Сущность налогов и их роль в экономической системе общества

Категория «налог» достаточно хорошо известна зарубежной и оте­чественной науке. Определение и характеристику налогов приводи­ли в своих трудах зарубежные и отечественные ученые-налоговеды: Категории «налог» можно придать фи­лософское, экономическое и правовое осмысление.

Философские подходы к рассмотрению сущности налога позволя­ют нам характеризовать его как добровольное жертвование средств каждого человека, уплачивающего налог, во благо всего общества, на покрытие социальных нужд государства и т.д. Философский смысл способствует правильному восприятию функционирования налого­вых категорий во взаимодействии с внешней средой.

Экономическое или экономико-финансовое осмысление категории «налог» в большей степени защищает формирование налоговой си­стемы государства и обосновывает необходимость перераспределе­ния валового внутреннего продукта (ВВП) между бюджетом и сфе­рами производства (бизнеса).

Правовое осмысление категории «налог» позволяет понять: право­вые отношения между государством и налогоплательщиками; зако­номерности развития налогового потенциала; содержание форм и методов управления налоговыми отношениями.

В этой связи можно говорить о многогранных характеристиках категории «налог». Определений налога в экономической литературе встречается много. Однако во всех определениях налогов авторы подчеркивают «обязательность» и «безвозмездность» платежа, кото­рый по сути представляет изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП.

Современное налоговое законодательство рядом с понятием «на­лог» ставит понятие «сбор». В ст. 8 Налогового кодекса РФ (НК РФ) даны следующие определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвоз­мездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйст­венного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается взимаемый с организаций и физических лиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномо­ченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сущностные свойства налога выражены его функциями, которые представлены на рис. 1.1.

 

Сочетание централизованного и фискального механизмов распре­делительных отношений в экономике в большей степени выражено в распределительной функции налогов, а контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогоплательщиками установленных законода­тельством налогов — в контрольной.

Большая роль отведена регулирующей функции, поскольку госу­дарство считает необходимым активно участвовать в социальной и хозяйственной жизни. Ее подфункции — социальная и стимулирую­щая — реализуются государством через систему льгот и преференций (предпочтений).

Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о нало­гах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплатель­щиками или плательщиками сборов, включая возможность не упла­чивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие ос­нования, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.

Преференции устанавливаются, как правило, в виде скидок или отмены, например, таможенных пошлин на ввозимые в страну това­ры определенной номенклатуры.

Налоги по их использованию подразделяются на общие (они посту­пают в единую кассу государства) и специальные, или целевые. В мировой практике, в зависимости от характера взимания налоговых ставок, налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог — это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повыша­ется по мере роста суммы, считается прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. К регрессивным налогам относятся, как правило, косвен­ные налоги.

Налоги — очень действенное орудие в руках государства, и обра­щаться с ним следует весьма осторожно, чтобы не получить резуль­тата, обратного ожидаемому. Важно предвидеть и прогнозировать последствия, наступающие после тех или иных налоговых изме­нений.

Все перечисленные функции налогов — фискальная, регулирую­щая и контрольная — в совокупности определяют налоговую поли­тику.

 

 

В настоящее время НК РФ определена классификация налогов, адекватная трехуровневой системе бюджетов федеральные, региональные и местные (статья 12)

 

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (за исключением положений пункта 7статьи 12).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (за исключением положений пункта 7статьи 12).

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (за исключением положений пункта 7статьи 12).

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются налоговым Кодексом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: