Жанры изобразительного искусства

Понятие жанра в изобразительном искусстве, как и в других сферах творческой деятельности, связано с устойчивыми задачами творчества и общим содержанием произведений. В изобразительном искусстве формирование разных жанров относится к разным художественным эпохам. Их концепции претерпевали значительные изменения, потому что отражали потребности времени, особенности социального устройства общества, национальной культуры. Можно говорить о современной системе жанров и неактуальных исторических их прочтениях и оценках, большей или меньшей их востребованности в ту или иную эпоху.

Современная система жанров и актуальные их концепции складываются постепенно - на протяжении всего Нового и Новейшего времени. Портрет, пейзаж, историческая картина, натюрморт, ню – являются жанрами, хорошо известными современному любителю искусства. А вот батальные изображения на выставках современного искусства редко можно увидеть. Не велик интерес к бытовому и анималистическому жанру. Новые для культуры задачи и темы так изменили формы и содержание искусства, что бывает затруднительно или просто невозможно дать жанровое определение творчеству художников-представителей новейших течений.

Портрет. Этот жанр можно отнести к одним из самых древнейших в культуре. В древности он был связан с погребальными культами разных регионов, требовавшими воспроизведения облика умершего. Современная версия портретного жанра складывается в XV – XIX столетиях.

У портретного жанра есть несколько целей, которые в истории искусства осознаются художниками поэтапно. Элементарная и ключевая задача портрета – воспроизведение физического облика реально существующего человека с максимальной достоверностью. Эта задача требует натурного наблюдения. Кроме сходства с внешним обликом модели, портретист может стремиться дать характеристику его статуса в обществе (парадный портрет), его профессиональных занятий и увлечений, его роли в семье или кругу друзей, особенностей его личности и эмоций (психологический портрет). В портрете модель может быть охарактеризована через состояние тела, движение, действие, но также и через предметный мир, дом, в котором она обитает, пейзаж и т. п. Особые подходы к портрету существуют во всех основных стилях и направлениях искусства. Например, классицисты идеализировали внешние черты и личность своих моделей, портретист-романтик искал в образе человека эмоции и драматику, а для художника-кубиста портретируемый был только поводом для формальных экспериментов.

В истории искусства за портретом закрепился статус работы на заказ, и художники зарабатывают портретированием вплоть до настоящего момента. В этом жанре можно выделить специальные задачи: групповой портрет, детский портрет.

Бытовой жанр - посвящен повседневности вокруг художника, обычной жизни, которая представлена в композициях в репортажном или обобщенном ключе. Мастер бытового жанра обычно выискивает типичные ситуации общественной или частной жизни людей своего времени и страны, исследует социальные типы, выделенные по сословию, возрасту, полу, профессиональной принадлежности.

Формирование бытового жанра начинается в XVI в. в Италии и Нидерландах. Большое значение для его истории имел опыт голландской живописи XVII в. и художников европейского Просвещения. Художник, создающий изображение бытового жанра в живописи, графике, скульптуре, может чувствовать себя исследователем обычной жизни людей, любоваться ее скромной красотой и мудростью. Однако гораздо чаще этот жанр содержит в себе элемент нравственной или социальной критики и требование переустройства общества. Так, например, отечественные передвижники пытались в XIX в. привлечь внимание своих современников к тяготам жизни бедных и бесправных слоев общества, рассказывая о них посредством картин.

Исторический жанр. Современное толкование этого жанра – представление в искусстве реальных, исторически значимых событий. Обычно это поворотные события мирового или национального масштаба, представляющие, кроме прочего, важных исторических деятелей (для этого реконструируется их внешний облик).

Историческая картина или исторический жанр в круглой скульптуре, рельефе может представлять сюжет двумя основными способами: с буквальной реконструкцией произошедшего или с элементами обобщения, типологизации участников события и даже с его символизацией. В первом случае изображение подобно репортажу с места событий и на первый план для художника выходит задача достоверного восстановления всех его обстоятельств. Во втором случае автор произведения занимается исследованием, философским осмыслением события. Он может отвергнуть какие-то детали ради художественной выразительности и цельности разработанного им образа.

Исторический жанр в истории искусства прямо или косвенно прославляет правителей государств, это ответственный в идеологическом плане вид художественных работ. Часто специалисты по историческому жанру являлись придворными мастерами, а в XIX – XX веках – представителями так называемого официального искусства.

Формирование исторического жанра своеобразно. Современное его прочтение складывается в европейской художественной культуре поэтапно, благодаря деятельности ряда художников XVII века, мастерам романтической эпохи, историческим живописцам второй половины XIX в. Однако параллельно этой тенденции развивалась влиятельная альтернативная концепция – исторический жанр классицизма и неоклассицизма. Историческая картина классицизма характеризуется крайней условностью содержания. Сюжеты, которые использовались в ней, в абстрактном ключе представляли различные образцы общественной и частной морали, идеальное правление и т. п. Сюжетный материал, который был представлен в историческом жанре классицизма, был строго предопределенным: античная мифология и эпос, легендарная история греческой и римской античности, все содержание Библии, истории христианских святых средневековья, литературный материал вроде произведений Т. Тассо и Л. Ариосто. То есть для современного взгляда это была не столько историческая, сколько мифологическая и религиозная тематика. В XVIII - XIX вв. в европейской и русской художественной культуре постепенно усиливались критика этой концепции, и в конце концов классицистическая версия исторического жанра полностью изжила себя.

Натюрморт. Жанр натюрморта, - изображение «мертвой природы», - является одной из интереснейших отраслей деятельности мастеров изобразительного искусства. Этот жанр ставит перед собой задачу любования вещами. Первые самостоятельные изображения такого рода относят к концу XVI в.

В истории культуры у натюрморта были функции, связанные преимущественно с украшением интерьера, приданием ему привлекательного и роскошного вида. Эти декоративные функции сохраняются и являются ключевыми для натюрморта до нынешнего момента. Однако в европейском искусстве XVII – XVIII вв. натюрморт мог служить и для сложной моральной и философской коммуникации со зрителем. Используя задачу натюрморта и представление различных предметов, голландские, испанские и фламандские мастера этого периода создавали сложные аллегории, подтексты которых можно понять, только зная старинную эмблематику разных вещей, цветов, фруктов и т. п.

В XIX – XX вв. европейские и русские художники-новаторы могли обращаться к натюрморту как к жанру, удобному для экспериментирования с выразительными средствами живописи – наряду с пейзажем.

Жанр натюрморт обычен для творчества живописцев и графиков, однако его можно исполнить также и в круглой скульптуре и рельефе. Часто этот жанр (постановка предметов) используется при обучении художников и для тренировки профессиональных навыков рисунка и живописи.

Батальный жанр. Жанр изобразительного искусства (в основном, живописи и графики), связанный с изображением битв, военных походов, подвигов, боевых действий, эпизодов военной жизни, деятельности выдающихся военачальников. В старину обучение батальному жанру предполагало штудии пластической анатомии лошади. Батальный жанр в своей эволюции часто смыкался с историческим. В современную эпоху его можно считать мало актуальным. Он востребован, прежде всего, в рамках официального искусства, прославляющего былые подвиги нации, или в современных мемориальных комплексах.

В истории батального жанра встречались интересные эксперименты с замыслами произведений. Кроме исторического жанра, батальные сцены могли объединяться с задачей пейзажа, в том числе морского (например, в картинах У. Тёрнера), и типовыми ситуациями, представленными средствами бытового жанра (В. Верещагин).

Анималистический жанр. Анималистический жанр (анимализм) является весьма специфическим из-за сложности знаний и навыков, которые нужно освоить художнику-анималисту. Основное содержание жанра – изображение животных, птиц, рептилий. В истории искусства эпизодически возникали особые задачи, связанные с изображением животных. Например, распространенные в Новое время сцены охоты, портретирование конкретного животного (лошади, собаки в заказном портрете XVIII в.), использование обобщенного образа животного в аллегорическом изображении XVII – XIX вв.

Современная версия анимализма тяготеет к отдельному самостоятельному представлению животных – в живописи, графике, городской и парковой скульптуре. Сформировалась она в XIX – XX столетиях. Уникальная черта этого жанра – анатомическая достоверность, доскональное изучение движения и поведения живого существа. Можно говорить о том, что анималисты стремятся не только к созданию выразительного визуального образа, но и к своего рода естественнонаучному исследованию живой природы. Над анималистическим изображением обычно работают с натуры или по воспоминанию.

Жанр обнаженной натуры (ню). Этот жанр складывается только к XX в. Первые примеры этого жанра можно встретить у французских художников-новаторов: Г. Курбе, импрессионистов Э. Дега и О. Ренуара. Задача этого жанра – демонстрация красоты обнаженного тела вне каких-либо сложных сюжетов, вне связи с литературными или мифологическими персонажами.

Над произведениями жанра ню обычно работают с натуры. Удачная штудия натурщицы или натурщика может быть выставлена художником для широкого обозрения и предложена к продаже как самоценное и самостоятельное произведение живописи, графики или скульптуры. До эпохи формирования этого жанра подобное было невозможно. Мотив обнаженного тела появлялся в произведениях изобразительного искусства с соответствующими сложными сюжетами («Венера», «Грехопадение Адама и Евы», «Помпейские термы» и др.). Любые штудии с натуры – до XIX в. не имели статуса законченного произведения, готового к демонстрации публике или продаже.

Пейзаж. Пейзаж изображает широкое пространство, городской или загородный ландшафт. Задачи пейзажа существенно менялись в ходе эволюции этого жанра, начиная с XVII в., когда он превратился в отдельное жанровое явление. Часто можно говорить о специфическом понимании пейзажа у представителей определенных стилей, направлений и национальных школ. Пейзаж создают с натуры, по воспоминанию или по представлению.

Основные исторические версии работы с пейзажным жанром: пейзаж классицизма (представляет сфантазированный ландшафт с включенной в него сценой «исторического» жанра, как он понимался в концепции этого стиля); голландский национальный пейзаж XVII в. (ландшафт по представлению с мотивами местной родной природы); венецианская ведута XVIII в. (достоверное изображение конкретного ландшафта – обычно городских достопримечательностей); пейзаж-аллегория в романтизме нач. XIX в.

Современные ожидания в связи с содержанием пейзажного жанра дублируют концепцию импрессионистического пейзажа (вторая половина XIX в.). Это достоверное изображение конкретной местности, предназначенное для любования. Делается оно с натуры или в мастерской по воспоминанию. Часто современный пейзаж, как и работы импрессионистов, сосредоточен на задаче фиксации ускользающей красоты быстро сменяющихся природных явлений – тумана, дождя, снегопада, восхода и т. д.

Пейзаж легко можно реализовать в скульптуре – в форме рельефа.

Религиозный жанр (религиозное искусство). В современной системе жанров все произведения с религиозной тематикой относят к религиозному жанру, хотя в разные исторические периоды они могли иметь и какие-то иные определения (например, относиться к историческому жанру в классицизме).

Религиозные темы – это весь материал мировых религий и их священных текстов (варианты христианства, буддизм, индуизм, ислам и др.). Таким образом, можно сказать, что все изобразительное искусство, связанное с религиозной культовой жизнью разных регионов мира, имеет отношение к религиозному жанру. Однако не все произведения на религиозные темы предназначаются при их создании для сакральных помещений, поклонения и молитвы (как православные иконы или статуи Будды в буддистских храмовых комплексах). Религиозная тематика многократно использовалась для ситуаций светского восприятия. Например, религиозные картины в светском прочтении и предназначенные для коллекций живописи или обычного украшения дворцовых и жилых помещений можно найти в творчестве Караваджо, Рембрандта, художников XX в.

Особенностью религиозного жанра в целом является своего рода иллюстративный характер произведений по отношению к священным текстам той или иной религии. Образы религиозной живописи и скульптуры призваны наглядно пояснять содержание религиозной системы. В истории изобразительного искусства с задачами обслуживания религиозных ритуалов были связаны жесткие правила визуального представления сюжетов и персонажей (каноны изображений и иконографические традиции).

Мифологический жанр. В современной культуре мифологические изображения стали относить к отдельному жанру. Речь идет о сюжетах, связанных с мифологиями древних народов, героическим эпосом, а также содержанием сказок, фольклора и их литературных имитаций. Примеры сюжетов мифологического жанра: события, связанные с олимпийскими богами; подвиги Геракла; события «Илиады» и «Одиссеи»; сказания «Эдды»; песни Оссиана. В классицистической системе жанров (XVII – XIX вв.) все эти темы включались в понятие исторического жанра.

В современном искусстве мифологический жанр используется довольно редко – для символизации и обобщения каких-либо тем, для декорации помещений культурного назначения. Например, боги-покровители искусств могут быть представлены в виде статуй или живописных изображений в архитектуре и городском пространстве, связанном с театром или библиотекой.

С мифологическим жанром по своему смыслу может быть сопоставлена современная графика и живопись, которую относят к тематике фэнтези – из-за опоры на соответствующий литературный материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: