Категория «налог» достаточно хорошо известна зарубежной и отечественной науке. Определение и характеристику налогов приводили в своих трудах зарубежные и отечественные ученые-налоговеды: Категории «налог» можно придать философское, экономическое и правовое осмысление.
Философские подходы к рассмотрению сущности налога позволяют нам характеризовать его как добровольное жертвование средств каждого человека, уплачивающего налог, во благо всего общества, на покрытие социальных нужд государства и т.д. Философский смысл способствует правильному восприятию функционирования налоговых категорий во взаимодействии с внешней средой.
Экономическое или экономико-финансовое осмысление категории «налог» в большей степени защищает формирование налоговой системы государства и обосновывает необходимость перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) между бюджетом и сферами производства (бизнеса).
Правовое осмысление категории «налог» позволяет понять: правовые отношения между государством и налогоплательщиками; закономерности развития налогового потенциала; содержание форм и методов управления налоговыми отношениями.
|
|
В этой связи можно говорить о многогранных характеристиках категории «налог». Определений налога в экономической литературе встречается много. Однако во всех определениях налогов авторы подчеркивают «обязательность» и «безвозмездность» платежа, который по сути представляет изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП.
Современное налоговое законодательство рядом с понятием «налог» ставит понятие «сбор». В ст. 8 Налогового кодекса РФ (НК РФ) даны следующие определения налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается взимаемый с организаций и физических лиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сущностные свойства налога выражены его функциями, которые представлены на рис. 1.1.
Сочетание централизованного и фискального механизмов распределительных отношений в экономике в большей степени выражено в распределительной функции налогов, а контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогоплательщиками установленных законодательством налогов — в контрольной.
|
|
Большая роль отведена регулирующей функции, поскольку государство считает необходимым активно участвовать в социальной и хозяйственной жизни. Ее подфункции — социальная и стимулирующая — реализуются государством через систему льгот и преференций (предпочтений).
Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
Преференции устанавливаются, как правило, в виде скидок или отмены, например, таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры.
Налоги по их использованию подразделяются на общие (они поступают в единую кассу государства) и специальные, или целевые. В мировой практике, в зависимости от характера взимания налоговых ставок, налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональный налог — это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, считается прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. К регрессивным налогам относятся, как правило, косвенные налоги.
Налоги — очень действенное орудие в руках государства, и обращаться с ним следует весьма осторожно, чтобы не получить результата, обратного ожидаемому. Важно предвидеть и прогнозировать последствия, наступающие после тех или иных налоговых изменений.
Все перечисленные функции налогов — фискальная, регулирующая и контрольная — в совокупности определяют налоговую политику.
В настоящее время НК РФ определена классификация налогов, адекватная трехуровневой системе бюджетов федеральные, региональные и местные (статья 12)
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (за исключением положений пункта 7статьи 12).
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (за исключением положений пункта 7статьи 12).
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
|
|
Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (за исключением положений пункта 7статьи 12).
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются налоговым Кодексом.