В ходе реформирования органов исполнительной власти была определена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой в составе Минфина России выделена ФНС России (рис. 3.1).
Система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации, и состоит из трех звеньев (рис. 3.2):
ü центрального аппарата ФНС России;
ü межрегиональной инспекции ФНС России;
ü территориальных налоговых органов.
Центральный аппарат ФНС России состоит из 9 управлений (Аналитическое управление; контрольное управление; управление налогообложения административное управление; управление обеспечения; управление информатизации; правовое управление; управление по обеспечению процедуры банкротства; управление досудебного урегулирования). Каждое управление осуществляет свои задачи. В реализации каждой задачи так или иначе участвуют межрегиональные инспекции и территориальные налоговые органы.
|
|
Для координации деятельности территориальных налоговых органов в структуре ФНС России выделены межрегиональные инспекции по семи федеральным округам: Центральному, Северо-Западному, Дальневосточному, Уральскому, Приволжскому, Сибирскому и Южному. К каждому федеральному округу относятся управления по краям, областям, республикам, городам.
На межрегиональные инспекции возложены следующие функции:
а) контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа, в том числе за соответствием законов по налогам и сборам субъектов РФ федеральному законодательству;
б) контроль за управлениями по республикам, краям и областям, расположенным в федеральном округе, в том числе за выполнением ими заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взысканием недоимок;
в) проведение налоговых проверок крупнейших по федеральному округу налогоплательщиков.
Кроме того в структуре ФНС имеется 9 межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональные инспекции по централизованной обработке данных (ЦОД).
К управлениям ФНС России по субъектам РФ (регионам) относятся: УФНС России по республикам, УФНС России по краям (областям), УФНС России по административным (национальным) округам (автономным областям), УФНС России по г. Москве. Их основные задачи:
• контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего субъекта РФ;
• обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
|
|
Управления ФНС России осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих налоговых инспекций. Они подотчетны ФНС России и информируют ее о результатах налогового администрирования.
Руководитель УФНС России по субъекту РФ назначается руководителем ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту РФ. Руководитель Управления утверждает структуру и функции структурных подразделений аппарата Управления, которые зависят: от численности населения региона; количества налогоплательщиков — юридических и физических лиц; поступления налогов.
Администрирование налогоплательщиков осуществляют инспекции по районам и городам, а также межрайонные территориальные инспекции.
ФНС России разработала типовую структуру территориальной инспекции, предусматривающую функциональный принцип налогового администрирования. В этой структуре имеются четыре блока:
1) общего обеспечения
2) информационно-аналитической работы,
3) работы с налогоплательщиками,
4) контрольной работы.
Лекция № 9, 10, 11