double arrow

Стили и художественные направления


Историю искусства часто изучают как историю стилей и направлений. При таком подходе к ее анализу основное внимание уделяется визуальной выразительности и образности - различным тенденциям работы с выразительными средствами искусства, которые меняются со временем. Смену стилистических явлений можно сопоставить со сменой модных тенденций в костюме и дизайне современности, только длительность и сложность событий будут иными. Рождение и угасание стилей в истории искусства представляет собой комплексное сложное событие, импульсы которого могут иметь отношение к идеологии, социально-экономическим потребностях и возможностям общества, к уровню развития профессиональной деятельности художников, а также к физиологии и психологии восприятия.

Стилистические явления меняются от древности до современности по масштабу. Длительная стабильная организация общественной и экономической жизни в древних культурах и средневековой Византии и Западной Европе способствовали неспешному развитию глобальных стилистических явлений (стилей) на обширных территориях. Для искусства Нового времени и современной художественной эпохи типично сокращение срока жизни стилистического явления – например, стиль модерн существует всего несколько десятилетий. Еще более распространена фрагментация феномена стиля – возникновение более частных стилистических явлений (архитектурных и художественных направлений). С течением времени в мировом искусстве усиливается роль индивидуальных стилистических решений – индивидуальной манеры в изобразительном искусстве, индивидуального стиля в архитектуре, ДПИ и дизайне. На уровне восприятия и зрительской оценки уникальная манера становится гораздо предпочтительнее, чем умение художника вести работу по каким-то стилистическим стандартам.

Основные стилистические явления: стиль, художественное направление, стилистическая тенденция, индивидуальная манера мастера. Дополнительно можно говорить о манере какого-то круга мастеров, об общности манеры учителя и ученика, о различных узнаваемых региональных стилистических явлениях.

Стиль(иначе: большой стиль) характеризуется единством приемов работы художников на протяжении большого временного периода и в ряде регионов. Визуальная выразительность стиля складывается из признаков, которым оказывается предпочтение: определенный тип пропорций, чрезмерность или лаконизм декора, любовь к прямолинейным или криволинейным очертаниям, отношение к цвету, фактуре и т. п. Кроме формальных аспектов, в определение отдельных стилей обычно включают устойчивую идейную специфику, подходы к разным задачам художественной деятельности, особые трактовки жанров. Понятие стиля предполагает перекличку формальных и конструктивных решений архитектуры, изобразительного декора здания и предметов ДПИ. Часто в рамках стиля формируется определенный тип человеческой красоты. Художники одного стиля предпочитают одни и те же материалы и техники. Еще одна важная особенность – эволюция средств выразительности и конструктивных решений, позволяющая различить в рамках некоторых стилей отдельные этапы.

Примеры стилей в мировой истории искусства:

· Древнегреческое искусство и архитектура VI – II вв. до н. э.

· Искусство и архитектура Древнего Рима I – IV вв. н. э.

· Романский стиль

· Готический стиль

· Искусство и архитектура Италии XIV – XVI вв. (Ренессанс)

· Барокко

· Классицизм

· Рококо

· Модерн

Направление изобразительного искусства (иначе: художественное направление) – в отличие от стиля, связано с явлениями в отдельных видах искусства. Например, направление караваджизм – стилистические события, имевшие отношение только к живописи. Кубизм – был только в изобразительных видах искусства, но не в ДПИ и архитектуре.

Художественные направления свидетельствуют о фрагментации стиля как всеобщего феномена и, в основном, начинают развиваться с XIX в. Часто это осознанная теоретическая и практическая деятельность художников, с публикацией программ (целей направления и его эстетических принципов). Нередко возникновение художественного направления связано с появлением художественного объединения или группировки (например, объединение импрессионистов и направление импрессионизм). В ряде исследований и в популярной литературе новаторские направления русской живописи нач. XX в. могут также определяться как «новейшие течения».

Термин «стилистическая тенденция»необходим для обозначения общих стилистических признаков, небольшой ряд которых проявляет себя в направлениях и индивидуальных манерах одного времени, но при этом не формирует новое направление или стильв силу их недостаточности. Стилистические тенденции особенно заметны в эпоху формальных экспериментов в зарубежном и отечественном искусстве XIX – XX вв., что весьма усложняет изучение этого периода. В качестве примера стилистической тенденции можно привести примитивизм (примитивизацию формы в изображении и упрощение исполнения светотени на ней). Эта тенденция проявляется у постимпрессионистов, наби, А. Матисса и фовистов, кубистов, русских живописцев-новаторов (например, у круга М. Ларионова). Вместе с тем, эти мастера остаются участниками своих объединений. Их творчество, помимо отдельного сходства в аспекте изобразительного примитивизма, имеет значительное число различий.

Индивидуальная манера художника - комплекс специфических средств и приемов, характерных для творческой индивидуальности. Например, способы штриховки и нанесения пятен в рисунке, создание красочной поверхности в живописи, особенности лепки или ваяния в скульптуре, непосредственно отражающиеся на облике и фактуре скульптурного произведения. О манере мастера можно говорить и в более общем ключе – как об индивидуальном стиле формальных решений. Индивидуальная манера у крупного художника может быть обнаружена в любом случае, даже если он причастен к большому стилю или направлению. В данном случае говорят об индивидуальной трактовке стиля, о появлении индивидуальных нюансов в выразительности и реализации изображения.

Для описания тех случаев, когда художник не связан ни с какими стилями и направлениями, можно использовать термин «внестилевое искусство». Для творчества художников, архитекторов и декораторов, ситуативно использующих разные стили в своей работе, актуален термин «полистилизм».

Кроме стилистических явлений, в истории искусства обсуждают феномен творческого метода. Творческая позиция отдельного художника или художественного объединения может быть зафиксирована в виде вербальных высказываний – манифестов, трактатов по теории искусства, статей и даже отдельных фраз в переписке. Однако чаще такая информация полностью отсутствует, и нужные воззрения приходится реконструировать косвенными путями, изучая исторический контекст художественного явления. Творческим методом в любом виде творчества называют отношение целей художника к средствам выразительности и содержанию его произведений. Исследование творческого метода является типовой искусствоведческой задачей, сопоставляющей теорию искусства и творческую практику (отдельного мастера, объединения, художественной эпохи и т. п.).

Термины, которые относятся к описанию различных творческих методов, могут пересекаться с названиями стилистических явлений. Это такие понятия, как натурализм и реализм, стремящиеся к иллюзии материального мира и достоверности сцены ради убедительности изображения важных мотивов. Особыми творческими методами можно назвать классицизм, романтизм, символизм, а также в целом подход художников XIX – XX вв., связанным с новаторством в изобразительном искусстве.

 


Сейчас читают про: