Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

Экспертиза – это исследование специалистом или экспертом каких-либо вопросов, решения которых требует спец. знаний в исслед. области науки, техники, экономики и др.

Экспертная оценка – это количественная и/или качественные оценки процессов, явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а основывающимися на суждении специалистов или экспертов.

Экспертиза 1988 г. Нормативная база ФЗ «Об экологической экспертизе», «Об охране окр. среды» и др. прикладные документы. Гос. эко экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы. По объектам, намечаемым к реализации на территории РФ, независимо от сметной стоимости, формы собственности, а так же эко обоснования, лицензии, сертификаты, объекты эко экспертизы:

1. Проекты нормативно-правовых актов субъектов федерации, реализация которых может повлиять на окр. среду (закон о мониторингах Свердл. обл).

2. Проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил.

3. Материалы комплексных экологических обследований, участков территории для последующего придания им правового статуса зоны чрезвычайной эко ситуации или эко бедствия.

4. Все виды градостроительной документации, ген. планы городов, развязки дорог, схемы водоснабжения, зоны отдыха.

5. Технико-экономические обоснования проектов реконструкции, расширения техн. перевооружения, консервации и ликвидации, любые серьезные изменения в технологии.

6. Материалы, обосновывающие получение лицензии на проведение деятельности способная оказывать влияние на среду (отходы: переработка, транспортировка, утилизация… Деятельность по эко орудированию).

7. Сертификация техники, технологии, веществ, материалов, работ, услуг. М/б добровольная и обязательная. Обязательная в оговоренных законом случаях, а добровольная для престижа продукции, брендов.

8. Защита интересов особо охраняемых территорий. Заповедники, нац. парки, природные парки, заказники, памятники природы. 3% субъекта федерации должны находиться под такими территориями.

Основные принципы эко экспертизы. Эко экспертиза явл. орг.-правовой формой предупредительного контроля. Цель: проверка соответствия хозяйственной или иной деятельности эко безопасности общества. Принципы:

1. Принцип потенциальной эко опасности любой намечаемой деятельности. Задача проекта – обосновать эко безопасность.

2. Обязательность проведения ГЭЭ до принятия решения о реализации проекта.

3. Принцип достоверности полноты информации. предоставляемый на эко экспертизу.

4. Принцип независимости экспертов при осуществлении ими своих функций.

5. Принцип научного обоснования, объективности и законности решения. Законность, соблюдение законодательства РФ.

6. Принцип гласности участия общественных организаций, учет общественного мнения.

7. Принцип ответственности участников за организацию и качества.

8. Платность проведения.

Механизмы управления охраны окр. среды. 2 группы:

· Административно-правовые. Являются исторически первыми, это законодательные стндр-ты, нормы, нормативы, система надзора за деятельностью природопользователей предприятия.

· Экономические. Принцип: «Загрязнитель платит». Эконом. методов охраны окр. среды гарантируют улучшение состояния среды «денежным стимулированием добровольного действия загрязнителей». Виды:

· платежи, как цена за загрязнение. Плата за выбросы в атмосферу, сбросы, размещение отходов. В основе расчетов объем и состав. Недостаток: непростой расчет, не всегда справедливая система для каждого конкретного природопользователя предприятия;

· плата за пользование очистными сооружениями. Снижаются расходы на мониторинг, специализация;

· плата за продукцию. Представляет собой надбавку к цене продукции, которая либо на стадии производства, либо на стадии потребления загрязняет окр. среду. Платит не загрязнитель, а потребитель, покупатель. Простота механизма применения;

· субсидии. Противоречит принципу загрязнитель – платит. Временная, краткосрочная или долгосрочная, безвозмездная помощь природопользователям обычно в период введения более жестких эко требований. Виды: гранты – финн. помощь для значительного снижения воздействия, которая имеет общегосударственное или региональное значение. «Мягкие ссуды» - низкопроцентные кредиты для реализации определенных мероприятий по снижению воздействия на среду. Источники это внебюджетные эко фонды. Льготы в налогообложении – ср-ва стимулирования предприятий, природопользователей, реализовывать природоохранные проекты.

· система залогов, взносов, вкл. в цену на потенциально опасные изделия. Если собираются и утилизируются, по страховой залог возвращается (тара, батарейки, аккумуляторы, автомобили);

· страховая плата за природопользование. Как к экономическим так и к административным. Представляет собой залог, которые перечисляется предприятием в спец. фонды. И если в результате проверки деятельности не обнаружат нарушений природоохранных стандартов, то эта сумма может быть возвращена владельцу. Сумма страховой платы – величине потенциального ущерба, который возможен в данном производстве, в данной технологии;

· возможность покапать, продавать, право на фактическое или потенциальное загрязнение среды.

23.03.2010. Лекция 5.

 

· Гуманитарные. Эко образование, формирование мировоззрения.

 

Проблема реализации природоохранных мероприятий:

1. Противозагрязняющие мероприятия практически всегда малоэффективны, хотя и социально оправданные.

2. Экономический эффект от реализации природоохранных проектов частично реализуется предприятиями, отраслями, принимающими меры к снижению воздействия. Основная доля эффекта реализуется в других отраслях.

3. Ресурсноориентированное состояние экономики. Первичные переделы самые грязные и самые дешевые.

4. Срабатывает эффект временного лага в момент производственного ущерба. Как правило отделен большим интервалом времени. Называется латентным периодом (время от начала процесса до реакции), это обстоятельство позволяет снять ответственность за причиненный ущерб.

Общие требования к размещению площадок пром. предприятий. Размещение проектируемых объектов размещается на землях, непригодных для с/х использования, как правило за чертой населенных пунктов или внутри жилых массивов, если предприятие не выделяет производственные вредности. Ну или если их уровень не превышает установленных норм (ПДК, ПДУ). По отношению к жилым массивом, предприятие располагается с подветренной стороны, относительно розы ветров господствующего направления.

 

Минимальная площадь выбирается исходя из:

где N – число работающих; а – норма площади на одного работающего; b – площадь подпланируемого транспортной пути, С – резервная площадь на перспективу развития предприятия. V – коэффициент занятости (0,3; 0,5).

Здания на территории предприятия располагаются по ходу технологического процесса. Здания или производства определенной категории взрывоопасности группируются в зависимости от этого. Расстояние м/у зданиями выбираются с учетом санитарных и противопожарных разрывов исходя из наибольших значений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: