Г.г. Развитие науки о государственном управлении под влиянием социологии и психологии

Наиболее важные направления этого этапа развития науки о государственном управлении – это поведенческий, системный и ситуационный подходы.

7 Школа поведенческих наук несколько отошла от школы человеческих отношений, которая концентрировала внимание на методах налаживания человеческих межличностных отношений. Новый подход в рамках школы поведенческих наук отличался стремлением в большей степени оказать помощь государственным служащим в осознании ими своих собственных возможностей в государственных структурах. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов. Особенно популярным поведенческий подход был в 1960-е годы. Наиболее значимы в рамках поведенческого подхода такие концепции государственного управления, как теория X и Y и теория мотивационной гигиены.

Американский социальный психолог Дуглас Мак Грегор (1906 – 1964) полагал, что стратегия управления базируется на том, как управляющий представляет свою роль по отношению к рядовым служащим. Его теория X получила название «Статическая теория управления». Основные постулаты теории X гласят:

1) Средний служащий в силу своей природы не любит работать и при возможности стремится избежать труда.

2) Вследствие прирождённой неприязни к труду большую часть служащих необходимо принуждать, контролировать, направлять или угрожать им наказанием, чтобы они работали напряженно для достижения целей организации.

3) Средний служащий предпочитает, чтобы им руководили, стремится избежать ответственности. Сравнительно нечестолюбив и более всего предпочитает собственную безопасность. Более гибкой и эффективной Мак Грегор считал теорию Y, получившую название «Динамическая теория управления». Основные положения теории Y гласят:

1) Затраты физических и умственных усилий в процессе труда так же естественны, как в играх или на отдыхе.

2) Внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами для ориентации усилий людей на достижение целей организации. Служащий способен и будет сам себя контролировать, если он стремится к целям, в достижении которых заинтересован.

3) Усилия, прилагаемые служащим к достижению поставленных перед ним целей, пропорциональны ожидаемому вознаграждению за их осуществление.

4) Средний служащий при соответствующей подготовке и условиях не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней.

5) Способности ярко проявить творческую фантазию, изобретательность и творческий подход к решению проблем организации свойственны скорее широкому, чем узкому кругу людей.

6) Интеллектуальная способность среднего чиновника используется далеко не полностью в системе управления.

Фредерик Герцберг (1923 – 2000) предположил, что труд, приносящий служащему удовлетворение, способствует его психическому здоровью. Концепция Герцберга получила название мотивационной гигиены. Все факторы, сказывающиеся на мотивах трудового поведения, Герцберг разделил на две группы:

1) Способствующие удовлетворению трудом.

2) Препятствующие удовлетворению трудом.

В группу способствующих вошли такие факторы, как трудовые успехи, признание заслуг, процесс труда, степень ответственности, служебный рост и профессиональный рост.

8 Системный подход в государственном администрировании стал популярен с начала 60-х годов 20го века. Он заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов государственного администрирования с внешней средой, то есть с обществом. Стратегия государственного администрирования не может быть предметом точного прогнозирования и планирования, поскольку общество постоянно изменяется и развивается. Вместе с тем такой подход предполагает необходимость разработки стратегического управления, устанавливающего общие цели и способы поведения административно-государственного управления в целом.

+фотка, которую выложил Саня Захаров

9 Ситуационный подход в государственном администрировании возник в начале 1970-х годов и был направлен на прямое приложение науки к конкретным ситуациям и условиям. Ситуационный подход предполагает, что оптимальных структур в государственном управлении не существует, поэтому государственное администрирование должно быть построено так, чтобы соответствовать уровню сложностей и динамики современного общества. Центральной идеей ситуационного подхода является анализ ситуации, то есть конкретного набора обстоятельств, которые сильно влияют на данную административную организацию в данное время. Поскольку в центре внимания постоянно оказывается новая ситуация, в рамках ситуационного подхода особое значение приобретает ситуационное мышление. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приёмы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Наиболее известны следующие теории, разработанные в рамках ситуационного подхода:

1) Новый менеджеризм предполагает, что идеи менеджмента являются общими для государственного и частного сектора. Идеи опираются на три «Э» - экономия, эффективность, энергичность. Деятельность современного государственного служащего сводится скорее к эффективному управлению организацией, чем к участию в принятии политических решений.

2) Новый патримониализм предполагает более высокую степень контроля политических руководителей за назначением на должности высших государственных служащих и требования от них более высокой политической лояльности. Эта концепция особо ярко проявилась в англо-саксонских странах (США и Великобритании), где политические лидеры получили право назначать чиновников на высокие посты в государстве.

3) Концепция мягкого мышления появилась в результате неудачной попытки применения инженерной методологии или жесткого подхода к разрешению слабоструктурированных проблемных управленческих ситуаций. Система жесткого подхода исходила из предпосылки постоянной системности реального мира и сферы управления и сосредотачивалась на поиске оптимальных путей движения к известным или заданным целям. Концепция мягкого мышления перенесла признак системности с реальности на процесс её познания. Этот подход позволяет структурировать управленческие процессы посредством исследования различных взглядов и позиций и обсуждения их правомерности в конкретных ситуациях.

Организационная кибернетика возникла как контрнаправление к управленческой кибернетике, отличающейся излишней математичностью. Парадигмой организационной кибернетики выступает структурализм, объясняющий феномены, доступные чувствам, действиям скрытых, ненаблюдаемых механизмов. Центральным понятием организационной кибернетики является балансирующая система. Система может быть отнесена к балансирующей, если она способна реагировать на изменения внешней среды даже в тех случаях, когда эти изменения не могут быть предсказаны в период создания системы. Чтобы остаться балансирующей в течение длительного времени, система должна достигнуть необходимого разнообразия в целях соответствия сложности внешней среды, с которой она взаимодействует. Цель организации всегда должна быть компромиссом между требованиями внешней среды и её внутренними функциями, а стратегия организации может быть определена как стратегия баланса. Во второй половине двадцатого века появились две новые альтернативные теории государственного регулирования в рыночном обществе:

1) Монетаристская (неолиберальная) теория.

2) Теория социального государства.

10 Монетаристская концепция государственного регулирования сформировалась на базе чикагской школы одним из ведущих теоретиков, которым был американский экономист Милтон Фридман (1912 – 2006). В основе монетаристской концепции государственного регулирования лежит утверждение о том, что главное преимущество рыночной экономики заключается в конкуренции, поэтому государство должно вмешиваться в рыночные отношения только в том случае, если можно констатировать антиконкурентную деятельность хозяйствующих субъектов на рынке. Основные постулаты монетаризма сводятся к следующему:

1) Рыночная экономика самодостаточна и обладает качеством саморегулирования, поэтому вмешательство в рыночные механизмы не оправдано.

2) Государственное регулирование возможно только в денежной сфере как обеспечение устойчивости денежной единицы через ограничения роста денежной массы.

3) Контроль со стороны центрального правительства за денежной массой сводится к тому, чтобы не допустить её роста более чем 3-5% в год.

4) Правительство должно следить также за ежегодным снижением ставки подоходного налога, чтобы стимулировать предпринимательскую деятельность.

5) Экономические спады на рынке оцениваются как естественные явления и служат способом ограничения роста заработной платы, что сдерживает инфляцию.

Монетаристская концепция государственного управления сводит к минимуму государственное регулирование. Критики справедливо упрекают монетаризм в недостаточном внимании к социальным проблемам, что приводит к росту социальной напряженности в обществе и способно спровоцировать социальные взрывы. Фундаментальная наука, образование, здравоохранение, искусство и литература требуют государственного финансирования, поскольку обеспечивают воспроизводство человеческого капитала и сохранение культуры в жестких условиях рыночной конкуренции. Рыночные отношения не способствуют защите окружающей среды и сохранению невосполнимых природных ресурсов. Использование монетаристских концепций в странах «догоняющего развития», таких как Аргентина, Мексика и Бразилия, привело к ряду социальных потрясений. В России шоковая терапия 90-х годов, организованная на монетаристских принципах, на начальном этапе рыночных реформ оставила тяжелые социальные и экономические последствия.

11 Концепция социального государства выступает в качестве альтернативы монетаризму. Она связана с повышением государственной роли администрирования и особенно с расширением социальных функций государственного администрирования. Целью концепции социального государства является преодоление консервативной социальной структуры посредством рассеивания собственности и демократизации капитала; смягчение экономических кризисов и классовых противоречий. Всё это предусматривает усиление мер по государственному регулированию экономики. Концепция сводится к следующим постулатам:

1. Государственное регулирование направлено на создание социального рыночного государства, соединяющего свободу рынка с социальным выравниванием общественных отношений.

2. Экономическая и социальная политика государства признаются равнозначными и неразрывно взаимосвязанными.

3. Отрицательные последствия рыночной деятельности, особенно в сфере производства социальных благ и использования природных ресурсов, требуют вмешательства государства в качестве инструмента их смягчения.

4. Для предотвращения социальной напряженности разрабатываются различные социальные программы, гарантирующие определенный уровень благосостояния для каждого члена общества.

5. Социальное партнерство в сфере труда предполагает, что продавцы и покупатели рабочей сферы заключают социальный контракт как равноправные участники.

В социальном государстве все посты государственной службы должны занимать специалисты по общим интересам, способные обеспечивать и защищать права всех социальных слоёв.

12 4. 2000 год – настоящее время. Информационная революция.

Начиная с 1970-х годов, информационный сектор стал обеспечивать в экономике развитых стран основную часть вновь создаваемых рабочих мест. Информация и знания превратились в стратегические активы государственного управления.

Информация как ресурс государственного управления обладает следующими отличительными особенностями:

1. Информация не убывает по мере её использования, поэтому её политического влияния хватает на любую аудиторию.

2. Информация не отчуждаема. Приобретение новой информации не уменьшает способности субъекта приобрести ещё столько же.

3. Информация мгновенно распространяется в пространстве и её одновременно могут потреблять разные пользователи.

4. Информационный ресурс обладает преимуществом всеохватности и одновременности воздействия.

5. Информация стала самым главным, а не просто одним из ресурсов государственного управления.

Возникло понятие информационного государства, под которым понимается государство, использующее преимущественно информационные технологии для завоевания и удержания своего господства.

Сегодня новая информация применяется для систематических нововведений и новаторства в государственном управлении.

Новации становятся фактором дестабилизации политического развития, что проявляется в непрогнозируемых последствиях нововведений. На этом этапе синергетика, как наука о саморазвитии сложных систем, стала наиболее актуальной методологией в теории государственного управления. Синергетический закон утверждает, что каждое структурное и организационное нововведение, кроме прямого и планируемого результата приводит к параллельным незапланированным всплескам энтропии соседних и промежуточных сфер.

Энтропия – это величина, характеризующая степень неопределенности системы. Это требует от государственных управленцев опережающей, технической, организационной и интеллектуальной реакции и выработки линии корректирующего менеджмента. Проблема соотношения новаций и традиций в государственном управлении – это одна из самых сложных проблем в современном государственном администрировании. Информационная революция превратила средства массовой информации в виртуальную четвертую ветвь политической власти, которая по силе оперативности и проникновения своего влияния намного превосходит все три традиционные вместе взятые ветви власти. В настоящее время поддержка общественностью правительства и государственных решений напрямую зависит от эффективности работы отделов по связям с общественностью в государственных организациях.

Государственное управление все больше осваивает виртуальное информационное пространство и приобретает новые виртуальные формы. Информационная революция сопровождается нарастанием информационного кризиса. Государственные структуры, производя огромное число документов, не в состоянии их усвоить. В результате, большие объемы неиспользуемой информации превращаются в информационное загрязнение управленческой среды, затрудняя процесс оперативного управления и принятия решений.

В условиях реализации информационной парадигмы государственного управления начинает преобладать принцип организации политического пространства по сетевому признаку. Принадлежность к той или иной сети определяет важнейшие источники власти. Сетевая структура – это децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого тип, способный неограниченно расширяться путем включения всё новых звеньев, что придает сети гибкость и динамичность. Примерами информационных сетей являются Интернет, сеть финансовых потоков и сеть структур организованной преступности. Сетевую структуру имеет управление европейским союзом, представляющее собой сеть советов министров различных европейских государств. По сетевому признаку организованы транснациональные корпорации, бизнес-структуры и финансово-промышленные группы. Сетевые структуры подчиняются закону ускорения времени и уплотнения пространства в рамках одной сети. Любая информация максимально быстро распространяется именно по сетевому признаку. Расстояние, интенсивность и частота взаимодействий между двумя управленцами короче, когда они выступают в качестве узлов одной управленческой сети.

 

Сравнительный анализ иерархической и информационной моделей поведения.

Параметр Иерархическая структура Информационная (сетевая) структура
Иерархические уровни По вертикали По вертикали и горизонтали
Разделение труда Широкое Незначительное
Положение служащих Заменяемость, зависимость, покорность Информированность, лояльность, ангажированность, независимость
Рабочие связи Незначительные Гибкие, ситуационные, организованные на время исполнения отдельного проекта
Влияние и власть Зависит от положения в иерархии Зависит от знаний и квалификации
Возможности сотрудничества Незначительные Широкие
Использование информации Объем информации зависит от положения в иерархии Подключение к каналам информации всех участников сети
Важнейшая цель Ориентация на сохранение существующего положения организации Ориентация на развитие организации в соответствии с общественными изменениями

Все важнейшие параметры государственного управления принципиально изменились. Вертикальные связи сменились смешанными, рабочие связи расширились, увеличилась возможность сотрудничества, принципиально изменилась положение сотрудников организации и их отношение к информации.

Стремительное развитие информационной революции приводит к тому, что информация становится основным структурным компонентом в государственном управлении, а информационные потоки идей и образов составляют основную логику управленческих структур.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: