Моделирование одежды, в том числе и трикотажной, относится к декоративно-прикладному виду искусства, целью которого является оформление предметов быта людей.
Термин «моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец, и означает создание модели, образца. Слово же «модель» происходит от итальянского слова «modelloo, имеющее значение «образец».
Понятие искусства объединяет в себя музыку и связанные с ней вокал и танец, театр, кино, цирк, а также пластические виды искусств, то есть пространственные, предметные. Произведения пластических видов искусств существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Мы воспринимаем их посредством зрения.
Все виды пластических искусств делятся на изобразительные и неизобразительные — архитектонические.
Изобразительные искусства отображают окружающий нас мир, преломленный через сознание художника. К изобразительным искусствам относятся: живопись, станковая (картины, написанные красками) и монументальная (роспись, фрески, мозаика и т. д.); скульптура, станковая (скульптура, не зависящая от окружающей среды) и монументальная (памятники, монументы, архитектурные украшения и т. д.); графика, станковая (картины), прикладная (марки, открытки, этикетки и т. д.), книжная (обложки, иллюстрации и т. д.) и плакатная.
К архитектоническим искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн. Произведения архитектонического искусства не отображают напрямую окружающий мир, а служат созданию материально-предметной среды обитания человека. Декоративно-прикладное искусство, создавая новую предметную среду, новые предметы быта, преображает мир.
Произведениями прикладного искусства могут быть мебель, ковры, посуда, кухонная утварь, одежда и т. д., то есть изделия, имеющие утилитарное значение.
При всем многообразии задач, стоящих перед художником-модельером по трикотажу, специфика его творческой деятельности определяется главным образом тем, что объектом приложения его усилий является человек, причем не абстрактный, а конкретная личность со всему только ему присущими особенностями. Костюм образует с человеком зрительное целое и, выполняя заложенные в него функции, должен соответствовать половой принадлежности своего владельца, его возрасту, а также частным особенностям его внешности и характера. Как бы свободна ни была фантазия художника при поиске новой формы и композиционного решения проектируемого изделия из трикотажа, она всегда должна подчиняться требованиям целесообразности, продиктованными как самой фигурой человека, так и функциональным назначением изделия.
Лекция №5