ü на предстоящий период и на перспективу;

ü прогнозировать объемы налоговых поступлений с учетом тем­пов экономического развития как отдельных экономических субъектов, так и отраслевых комплексов, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков на данной территории;

ü планировать доходную часть бюджета за счет предстоящих по­ступлений по налогам и сборам;

ü определять показатели бюджетного дефицита с учетом уровня инфляции и прогнозируемых индексов цен;

ü определять контрольные показатели (задания) в разрезе бюд­жетов различных уровней и др.

Точный прогноз налоговых поступлений — одно из главных усло­вий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах час­то приходится иметь дело с текущим прогнозом и формированием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям. Прогнозные значения на конец предстоящего периода определяют­ся обычно по предыстории с помощью различных типов прогнозов. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют со­вершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать на­логовые возможности и уровень налоговой активности регионов и тем самым могут характеризовать социально-экономическое разви­тие субъектов РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: