Особенности творческого процесса и его источники. Природа и архитектура как источники творчества

Произведения искусства воздействуют на чувства и рассудок человека. У художника в процессе создания художественного произведения участвует и рассудок, и чувства.

В условиях современного промышленного производ­ства одежды проектирование дает ожидаемый полезный эффект в том случае, если художник обладает развитым в профессиональном направлении мышлением, то есть обладает необходимым запасом знаний и умений в обла­сти моделирования, интуицией, ассоциативным мышле­нием, воображением и т. д.

Любое творчество ученого, изобретателя или худож­ника представляет собой сложную психологическую дея­тельность человека и прежде всего мыслительную, в ре­зультате которой возникают новые идеи, темы, вещи, то есть соответствующие продукты, становящиеся достоя­нием общества, доступными восприятию, пониманию и оценке людей.

Предпосылкой к творческой работе мышления являет­ся взаимодействие человека с окружающим миром, так как само человеческое мышление — психологический процесс, благодаря которому человек отражает предметы и явления окружающей его действительности в их существенных при­знаках, рассматривает разнообразные связи, существующие в них и между ними. В результате анализа и синтеза, то есть в разложении конкретных явлений на признаки и объе­динении сходных признаков, возникают элементарные ас­социации. Это и есть рождение мысли. Элементарные ассо­циации затем составляются в более сложные цепи ассоци­аций, образуя более развитые и сложные мысли.

Своеобразие художественного мышления, отличающего его от научного заключается в том, что его результаты обнаруживаются не в логических выводах, а в конкрет­ных образах. На эту особенность искусства указывал еще Белинский. Сравнивая ученого-мыслителя и художни­ка, он отмечал, что «один доказывает, а другой показы­вает и оба убеждают, только один логическими довода­ми, другой картинами». Отличие искусства от науки не в содержании, а в способах обработки данного содержа­ния. Философ говорит силлогизмами, то есть умозаклю­чениями, ученый — понятиями, а художник — образа­ми и картинами об одном и том же.

Основа художественного творчества — образное мыш­ление. Невозможно стать художником, лишь изучив за­кономерности художественного оформления и овладев необходимыми техническими навыками. Помимо техни­ческого умения у художника должен быть творческий дар, который выражается, прежде всего, в способности мыслить художественными образами.

 

Лекция №6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: