При сварке получают неразъёмные соединения деталей при их местном или общем нагреве, а также пластической деформации. Сварка – один из наиболее производительных методов получения неразъёмных соединений с высоким уровнем механизации и автоматизации. Недостатком сварки является выгорание легирующих элементов и появление остаточных напряжений растяжения, а также деформация деталей. Это приводит к снижению несущей способности и усталостной прочности соединения. В настоящее время освоена сварка легированных сталей, а также некоторых медных, алюминиевых и титановых сплавов.
Различают термический, термомеханический и механический вид сварки. В ЛА применяется дуговая сварка (ручная и автоматическая), микроплазменная, электронно-лучевая и контактная (точечная и роликовая).
При ручной дуговой сварке источником тепла для местного расплава металла является электрическая дуга между электродом и деталями. Для швов большой длины применяют дуговую автоматическую сварку под флюсом, при которой подача электрода и перемещение дуги механизированы.
|
|
Для защиты деталей от насыщения газами из атмосферы применяется дуговая сварка в аргоне или вакууме.
При контактной сварке разогрев соединяемых деталей происходит за счёт тепла при прохождении через них электрического тока. К ней относится стыковая, точечная и роликовая сварка. Роликовая сварка применяется для получения герметичных швов в тонкостенных конструкциях с высокой степенью механизации и автоматизации. На рис.23-26 показаны различные типы сварных соединений:
стыковые (23), внахлёст (24), прорезные, проплавные, угловые и тавровые (25). Соединения внахлёст, угловые и тавровые выполняют угловыми швами. Для повышения прочности применяют прорезные и проплавные соединения.
Проплавные - получают проплавлением одного элемента, наложенного на другой. При точечной сварке детали собираются внахлёст и свариваются по точкам касания.
При роликовой сварке точки частично перекрывают друг друга, образуя непрерывный шов.
Расчёт на прочность сварных швов в ЛА ведётся по разрушающей нагрузке F<Fр/f, где F-эксплуатационная нагрузка; f-коэффициент безопасности; Fр - разрушающая нагрузка, определяемая в результате испытаний.
В машиностроении расчёт сварных швов проводят по допускаемым напряжениям. Если стыковой шов работает на растяжение и изгиб в плоскости соединения, то
,
где F-сила; Mи-изгибающий момент; δ-наименьшая толщина свариваемых деталей; l-длина шва.
Угловые швы всех видов рассчитываются на срез. При нагружении шва силой F и изгибающим моментом Ми в плоскости сварки
|
|
,
где k-катет шва, расчётная высота шва m=k/sin45о.
При нагружении на кольцевого шва крутящим моментом Т
.
Условие статической прочности на срез для точечной
сварки (26) ,
где d-диаметр сварной точки; z-число точек.
Для роликовой сварки (26) .
При пайке места соединений нагреваются до температуры плавления припоя, которая должна быть ниже температуры плавления соединяемых материалов. Расплавленный припой растекается по нагретым поверхностям стыка, образуя при охлаждении шов, диффузионно и химически связанный с материалом деталей. Пайка позволяет соединять детали из однородных и разнородных металлов, а также тонкостенные узлы, например, сильфоны.
В плоских паяных конструкциях применяют соединения внахлёстку и встык. Зазор между деталями зависит от вида припоя и паяемых материалов и определяет прочность соединения. Уменьшение зазора до некоторого предела увеличивает прочность, т.к. процесс растворения припоя и материалов деталей распространяется на всю толщину шва, а диффузионный слой и слой раствора – прочнее самого припоя.
Припои бывают низкотемпературные и высокотемпературные на основе меди, никеля, серебра.
Для уменьшения вредного влияния окисления металла в зоне пайки применяются специальные флюсы, которые не только защищают, но и растворяют окисные плёнки, повышая текучесть припоя.
Прочность паяных соединений оценивают по формулам:
,
где l-ширина пайки; δ-толщина детали; b-длина нахлёстки
[σ],[τ]-допускаемые напряжения растяжения для стыкового шва и допускаемые касательные напряжения при работе на срез для соединения внахлёст.
Благодаря высококачественным клеям на основе полимеров, склеиванию подвергаются практически любые материалы. На рис.27 представлены клеевые соединения: внахлёст, врезные, стыковые по косому срезу, а также с накладками. Для повышения прочности соединения внахлёст выполняют так, чтобы плоскость клеевого слоя находилась в плоскости приложения нагрузки, а само соединение работало бы на сдвиг.
Прочность клеевых соединений зависит от толщины слоя клея 0,05-0,15 мм, вязкости клея и давления при склеивании. Находят широкое применение клеи на основе органических полимерных смол: фенольно-каучуковые, эпоксидные и полиуретановые. Расчёт на прочность этих соединений аналогичен расчёту сварных соединений.
К основным преимуществам относится возможность соединения деталей из разнородных материалов, в том числе тонколистовых не поддающихся сварке и пайке; равномерное распределение напряжений и снижение их концентрации; высокая коррозионная стойкость; низкая стоимость и герметичность. Недостатками является старение; ограниченный диапазон рабочих температур -60о
+300о; малая прочность при неравномерном отрыве, сложность оснастки и т.п.
Успешно применяются клеи для стопорения резьб, повышения прочности соединений зубчатых колёс с валами
и при установке наружных колец подшипников в корпус.