Теоретико-методологические основы государственного управления

13 Предмет теории государственного управления.

Объектом теории государственного управления является деятельность государства, направленная на управление общественной жизни людей. Кроме теории государственного управления деятельность государства исследуется такими науками как политология, социология, административное право, теория управления. Предметом теории государственного управления является исследование концептуальных оснований государственной власти, её стратегических, политических и оперативных административных функций, направленных на стабилизацию общественного развития. Теория государственного управления охватывает две основные сферы:

1. Политическое государственное управление.

2.Административно-государственное управление.

Политическое управление осуществляют депутаты парламента, руководители исполнительных органов государственной власти, в том числе президент, премьер-министр, министры, а также судьи на всех уровнях. К административно-государственному управлению относятся государственные служащие всех ветвей и уровней государственного управления.

Функции политической государственной власти носят стратегический характер:

1. Формирование государственной политики.

2. Разработка государственных программ.

Эти функции возложены на кабинет министров и министерств.

Функции административно-государственной власти представляют собой оперативные функции и включают в себя:

1. Текущие управленческие задачи.

2. Исполнение решений правительства.

Данные функции возложены преимущественно на государственные учреждения, оказывающие услуги населению. Современная теория государственного управления является междисциплинарной наукой, возникшей на пересечении политологии и менеджмента при ведущей роли политологии. По мере развития теория государственного управления стала использовать достижения таких социальных наук как психология, философия и социология. Наиболее близка к науке о государственном управлении наука административного права, поскольку обе эти науки исследуют одну область деятельности – государственное администрирование. Но теория государственного управления стремится раскрывать объективно существующие закономерности в области государственной деятельности, тогда как предметом науки об административном праве являются преобразования этих рекомендаций в действующие юридические нормативы. Административное право должно выполнять по отношению к науке о государственном управлении вторичную функцию. Задача административного права состоит в том, чтобы основные положения науки о государственном управлении выразить специфическим юридическим языком в виде обязывающих норм. Теория государственного управления связана также с такими науками, как праксиология и теория организации.

Праксиология – это наука об эффективности человеческой деятельности. Происходит о греческого слова praxis, что означает «действия и практика». Данная наука появилась в 80-е годы 20-го века. Её предметом является любая человеческая деятельность, рассматриваемая с точки зрения её рациональности.

Теория организации – это наука, занимающаяся вопросами эффективного функционирования и управления социальными системами. Данная наука распространяется на систему государственного управления в части исследования работы персонала органов государственного управления. Теория государственного управления, в отличие от теории организации и праксиологии, исследует не все институты, образованные для выполнения общественно полезной деятельности, а только те, которые относятся к государственному уровню управления. Ограничивая в этом плане свои интересы, теория государственного управления развивает те элементы теории организации, которые связаны со спецификой государственного администрирования.

Теория государственного управления разрабатывает следующие проблемы:

А) Стратегическое государственное управление формирует политическую стратегию государства, направлено на обеспечение принятия политических решений, создание концепций государственных программ и решение вопросов стратегического государственного менеджмента.

Б) Организация государственного управления на разных уровнях – национальном, региональном и местном – предполагает разработку общей теории государственной организации, функций аппарата государственного управления, координацию государственного управления как целостной системы, подготовку и проведение административных реформ.

В) Подготовка и рекрутирование управленческих кадров исследуют вопрос оптимальной структуры штатного состава служащих государственного аппарата, управление персоналом государственных организаций, требования к менталитету и стилю работы государственных профессиональных служащих, проблемы лидерства и борьбы с бюрократизмом.

Г) Техника государственного администрирования направлена на разработку теории принятия государственных решений, политического прогнозирования, методов административно-государственного управления в кризисных и конфликтных ситуациях, технологии взаимоотношений государственной администрации и средств массовой информации.

Каждое направление теории государственного управления в свою очередь выступает в качестве следующих предметов научного исследования:

А) Государственное управление в условиях рыночной экономики.

Б) Государственное управление социальными процессами.

В) Государственное управление экологией.

Г) Государственное управление финансами.

Теория государственного управления использует ряд специальных или частных теорий:

А) Теория конфликта.

Б) Теория консенсуса.

В) Теория принятия решений.

Г) Теория политического прогнозирования.

В то же время существует общая теория государственного управления, призванная объяснить государственное управление как систему и целостность.

Государственное управление включает в себя как статику, так и динамику, которые отражаются соответственно в административно-государственном порядке и политическом процессе.

 

14 Метод теории государственного управления.

Ведущее место в методологии государственного управления принадлежит системному и ситуационному анализу. Сложность и многоаспектность государственного администрирования требуют исследования фактов в их совокупности и взаимообусловленности, поэтому система государственного управления рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. В рамках этой системы каждому элементу принадлежат четко определенные место и функции.

Система государственного управления рассматривается как функционирующая и, следовательно, обладающая определенной устойчивостью, и как система, развивающаяся и изменяющаяся, поэтому законы функционирования системы являются законами её развития.

Системный подход ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов. Выделение многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Системно-рациональный подход в государственном управлении представляет собой рассмотрение государственного управления в целом и отдельных его сфер как взаимосвязанных элементов, каждый из которых действует как функция целого.

Системный анализ начал использоваться в государственном управлении с 1950-х-60-х годов, чтобы помочь исследователям упорядочить описание государственного управления и выяснить внутренние закономерности развития государственных структур. Одними из первых использовали системный анализ американские политологи Дэвид Истон и Габриэль Алмонд, которые пришли к выводу, что государственное управление, как система, объединяет не только организованные стороны государственной жизни, такие как государство, его основные организации и структуры, но и такие факторы, как сознание, идеи, традиции и мировоззрение людей, работающих в системе государственного управления.

Системный анализ – это совокупность методов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам государственного управления. Процесс решения проблемы должен начаться с четкого формулирования целей. Необходимо выявлять и анализировать альтернативные пути достижения цели. Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели, отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут появиться в процессе реализации решений. Полученная модель исследуется с целью выяснения результатов применения того или иного альтернативного варианта действий для сравнения затрат ресурсов по каждому из вариантов, выяснения степени чувствительности модели к различным внешним воздействиям.

15 Структурно-функциональный анализ связан в системе государственного управления со следующими принципами:

1) Распределение сосредотачивается на средствах и неизбежно ведет к конфликту.

2) Интеграция сосредотачивается на целях и взаимосвязи целей, что создает стабильность административно-государственного управления. Распределению в административно-государственном управлении подлежат средства, персонал и награды. Распределение персонала – это процесс, предполагающий установление правил для общения в коллективе и переход от одного уровня иерархии к другому.

Среди принципов, по которым может осуществляться распределение персонала, имеют место универсализм, партикуляризм, метод достижений и метод предписаний.

Принцип универсализма предполагает, что люди будут оцениваться согласно стандартам, применяемым ко всем, например, образование, профессиональная квалификация и стаж работы.

Принцип партикуляризма, наоборот, предполагает оценивать людей согласно специфическим, групповым стандартам, при этом под групповыми стандартами подразумеваются профессиональные достижения (метод достижений) или определенные предписания, то есть социальное происхождение, политическая лояльность и национальность, что соответствует методу предписаний.

Награды как вид распределения в системе государственного управления представляют собой особый вид награждения, проявляющегося в символических элементах престижа. Всякая деятельность и любая роль в административно-государственном управлении оценивается в понятиях престижа, поэтому подразумевается, что престиж подлежит распределению. Отношение наград к распределению средств производства и персонала образует ядро теории интеграции с точки зрения структурно-функционального анализа. Существует два аспекта связи между интеграцией и распределением в системе государственного администрирования:

1) насколько хорошо в управленческом процессе распределяются средства;

2) какова координация между различными распределительными процессами.

Например, если в первом случае может стоять вопрос о том, насколько хорошо обучены государственные служащие, то во втором, насколько существующая система обучения обеспечивает специалистов необходимыми знаниями.

Известны три универсальных постулата функционального подхода в системе государственного администрирования:

1) функциональные единства систем, то есть согласованность функционирования всех её частей;

2) универсальный функционализм, то есть функциональность как полезность;

3) функциональная необходимость.

15 Структурно-функциональный анализ – это выделение элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию и определению их места и значения в системе государственного управления. Необходимо определить степень влияния различных социальных факторов, таких как возраст, пол, образование на осуществление управленческих функций и раскрыть место и значение этих факторов в управленческой деятельности, то есть охарактеризовать их функцию и показать в какой зависимости эти факторы находятся между собой.

Закономерности управленческой деятельности функционируют как статистически обусловленные. Это означает, что связь между исследуемыми факторами установлена не жестко, не однозначно, а с определенной вероятностью наступления события. Она не раскрывает ключевых зависимостей между факторами, а только указывает на возможное существование причин в рассматриваемых условиях наступления результата. Структурно-функциональный анализ позволяет раскрыть регулярный характер механизмов административно-государственного управления.

Он применяется для решения следующих управленческих задач:

1. Установление связей между внутренней структурой управления и выполняемыми функциями как всей системой в целом, так и отдельными её элементами.

2. Разработка структуры органа управления в зависимости от выполняемых функций.

3. Определение численности управленческого персонала в зависимости от ряда конкретных факторов.

16 Ситуационный анализ – это способ мышления об организационных проблемах и их решениях.

Необходимость ситуационного анализа обусловлена тем, что, не смотря на наличие общих закономерностей процесса государственного управления, специфические приемы, которые должны использовать руководители для эффективного достижения целей на каждом уровне управления и в каждой организации, могут значительно различаться. В рамках ситуационного анализа руководство государственных организаций должно перманентно определять, какая структура или приём управления наиболее подходят для конкретной ситуации. Поскольку ситуация может меняться, руководство должно планировать, какие структурные инновации нужно ввести, чтобы сохранить эффективность организации. Успех ситуационного анализа зависит от правильного выбора ситуационных элементов, определяющих развитие управленческого процесса в данных условиях. Основными ситуационными переменными в государственных организациях являются цели, задачи, структуры, технологии, сотрудники. Главными ситуационными переменными внешней среды государственного управления являются: политический процесс, состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-культурные изменения и влияние групповых интересов.

С позиции ситуационного подхода государственные задачи и решения осуществляются в следующем порядке:

1. Выбор для решения имеющейся проблемы одной или нескольких научных методик, таких как структурно-функциональный анализ, мотивационные модели, количественные методы принятия решений.

2. Прогнозирование последствий применения выбранной методики.

3. Интерпретация ситуаций, в том числе определение факторов, являющихся наиболее важными в данной ситуации, и вероятного эффекта от изменения одной или нескольких переменных.

4. Выбор конкретных приемов, вызывающих наибольший эффект в конкретных ситуациях.

Поскольку в ситуационном подходе методики и концепции должны быть применены к конкретным обстоятельствам, ситуационный подход называют ситуационным мышлением.

Одновременно с ситуационным анализом в государственном управлении развивается ещё один методологический подход, который называется синергетический подход (синергия – сотрудничество, содружество).

Применение синергетического метода в государственном управлении подразумевает преимущественно внимание к исследованию сложных механизмов самоорганизации. Синергетика позволяет объяснить бифуркационный, взрывообразный и нестабильный характер современного общественного развития, подчеркнуть стабилизирующее воздействие государственного регулирования.

Основы синергетики были разработаны Ильёй Пригожиным и Изабеллой Стенгерс, которые утверждали: «Современная научная картина мира претерпевает радикальные изменения в сторону множественности и сложности. По своему характеру наша Вселенная плюралистична и комплексна (плюрализм – это разнообразие мнений). Структуры могут исчезать, но могут и возникать. Одни процессы при существующем уровне знаний допускают описание с помощью детерминированных уровней, другие процессы требуют привлечение вероятностных соображений». Синергетика рассматривает любое упрощение и снижение многообразия как серьезное искажение, что может привести к тяжелым политическим ошибкам, поэтому синергетический подход обязывает рассматривать политический процесс, не только исходя из анализа его составляющих, но и принимать во внимание сложные опосредованные воздействия на политику со стороны других не политических факторов. Синергетика рассматривает саморазвивающиеся системы как открытые, находящиеся во взаимодействии с окружающей средой и обладающие источниками и стоками энергии.

Государственное управление в рамках синергетики выступает как нелинейный процесс, который в периоды стабильного развития или аттракторов сменяется бифуркациями или кризисами, после которых возникают спектры альтернатив в государственном регулировании общественного развития. Термин «бифуркация» был введен в научный оборот французским физиком и математиком Анри Пуанкаре (1854 – 1912), который изучал проявление механизма бифуркации в природе. Бифуркация в государственном управлении – это период катастрофической перестройки всего механизма государственного регулирования и один из важнейших механизмов самоорганизации. Приближаясь к точкам бифуркации, государственное регулирование теряет устойчивость, а затем переходит в новое состояние. Такой переход осуществляется за счет флуктуации или случайных факторов. Различают два основных типа бифуркации: структурный и системный.

Структурная бифуркация в государственном управлении означает, что среди альтернативных сценариев, которые могут быть организованы после прохождения точки бифуркации, имеется, по крайней мере, один, который предполагает только структурную перестройку государственного управления без потери его функциональных особенностей.

Системная бифуркация ведет государство к самоуничтожению. За порогом бифуркации данное государство уже не может существовать. На его месте возникает нечто принципиально новое. Согласно канонам синергетики, по мере развития государственного управления в его регулировании всё большую роль должны играть вопросы политической этики, духовные факторы и нравственные императивы.

 

17 Основные категории государственного управления.

Государство – это политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью людей на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизировавшей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право на применение насилия.

Признаки государства:

1)Публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд).

2)Территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (право производить суд).

3)Система права – совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами власти.

Главной внутренней функцией государства является обеспечение социально-политической стабильности и служение общему благу.

Кроме того государство обеспечивает следующие внутренние функции:

1)Экономические – выступает главным координатором и регулятором экономических процессов.

2)Социальные – обеспечивает систему социального страхования, общественных компенсаций, социальной опеки и развития здравоохранения.

3)Культурно-образовательные – выступает основным гарантом сохранения и преумножения национальной науки и культуры и развитие системы народного образования.

4)Экологические – отвечает за охрану окружающей среды и своей территории.

Внешние функции государства направлены на реализацию его интересов и целей на международной арене:

1)Обеспечение национальной безопасности.

2)Отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

3)Развитие взаимовыгодного сотрудничества.

4)Участие в решении глобальных проблем.

18 Государственное управление – система принятия политических и административных решений, которые проводятся в жизнь с помощью административно-государственного аппарата.

Политическое управление – включает систему принятия политических решений, разработку государственной политики и государственных программ по всем приоритетным направлениям государственного развития.

Административно-государственное управление осуществляется государственными служащими. Аппарат чиновников часто называют бюрократией.

Бюрократия – любая крупномасштабная организация профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы осуществлять политику тех, кто принимает решения.

Административно-государственное управление – осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз.

Государственное администрирование – деятельность профессиональных государственных служащих оп осуществлению общественной политики.

Злоупотребление властью – форма присвоения административной власти когда руководитель использует вверенные ему полномочия для протекционизма и незаконного приобретения различных социальных благ.

Демония государственной власти – форма присвоения административной власти, заключающаяся в одержимости воли руководителя, стремящегося решить крупные государственные задачи и одновременно преследующего собственные эгоистические цели (жажда власти, славы, почестей).

Средством защиты от демонии государственной власти является создание эффективной системы сдержек и противовесов, которые могли бы смирить демонические свойства административной власти и превратить её в институт, способный надёжно служить обществу. Создание сильной законодательной и судебной власти позволяет сократить полномочия администрации, демократически её сформировать, направлять и контролировать.

Эффективным фактором демократизации управления является закон, который придаёт формальную определённость деятельности субъектов управления, упорядочивает её, чётко устанавливает полномочия и создаёт преграду произволу. С помощью законов представительные органы направляют деятельность исполнительно-распорядительного аппарата, предусматривают ответственность субъектов управления за противоправные служебные действия, а также побуждают служащих правомерно использовать свои полномочия и исполнять служебные обязанности.

Ещё одним фактором противодействия демонизму административной власти является высокий уровень профессиональной и политической культуры государственных служащих.

19 Современная концепция государственного управления

Основными характеристиками государственного управления в 21-м веке являются:

1)Разработка государственной политики с использованием инфо-комуникационных технологий, политической аналитики и прогностики.

2)Разработка, осуществление и оценка государственных программ с использованием современных методов социально-политической и социально-экономической диагностики, компьютерной обработки информации с использованием метода математического моделирования социальных процессов при разработке управленческих решений.

3)Прогнозирование и учёт в практической деятельности позитивных и негативных тенденций в развитии общественных явлений, разработка мероприятий по локализации и устранению недостатков, определение потребности в изменении при нововведениях и осуществление практических действий

4)Анализ, обобщение и интерпретирование социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны.

5)Организация и проведение эмпирических исследований по изучению социально-политических и социально-экономических процессов для поиска оптимальных управленческих решений и принятие таких решений.

6)Применение рациональных приёмов поиска, обработки, хранения и использования необходимой социальной, политической, экономической и научной информации.

7)Политизация государственного управления, существенное сближение политиков и администраторов в государственном управлении.

Если в 20-м веке основной акцент при формировании кадрового состава государственных служб делался на деловые качества профессиональных государственных служащих, их политическую нейтральность и гарантированный срок пребывания в должности, то в 21-м веке более важное значение стало придаваться политической лояльности и активной политической роли государственных служащих.В результате определённые должности государственной службы приобрели политический характер в США, Франции и Германии сотрудники гражданских служб становятся членами политических партий и партийными функционерами. В результате указанных перемен сформировалась политическая бюрократия 21 века.

Сравнительная характеристика политической бюрократии и бюрократии классического типа.

Деятельность классической бюрократии (20 век) Деятельность политической бюрократии (19 век)
Ориентация на общее благо, общественные интересы и т.п. Ориентация на различные политические интересы и цели
Убеждение в том, что проблемы должны решаться на деловой основе политически нейтрально Убеждение в том,что проблемы должны решаться в процессе политических переговоров, путём достижения компромисса
Использование политических дискуссий (в Парламенте, партиях, с помощью групп лоббирования) рассматривается как излишняя и даже опасная мера Использование политических дискуссий рассматривается как необходимая мера для проведения в жизнь государственных решений
Отвергается активное участие в политике В принципе одобряется политическая активность
Слабое взаимодействие межу бюрократами и политиками Интенсивное взаимодействие между политиками и чиновниками
Элитная солидарность – убеждённость в том, что чиновники госаппарта должны представлять собой элиту в моральном и интеллектуальном отношении. Незначительная солидарность
Ориентация на процедурные способы действия   Ориентация на программные и проблемные методы деятельности (участие в разработке и оценке госпрограмм, принятие решений

Если в начале 20-го века чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки,т.к. они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль бюрократии стал принципиален.

Сравнительная характеристика идеального бюрократа по М.Веберу и современного чиновника.

Идеальный бюрократ (20 век) Современный чиновник (21 век)
Избегает риска Идёт на риск в необходимых ситуациях
Занимается рутинной деятельностью, исполняет только то,что задано Постоянно внедряет инновации
Концентрирует внимание на самой деятельности Концентрируется на результатах деятельности
Не любит изменений Стремится к изменениям
Избегает допускать ошибки, т.к. они административно наказуемы Относится к ошибкам с пониманием и учится на них
Концентрирует внимание на ограничениях Концентрирует внимание на появляющихся возможностях
Выдвигает на первый план безопасность Выдвигает на первый план необходимость достижений
Не имеет желания переучиваться Стремится постоянно повышать квалификацию

Информационная революция управления ознаменовала переход от централизованного управления к модульной организации, в основе которого лежат небольшие структуры, соединённые во временные конфигурации. Сетевые структуры управления предполагают активное использование творческого потенциала в качестве основы развития современной организации.

20 Неокорпоративизм в государственном администрировании – подход менеджера к организации как к своему творению, вызывающий у служащих прилежность целям организации.

Система ГУ в условиях неокорпоративизма строится по принципу адаптирующей корпорации, что предполагает функциональный или профессиональный принцип представительства в Правительстве и Парламенте. В России институты государственной власти до сих пор во многом отражают старую систему организации знания и информации. Стремление заниматься актуальными проблемами дифференцировано и специализировано – это следствие индустриального менталитета минувшей эпохи. Однако все современные проблемы тесно взаимосвязаны. ГУ может быть перестроено по сетевому принципу на основе опыта крупных современных креативных корпораций.

Сетевой принцип организации ГУ предполагает переход от централизованного ГУ к модульной организации, в основе которой лежат небольшие структуры, соединённые во временные конфигурации. Сетевая форма ГУ даёт возможность наиболее полно использовать стремление творческих работников к нововведённым инициативам на новые вызовы. Что позволит перенести принятие ответственных политических решений на низовые уровни управления. В последние десятилетия на фоне уменьшения мощности центральных сетей власти произошла фундаментальная децентрализации сей системы коммуникаций. Это происходит за счёт распространения кабельных сетей, компьютеров, личной электронной почты. Децентрализация информационных потоков – основа децентрализации политических решений, т.к. отследить всю локальную информацию политическая власть уже не в состоянии. В результате складывается практика разделения центров принятия политических решений.

Создание новых сетевых государственных структур обеспечивает укрепление капитала общественного доверия внутри государственных организаций и со стороны гражданского общества. Небольшие мобильные группы в организациях создают наилучшие возможности для межличностного взаимодействия служащих. Внутри таких групп легче возникает чувство коллективного взаимодействия, формируются и поддерживаются общие этические ценности. Атмосфера давления способствует быстрому и эффективному принятию и исполнению политических решений. Сетевые государственные структуры предполагают активное использование творческого потенциала в качестве основы развития современной политической системы,что даст возможность привлечь в эту область талантливых молодых специалистов.

Эффективность ГУ может быть повышена за счёт создания в политической сфере самоуправляющихся креативных ассоциаций, способных принимать и реализовывать политические решения на разных уровнях.

21 Теория информационного государства

В условиях информационной революции происходит переосмысление роли государства. Информация становится ключевым ресурсом государственной власти. И отмене её контролировать и направлять в нужное русло, во многом зависит эффективность государственного администрирования. В настоящее время ГУ достигла точки бифуркации и кризиса на фоне стремительно нарастающей глобализации и информационной революции. Впервые за последние несколько веков государство перестаёт справляться с новыми проблемами и утрачивает свою власть. Это может быть связано с одной стороны с влиянием ТНК и глобализацией, а с другой с утратой легитимности, которую прежде давали государствам их народы.

Информационная парадигма ГУ представляет формирование информационного государства как властной структуры нового типа, где управление осуществляется через систему информационных технологий и коммуникаций и новую систему функционального представительства. Появление и распространение информационной парадигмы ГУ связано с кризисом «теории прогресса», появившейся в эпоху Просвещения и оперировавшей критериями рациональности, универсальности и восходящего развития. Данная теория объясняла устройство системы ГУ с позиции рационально основанных структур, функций и инструкций. Предполагалось, что единственный надёжный путь повышения эффективности управления лежит в сфере эмпирических исследований, и каждый вывод должен подкрепляться фактами. Однако, укоренение теории «неравновесных процессов» привело к опровержению основных постулатов классической теории управления. На протяжении всей истории ГУ предлагались определённые управленческие истины и правила. В конце 20-го века развитие науки привело к выводу о том, что во всех природных и социальных системах преобладает состояние неопределённости, а большинство процессов носят детерминистский (между бифуркациями) и вероятностный (при выборе ответвлений в характере). Данный вывод поставил под сомнение постулаты структурно-потенциального подхода.

В современной науке управления качеством утверждаются принципы нелинейности, неопределённости, бифуркации, стохастичности. Важнейшее значение придаётся таким новым для государственного администрирования понятиям, как стратегическая нестабильность, дискретность (неоднородность), реактивность и альтернативность.

 

Жёсткое мышление в ГУ к 21 веку исчерпало свой потенциал. Со времён М.Вебера ГУ представляло собой регламентированную сверху до низу иерархическую организацию линейно-функционального типа с чётким определением функций каждой должностной категории. Управление при этом рассматривалось как механизм, действующий в результате комбинирования ряда факторов, с помощью которых можно добиваться определённых целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах ресурсов. Такая модель результативна в условиях стабильной социальной среды и однотипных управленческих задач. В условиях кризиса теории прогресса, когда перспектива будущего восходящего развития не гарантировано, а стабильность проблематична, жёсткое мышление утрачивает свою эффективность. Новой концепцией ГУ стала информационная парадигма, потребовавшая сетевого принципа организации управленческих структур и мягкого мышления в качестве инструмента анализа управленческих проблем. Данный переход связан с отказом от жёстких преобразовательно-наступательных технологий государственных реформ по типу «Шоковой терапии» и развитием мягких, детализированных и тонких технологий организации ГУ. Принцип мягкого мышления олицетворяет внутреннюю самоорганизацию государственных институтов и структур, построенных по модели живого организма. В противовес застывшим конструкциям рационально бюрократической машины. Отказ от жёстких административных конструкций, рассмотрение альтернативных путей развития, непрерывное корректирование и уточнение управленческих задач в процессе ГУ составляют основу принципа мягкого мышления в действии. Принцип мягкого мышления позволяет структурировать управленческий процесс посредством исследования различных взглядов и позиций, и основное внимание уделяет самому процессу решения управленческих задач, понимаемому как непрерывное уточнение и совершенствованию целей. Такой подход получил название интерпретационного подхода и стал альтернативой системно-функционального подхода, определявшего развитие теории ГУ в 20-м веке. Среди категорий управленческой науки понятие «интерпретации» становится ведущим, а категории, заданной функций и определённой структуры – второстепенными. На смену жёстко выверенной системности в теории ГУ приходят гибкость и нелинейность. Ведущим направлением в парадигме мягкого мышления становится организационная кибернетика, в рамках которой целью государственной организации становится достижение компромисса между требованиями внешней среды и внутренними функциями, а стратегия организации может быть обозначена как стратегия баланса.

Балансирующие системы должны обладать следующими функциями:

1)Организация

2)Координация

3)Контроля

4)Сбор и обработка информации

5)Разработка политики

В условиях слабоструктурированных управленческих проблемных ситуаций, балансирующие структуры способны мягко перестраиваться. Современное информационное государство должно быть организовано по модели живого организма, где знания и информация становятся ведущим фактором развития. Общественные богатства сегодня всё чаще ассоциируется с обладанием информации и уже сейчас такие знаниеёмкие отрасли экономики как образование,здравоохранение, наука, финансы и страхование обнаруживают самые высокие темпы роста занятости и валового продукта. В сфере управления происходит стремительное вытеснение материальных компонентов информационными составляющими. Информация является наиболее демократичным источником власти и одновременно наименее демократичным фактором управления. Это связано с тем, что информации присуще свойство избирательности, которым наделяется владелец информации. Высокопрофессиональные значимые знания сосредоточены в узком кругу интеллектуала. Данный факт может привести к новому классовому противостоянию между классом интеллектуалов и низшим классом, состоящим из безработных нетрудоспособных и занятых неполный рабочий день лиц, которые отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов. Информационное государство не сможет выполнять свою регулирующую функцию без помощи гражданского общества. Потребуется объединение усилий государства, гражданского общества и бизнеса для решения проблем управления в информационном обществе. Информационное государство должно взять на себя инициативу по объединению и консолидации гражданского общества и бизнеса. Информационное государство как центр принятия решений должно представлять собой систему консолидации политической власти, функционального правительства и общественных организаций. Необходима научно обоснованная государственная политика в области развития высоких технологий и страхования техногенных рисков. Все надвигающиеся неполитические катастрофы в современном обществе имеют ярко выраженный политический потенциал, т.е. любое событие влияет на политику. Политика и ГУ утратили монопольный статус в решении общественных проблем. Государственная политика обязана говорить об общественном конценсусе, воспитывать толерантность и выступать верховным арбитром нации. Информационное государство должно создать новый общественный договор, объединив новое гражданское общество и бизнес перед проблемой защиты от техногенных рисков в информационном обществе. Чиновник информационного общества – инициативный, мобильный, ориентированный на инновации, возможность и перспективы, не боящийся совершать ошибки человек.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: