Сюжеты в изобразительном искусстве

Вплоть до XIX столетия изобразительное искусство выполняет своего рода иллюстративную функцию по отношению к некоторым текстовым источникам – немногим, но наполненным важным и сложным содержанием. Это, прежде всего, античные мифы и эпос, легендарная история античной Греции и Рима, образы и события Библии. Современное изучение истории древнего, европейского и русского искусства требует хорошего знакомства с этим кругом ныне мало актуальных сюжетов, а также начальных знаний по их иконографии (стандартам визуального представления в изобразительном искусстве).

Важную часть тематики мирового искусства составляет весь корпус письменных текстов, связанных с христианством. Священная книга всех христиан (католиков, протестантов, православных) – Библия, состоящая из ряда книг и фрагментов разного времени. Она делится на Ветхий завет (наследие и история иудеев) и Новый завет (эпоха Христа и христианской общины).

Новозаветные сюжеты в истории изобразительного искусства стали играть очень важную роль в европейском и византийском регионе, начиная со средних веков. Это самые ответственные для художников изображения, которые являлись и являются основным украшением христианских храмов. Новый завет разделен на Евангелия, в которых представлена история Христа и его последователей. Они написаны святыми евангелистами: Марком, Матфеем, Лукой и Иоанном, которые с некоторыми расхождениями зафиксировали одни и те же события. Также в Новый завет входит «Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)», - текст, ставший источником образов второго пришествия Христа и Страшного суда над праведниками и грешниками.

Евангельские сюжеты чрезвычайно часто использовались в истории изобразительного искусства, причем в последние столетия – с высокой степенью индивидуального, авторского прочтения сюжета. В содержании Евангелий можно выделить историю родителей Марии (святые Иоаким и Анна), ее детство и собственно историю Христа. Основные сюжеты: Благовещенье, Рождество, Бегство в Египет, Крещение (в котором участвует Иоанн-Креститель), Взятие под стражу, Распятие, Воскресение, Ужин в Эммаусе. К этим сюжетам примыкают рассказы из различных письменных источников, связанных с апостолами, их деятельностью и казнями. В Евангелиях содержится также ряд самостоятельных историй-притч, среди которых особенно известна рассказанная Христом притча о блудном сыне из Евангелия от св. Луки.

В христианском богословии было принято сложным образом перетолковывать иногда очень простые истории из священного писания для символизации различных принципиальных тезисов этого культа. Особенно интенсивному пересмотру подвергся Ветхий завет, состоящий из ряда Книг. В нем видели параллели различных событий истории Христа или их аллегорическое представление. В текстах пророков обнаруживались предсказания его появления. В христианском богословии, например, Мария была фигурой, искупающей грех Евы, а Христос – приходил к человечеству для искупления его грехопадения в целом. Таким образом, ветхозаветное содержание сложно вплеталось в христианскую проповедь и включалось в визуальные образы этой религии. Среди ветхозаветных сюжетов особенно известны: Сотворение мира, Грехопадение Адама и Евы, история Каина и Авеля, Всемирный потоп, Жертвоприношение Авраама, Моисей и скрижали Завета, история Иосифа Прекрасного, история царя Давида – в частности, победа над Голиафом, Юдифь и Олоферн.

Большое значение в средневековом искусстве Западной Европы, Византии, в искусстве Нового времени и в традициях православного искусства имеют сюжеты из реальной человеческой истории, связанные с христианскими святыми. В храмах западного и восточного христианства, а также светском искусстве Европы Нового времени часто специально изображались чудеса, совершаемые ими, а также их смерти. В иконографии христианских святых нередко использовались специальные атрибуты – обычно орудия мученичества и казни.

Содержание античной культуры также долгое время определяет сюжеты европейского искусства, но в чисто светской его отрасли. Этот круг сюжетов через концепцию классицизма перенимался представителями русского искусства XVIII – XIX вв. и потому важен для изучения отечественной художественной культуры.

Разные эпохи и разные художники интерпретировали тематику античности в зависимости от идеологических или своих частных представлений. Мотивы и сюжеты античной культуры в старину были хорошо известны в силу особенностей образования, основанного на осмыслении опыта древних, изучении Гомера и т. д.

Источники, на которые художники опирались при выборе сюжетов, это, во-первых, собственно античная мифология (греческая и римская) - события, связанные с богами и героями. Это могли быть отдельные образы божеств, либо какие-то развернутые истории, рассказывающие о произошедшем с тем или иным персонажем (Венера и Марс, Аполлон и Дафна, Персей и Андромеда, Суд Париса). Особого внимания удостоились сюжеты, посвященные Гераклу. Второй важный источник античных сюжетов – гомеровский эпос, то есть содержание «Илиады» и «Одиссеи». Это излюбленные художниками события Троянской войны и плавания Одиссея.

В культуре Древнего Рима этот материал дополнился различными литературными переработками, которые позже пристально изучались мастерами изобразительного искусства в поисках новых сюжетных линий и интерпретаций. В Древнем Риме работал великий поэт Вергилий, создавший имитацию эпоса – «Энеиду», посвященную участнику Троянской войны и основателю римского государства Энею. Вергилию принадлежат и «Буколики», повлиявшие на образ Аркадии в изобразительном искусстве более поздних времен.

Античные (греческие и римские) историки предоставили мастерам изобразительного искусства позднего времени огромное количество полулегендарных рассказов о великих людях и событиях древности – например, греческих философах, Александре Македонском, императорах Древнего Рима, знаменитых поэтах и художниках древности. Исторические легенды такого рода часто превращались в изобразительном искусстве в поучения – примеры семейной и общественной жизни, образцы воинской доблести и разумного управления государством (например, Великодушие Александра Македонского, Великодушие Сципиона). Содержание легендарной истории античной Греции и Рима стало принципиальным для художников-классицистов и академистов XVII – XIX вв.

Литература средневековья, Ренессанса и Нового времени также вошла в сферу внимания мастеров живописи, скульптуры и графики. Художникам до сегодняшнего дня интересны пугающие и чудесные мотивы «Божественной комедии» Данте (XIV в.). Широко известны в истории искусства сюжеты, связанные с христианским средневековьем, из «Неистового Роланда» Л. Ариосто и «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо (XVI в.). Удостоились своей доли внимания и драматурги XVII в. – У. Шекспир, Дж. Мильтон, Ж. Расин, П. Корнель, а среди более поздних литераторов - романтик Дж. Г. Байрон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: