Ресурсы, используемые для функционирования организации, как известно, подразделяются на три основные группы - природные (сырье), материальные (капитал) и человеческие (труд) - называемые также факторами производства. Факторы производства являются не только взаимодополняемыми, но и взаимозаменяемыми. Комбинацию используемых ресурсов определяют стоящие перед организацией цели. Предприятие, занимающееся деревообработкой, будет находиться в сильной сырьевой зависимости. В консалтинговой компании основным фактором производства станет наличие высококвалифицированных специалситов. И в том и в другом случае, выбор ресурсов делается на основе соотношения между затратами на его приобретение и отдачей от его использования. Чтобы процесс использования ресурсов был эффективным, организация должна правильно управлять ими. В основе управления организацией лежит управление ресурсами. Человеческий ресурс, наряду с материальными и природными, представляет собой компонент управления любой организацией. Однако принципы управления человеческими ресурсами имеют очевидную специфику, которая базируется на следующих особенностях данного ресурса как такового.1
|
|
1. В отличие от машин и сырья, люди наделены интеллектом и соответственно, их реакция на внешнее воздействие (управление) - эмоционально-осмысленная, а не механическая, а значит, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним.
2. Вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. В современных условиях, когда технологии, а вместе с ними профессиональные навыки устаревают в течение нескольких лет, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный источник повышения эффективности деятельности любой организации.
3. Трудовая жизнь человека продолжается 30-50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер.
4. В отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации помощи (предоставления возможности) для реализации своих целей. Удовлетворять сотрудника взаимоотношением с организацией является таким же необходимым условием этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.
Задача управления человеческими ресурсами состоит в обеспечении требуемого для достижения организационных целей поведения каждого сотрудника. Помимо этого, качественного, существует еще количественный аспект управления персоналом - организация должна иметь достаточное для реализации своих целей число сотрудников.
|
|
Таким образом, тот, кто желает управлять поведением работников должен воздействовать на поведение работника, следуя, до известной степени, следующей формуле, предложенной известным американским психологом В.Врумом: Р = f (M*К), где Р- результативность, выражаемая поведением работника, M- мотивация, К- компетенция. Эффективность использования каждого отдельного работника - это функция f двух параметров: стремления к определенному поведению (мотивация – М) и компетенции (М). Необходимо воздействовать на эти сомножители таким образом, чтобы они принимали положительное значение не обращаясь в ноль. Под компетенцией понимается наличие у сотрудника необходимых для выполнения своих функций знаний, профессиональных навыков и способов общения. Его производительность также зависит от желания работать или мотивации к труду. Имеющиеся у каждого отдельного сотрудника компетенции не принесут пользы, если специалисты, которые ими обладают, не заинтересованы реализовать их с максимальной отдачей. На мотивацию влияют многие факторы: вознаграждение, оценка, профессиональное развитие и перспективы профессионального роста. С другой стороны, важно, чтобы набор компетенций, которыми обладают сотрудники в своей совокупности, соответствовал потребностям организации, т.е. сотрудники как носители компетенций отвечали требованиям компании по реализации намеченной стратегии. Определение необходимого количества персонала и уровня его компетенции, таким образом, является одной из ключевых задач кадрового менеджмента. Решение этих вопросов в современных условиях общественного развития находится в ведении специализированных подразделений крупных предприятий, называемых чаще всего отделами кадров.
Управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков, несомненно, по мере экономического развития и появления крупных организаций. В организациях стали создаваться отделы кадров, занимающиеся администрированием льгот работников и поддержанием отношений с профсоюзами. Глобальные социальные, структурные и технологические изменения в обществе, повышение гибкости, уровня конкуренции, а также децентрализация и приватизация привели к изменению функций кадрового управления – узкоориентированное внутрифирменное управление персоналом трансформировалось в управление человеческими ресурсами. Это было не простой сменой понятий, а являлось расширением функций кадровых служб. Подход к персоналу как ресурсу стал означать:1
Во-первых, его персонализацию и индивидуальный подход ко всем работникам в пределах совмещения интересов фирмы и работника. В случае же расхождения интересов фирма (компания) приводит в действие стимулирующие и мотивирующие рычаги воздействия на человека для того, чтобы он связал свою деятельность с интересами организации;
Во-вторых, такой переход признает осознание проблемы дефицита квалифицированного и высококвалифицированного персонала, что приводит к конкурентной борьбе за знания, навыки, способности на рынке труда;
В-третьих, переход к управлению человеческими ресурсами означает смену представлений о персонале как о "даровом капитале", освоение которого не требует ни финансовых, ни трудовых, ни организационных, ни временных и других затрат со стороны работодателя.
В практическом плане реализация концепции человеческих ресурсов ознаменовалось следующими новыми моментами в кадровой работе:
- Связь между планированием производства и планированием персонала становится очень тесной. Планирование персонала как реакция на производственные планы замещается на планирование человеческих ресурсов, полностью интегрированное в корпоративное планирование;
|
|
- Кадровики обстоятельно информированы о деловой стратегии компании. Стратегия компании должна вырабатываться с участием кадровых служб. Для реализации этого принципа рекомендуется переходить от вертикального управления кадрами к горизонтальному управлению, децентрализованной функции управления персоналом, вовлекающей линейное управление;
- В выполнение кадровых функций максимально вовлекаются линейные руководители. У каждого линейного руководителя должна быть собственная стратегия управления человеческими ресурсами. В ее выработке им должны помогать работники службы управления персоналом, выступающие как советники, внутренние консультанты;
- Должность начальника службы персонала становится одной из важнейших в организации, и ее уже не может занимать любой дисциплинированный специалист. Это должен быть высококвалифицированный специалист-профессионал, имеющий специальную подготовку, способный управлять изменениями, формировать динамичный коллектив первоклассных специалистов, использовать систему мотивации как важнейший фактор рационального использования и развития человеческих ресурсов;
- Развитие человеческих ресурсов становится главным орудием в конкурентной борьбе. Цель такого развития состоит в том, чтобы обеспечить фирму хорошо подготовленными и мотивированными работниками в соответствии с ее целями и стратегией. Фирмам приходится все больше ресурсов тратить на переподготовку персонала, так как внешний рынок труда и система образования все меньше удовлетворяют потребности предприятий в кадрах. Этому также способствует все более сокращающийся цикл функционирования товаров и услуг, их частое изменение.
Роль управления человеческими ресурсами стала определяться "помощью" линейному менеджменту в управлении изменениями, формировании и эффективном использовании компетенции сотрудников в соответствии с целями организации.