Админ-й процесс подразделяется на нормотворческий, правонаделительный, юрисдикционный. Каждый из них, в свою очередь, делится на более мелкие составляющие - производства. Одной из частей юрисдикционного процесса является производство по делам об админ-х правонарушениях и производство по жалобам.
Производство по админ-м правонарушениям – часть админ-го процесса, который представляет из себя осуществляемую в процессуальной форме деятельность уполномоченных субъектов направленную на привлечение виновных к админ – й ответственности.
Процессуальная форма этой деятельности четко регулируется правом. Ее основными элементами являются группы норм закрепляющих:
1. цели производства
2. принципы производства
3. стадии производства
4. этапы производства
5. виды, размеры и порядок применения мер процессуального производства (задержание гражданина, арест имущества)
6. порядок возмещения процессуальных расходов
А также круг участников производства, их права и обязанности, сроки совершения отдельных процессуальных действий, виды и условия использования документов, подведомственность дел, содержание и порядок оформления процессуальных документов.
Эти части процессуальной формы в итоге создают процессуальный режим.
Производство по админ-м правонарушениям осуществляется в 2 режимах:
1. админ-й юрисдикции
2. админ-судебной юрисдикции
В зависимости от объема и сложности процессуальных действий различаются виды производств:
1.обычное (по общим правилам)
2. усеченное
Бахрах же выделяет 4 вида производств:
1. усеченное – когда все 4 стадии слиты воедино, например, штраф на месте.
2. ускоренное – дело возбуждается и рассматривается 1 должностным лицом, например, когда лицо подвергнуто админ-му аресту.
3. обычное – осуществляется на общих основаниях и включает в себя все 4 стадии: возбуждение, рассмотрение дела, пересмотр дела (факультативная стадия) и исполнение постановления. Каждая из этих стадий подразделяется на ряд более мелких структурных частей: на этапы, этапы на отдельные процессуальные действия.
4. особое производство – усложненное, необходимость проведения админ-го расследования по отдельным категориям админ-х дел на стадии возбуждения или когда админ-е нормы обязывают лицо, совершившее правонарушение к чему-либо. Если дело рассматривается в судебном порядке лицо обязано присутствовать на судебном заседании.
Нормативной основой для производства по делам об админ-х правонарушениях являются КоАП, НК, ФЗ «Об исполнительном производстве», ГПК (ч.1 ст. 4.7 КоАП) говорят, что судья при рассмотрении дела об админ-м правонарушении вправе (при отсутствии спора о возмещении матер-го ущерба) одновременно с назначением админ-го наказания может взыскать матер-й ущерб, руководствуясь этой статьей. Если такой спор есть, то решение выносится этим же судьей, но по правилам гражданского судопроизводства. В том случае, когда дело об админ-м правонарушении рассматривается иными органами или их должностными лицами, спор разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ч.3 ст.4.7 споры о возмещении морального вреда, если он был причинен, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.






