Для того чтобы обеспечить наилучший старт новому члену коллектива, кадровая служба должна разработать и реализовать ориентационную программу. Правильная ориентационная программа или программа адаптации персонала может исключить возникновение различных недоразумений в период вхождения работника в организацию. Главная цель такой программы - ознакомление новых сотрудников с общими правилами работы в новой для него организации, с новыми рабочими условиями, с правилами техники безопасности и охраны здоровья. Основными задачами программы можно выделить следующие:
- ознакомление нового работника со всеми основными специалистами компании;
- ознакомление нового работника с его основными функциями и коллегами, занимающимися схожей работой;
- ознакомление нового работника с теми, к кому он должен обращаться в случае возникновения проблем;
- описание того, что предоставляется компанией сотруднику и что ожидается от него.
Программа адаптации персонала должна базироваться и отталкиваться от структуры фирмы: ее размера, вида деятельности и т.д. Крупные компании вырабатывают общекорпоративные программы воспитания рабочей силы и готовят специальные справочные брошюры, вручаемые каждому новичку. В такой брошюре излагаются наиболее важные положения, составляющие кадровую политику компании. Это принципы найма работников; содержание социальных программ индивидуальной помощи рабочим и служащим; направления профессиональной подготовки; программы повышения квалификации; политика фирмы против дискриминации работников по разным поводам и против использования служебного положения в личных целях; отношение фирмы к лицам злоупотребляющим наркотиками, алкоголем, к носителям вируса СПИДа; правила пользования телефоном внутри предприятия и за его пределами; правила использования различных режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны; перечень сведений, составляющих коммерческую тайну и т.п. Брошюра также включает материал справочного характера: краткая история компании; принципы ответственности менеджеров; разъяснение политики в отношении деятельности профсоюзных организаций; правила страхования и дополнительных выплат; разъяснение политики в отношении временных работников и совместителей; правила проведения сверхурочных работ; разъяснение политики по вопросам сокращений; правила охраны труда и техники безопасности; перечисление процедур оценки труда; правила перемещения работников на другие рабочие места; правила поддержания эффективных внутренних коммуникаций.
|
|
Однако ничто не может заменить живого общения с руководителем программы адаптации, роль которых выполняют начальники цехов, отделов, рабочих групп. Руководитель подбирает наставника для новых сотрудников, принимая во внимание следующие характерные черты, которыми он должен обладать: большой опыт и знание своего дела; сильная мотивация в оказании помощи другим в их развитии; способность определять сильные и слабые стороны наставляемого и разрабатывать мероприятия по их развитию или исправлению; хорошие коммуникативные навыки. Поэтому необходимы специальные тренинги или курсы повышения квалификации для овладения навыками работы с новичками.
|
|
В целом, программа адаптации персонала может быть организована по следующей схеме:
1. Подготавливается рабочее место для нового сотрудника;
2. Проводится его представление более опытному коллеге-наставнику, который будет оказывать профессиональную помощь и проводить тренинги;
3. Проводится производственный инструктаж, в ходе которого работнику разъясняется:
- значение его рабочего места в технологическом, производственном процессе предприятия;
- как практически нужно выполнять каждый этап трудового процесса;
- какие трудовые приемы и навыки нецелесообразны, и как их можно устранить.
Для управления процессом введения в должность все мероприятия программы адаптации работника должны иметь даты начала и завершения каждого пункта и регулярно проверяться на выполнение. По завершении программы необходимо сделать ее оценку с помощью опросного листа (см. таблица 8).
Таблица 8.
Опросный лист.
Часть 1. Заполняется новым работником
Вопросы | Да | Нет |
1. Сообщена ли дата начала работы, время явки на прием к указанному лицу? | ||
2. Проведено ли оформление личного дела сотрудника? | ||
3. Проведено ли разъяснение должностной инструкции? | ||
4. Проведено ли представление коллегам? | ||
5.Сделано ли представление руководству среднего звена? | ||
6.Проведено ли ознакомление со зданием: входы и выходы, туалеты, столовые и буфеты и т.п.? | ||
7.Проведен ли инструктаж по технике безопасности? | ||
8.Рассказана ли история. Продукция и имидж организации? | ||
9.Проведено ли разъяснение общих требований к работе сотрудника? | ||
10.Озанкомлены ли Вы с условиями работы (рабочее место, режим труда и отдыха)? | ||
11.Разъяснены ли правила отчетности и контроля рабочего времени, исчисления затрат и премирования? | ||
12.Разъяснены ли процедуры рассмотрения нарушений и жалоб? | ||
13. Доведена ли до Вас роль профсоюзной организации и администрации? | ||
14.Возникали ли конфликтные ситуации с новыми коллегами в ходе адаптации? | ||
15.Был ли назначен наставник-консультант? | ||
16. Была ли помощь наставника полезна и эффективна? |
Часть 2. Заполняется инструктором.
1. Соответствуют ли умения и знания нового работника требуемому уровню? | ||
2. Становился ли новый работник источником конфликтных ситуаций? | ||
2.Доволен ли работник существующей оплатой труда? | ||
3.Сказалось ли появление нового сотрудника на ухудшение социально-психологического климата в коллективе? | ||
4. Удовлетворяют ли Вас вредные привычки и проявившиеся негативные качества сотрудника? |
На этом завершается процесс вступления в должность. К этому сроку кадровая служба обязана сделать вывод о том, подходит ли новый работник фирме.