Виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство в целом представляет собой случай визуально воспринимаемой красоты. Это трехмерные объекты или же пространство и формы, изображенные на какой-то плоскости (например, на стене или холсте). Все виды изобразительного искусства воспринимаются и изучаются в искусствоведении как единый комплекс явлений. Общим в них является наличие изображения чего-либо. В отличие от архитектуры и декоративно-прикладного искусства, у видов изобразительного искусства нет утилитарной функции. Их изначально рассматривают как нечто, выходящее за границы обыденной реальности, не похожее на предметы быта. С произведениями изобразительного искусства зрители взаимодействуют в особых ситуациях, резко отличающихся от манипуляций с обычными вещами. Восприятие произведения искусства предполагает созерцание, размышление, любование, но не действие и не практическое использование такого объекта.

Изобразительное искусство часто служит для украшения – интерьера и экстерьера здания, парка, городской среды. Произведения искусства можно трактовать также и как особый, визуальный способ коммуникации между художником и зрителем, позволяющий донести частные суждения и эмоции – раскрыть для любителей искусства содержание внутреннего мира мастера. Однако изобразительное искусство может выполнять и идеологические функции государственного порядка, обслуживать потребности религиозных культов, представлять надежды различных групп и сословий. Задача художника - создавать образы, привлекательные для визуального любования, выразительные, наполненные смыслом (интеллектуальным или чисто эмоциональным). Эта работа требует творческой одаренности, знания окружающего мира, наблюдательности и освоения весьма сложных навыков изображения.

Три главных вида изобразительного искусства: живопись, графика и скульптура. Общая задача живописи и графики состоит в имитации пространственной сцены на плоскости. Живопись и графика не всегда четко отделяются друг от друга. Разница между ними может предопределяться только материалами и техникой, которую выбирает художник. Например, изображенное на листе бумаги, скорее всего, окажется графикой.

Живопись появляется еще в глубокой древности – в виде росписей пещерных жилищ людей палеолита. Это вид искусства развивался наиболее сложным образом из-за многообразия его задач в культурной жизни разных человеческих обществ. В современности живопись ассоциируется, в основном, со станковыми картинами. Живописи часто приписывается задача передачи эмоционального сообщения – прежде всего, посредством цвета. В отличие от предыдущих эпох, станковая картина необязательно нацелена на воссоздание иллюзии пространства и объема. Изображение в ней может быть плоским. Более того, его может и вовсе не быть – в абстрактной живописи или в декоративном панно, которое теперь смыкается с понятием картины.

Графические изображения долгое время связывались с различными подсобными задачами в профессиональной работе художников и архитекторов, и только в последние столетия графика обрела самостоятельность как вид искусства. В ней различают две разновидности: рисунок (создание единичного изображения при помощи рисования) и печатную графику, нацеленную на изготовление тиража изображений. Печатная графика требует особых технологий, предполагает многоэтапный процесс работы с разными инструментами и печатным станком. У искусства графики в целом есть уникальные относительно других видов творчества задачи: книжная иллюстрация, карикатура, плакат.

Скульптура существенно отличается от живописи и графики. Она работает с реальным объемом - трехмерными телами. Древнейшие произведения скульптуры – «палеолитические венеры», небольшие статуэтки, изображающие условные женские фигуры. На протяжении всей истории искусства скульптура выполняла важные идейные задачи, представляя и прославляя богов и правителей. Ряд исторических эпох отличался модой на скульптурный портрет. Сейчас она активно используется в декоре городской среды, в мемориалах. Две разновидности скульптуры, рельеф и круглая скульптура, отличаются и по внешнему облику, и по сферам применения. Круглая скульптура (статуи, скульптурные группы) оперирует преимущественно выразительными возможностями человеческого тела. Рельеф – сближается по своим композиционным принципам с изображениями на плоскости и используется для украшения поверхностей.

Произведения изобразительного искусства могут быть любыми по размеру, от колоссальных до миниатюрных. Но то, как они соотносятся с окружающим пространством и ростом реального наблюдателя, влияет на эффекты их восприятия и может существенно менять смысл изображения. Миниатюрой обычно называется любое небольшое живописное изображение. Рисованные иллюстрации в графике могут быть названы термином «книжная миниатюра». В круглой скульптуре маленькие и небольшие объекты, экспонируемые в витринах, на подставках – скульптурная миниатюра и мелкая пластика. Статуи, значительно превышающие человеческий рост – колоссальные статуи.

Общее для живописи и скульптуры понятие – монументальное искусство. Произведения монументальной живописи или скульптуры ориентированы на общественные задачи и восприятие группой людей. Они отличаются крупными размерами и встроены в сложные пространственные или архитектурные ансамбли. Монументальное произведение задумывается в связи со смыслом этого контекста и не может быть изъято из него без последствий. Произведения монументальной живописи физически соединены со стенами здания. Противоположностью монументального искусства является станковое. Станковая живопись и скульптура самостоятельны, не включаются на этапе замысла в сложные идейные ансамбли, легко перемещаются. Станковое искусство рассчитано на частного наблюдателя, имеет скромный потенциал в отношении идеологической пропаганды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: