Творческий процесс — чрезвычайно сложное явление, в котором эмпирический момент, то есть чувственный, играет очень большую роль, так как именно чувства, ассоциации, вызвавшие их, дают импульс к возникновению образов. Однако порой психологическая инерция, некоторая зацикленность на каких-то определенных концепциях мешает найти нетривиальное решение. Для раскрепощения мышления, интенсификации мыслительной активности и ускорения всего творческого процесса прибегают к помощи технологических приемов творчества.
Эти технологические приемы основываются на эвристике — методах и приемах исследования, согласно которым решение должно достигаться посредством соответствующих вопросов, предположений, пересмотра постановки задачи, методов проектирования, приводящих к парадоксальным решениям, профессиональных игр.
Так, наводящие вопросы способствуют более точному определению границ поиска вариантов. Наиболее перспективные направления поиска дает постановка вопроса назначения будущей вещи.
Метод проектирования от противного получил название инверсии. Он заключается в такой перестановке, когда в результате получается новое, парадоксальное решение. Этим методом создана двустороняя одежда, то есть одежда, которую можно носить на обе стороны.
Когда проектируется модель из уже произведенного трикотажного полотна, само полотно предоставляет массу возможностей в композиционном решении костюма, нужно только очень внимательно изучить, на что способно то или иное трикотажное полотно.
Как известно, свойства трикотажного полотна зависят как от волокнистого состава, так и от способа переплетения. Одним из важнейших его свойств является пластичность, именно благодаря пластическим свойствам полотен образуется различный композиционный строй костюма, так как одни полотна способны сохранять заданную форму бел поддерживающих каркасов, другие создают неустойчивую подвижную форму, постоянно изменяющуюся в процессе движения человека, именно поведение трикотажного полотна, его способность легко драпироваться или держать форму подсказывает и форму будущего костюма.
Фактура трикотажного полотна, или его внешний вид может послужить ключом к решению композиции костюма, так как каждая фактура несет в себе признаки определенного эмоционально-образного звучания. Сила воздействия фактур на зрителя различна. Различают фактуры пассивные и активные, пассивные фактуры имеют почти однородную нейтральную поверхность с очень мелкими элементами, активные же — сложную рельефную поверхность с крупными элементами. Активные фактуры очень декоративны и могут сами по себе быть основным звучащим элементом композиции.
Лекция №7