Предпосылки и причины возникновения конфликтов в деловом общении

Материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Предмет конфликта – это источник.

Причины конфликтов можно классифицировать на пять групп (рис 1):


Особенности восприятия

       
 
Ценностные факторы
 
   
Предрасположенность личности к конфликту
 
   
Формирование агрессивных реакций человека
 
   
Социально-психологическая несовместимость

 

 


1. В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению:

· подозрения в умышленном сокрытии информации или ее обнародовании;

· спорные вопросы законодательства и т.д.

2. Структурные факторы обычно связаны с существованием формальной и неформальной организацией социальной группы. К структурным факторам можно относятся:

· зависимость одних работников от других, которые тормозят деятельность организации;

· вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчетности, которые возникают из-за того, что налагаемые на работника обязанности, ответственность не подкрепляются соответствующими полномочиями и правами;

· различные социальные нормы и стандарты, традиции,

· системы безопасности и т.д.

3. Несовпадение позиций возникает из-за разногласий между субъектами или сторонами. В ряде случаев конфликт может возникнуть также из-за ситуации состязательности при решении какого-либо вопроса.

4. Дефицит материальных ценностей возникает из-за ограниченности каких-либо материальных ресурсов, в результате чего несколько субъектов одновременно не могут удовлетворить свои интересы в достаточной мере. К фактору дефицита материальных ценностей относятся:

· несправедливое распределение материальных ресурсов или недопоставка, что сказывается на нормальной работе трудового коллектива;

· несправедливое или кажущееся таковым распределение материальных благ между членами одного коллектива, различными группами и т.д.

5. Особенности восприятия являются основой возникновения конфликта в случаях, когда при межличностном общении возникает негативная реакция одного человека на другого. Она может быть спровоцирована за счет вербального, визуального или двигательного отрицательного воздействия одной личности на другую. К особенностям визуального восприятия относятся:

· манера одеваться;

· неаккуратность во внешнем виде;

· тембр голоса;

· использование в речи ненормативной лексики;

· сарказм и неоправданная ирония;

· способ приема пищи или курения и т.д.

6. Ценностные факторы связаны с принципами, которые провозглашаются или отвергаются личностями. К ним относятся:

· общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки);

· идеологические, культурные, религиозные, этические, профессиональные ценности и нужды.

7. Предрасположенность к конфликту вызвана индивидуальными особенностями личности, которая склонна к созданию конфликтной ситуации с другими людьми. Личностная предрасположенность к конфликту может быть вызвана следующими факторами:

· неадекватной самооценкой своих возможностей и способностей (завышенной или заниженной), которая противоречит адекватной оценке окружающих;

· стремлением доминировать в коллективе;

· излишней принципиальностью и прямолинейностью;

· эмоциональными качествами личности – обидчивостью, упрямством, раздражительностью, подозрительностью и т.д.

8. Формирование агрессивных реакций человека является разновидностью предрасположенности личности к конфликту. Однако агрессию в данном случае можно рассматривать в качестве реакции на фрустрацию.

 

Фрустрация – психологическое состояние дискомфорта, которое вызвано неуспехом в удовлетворении какой-либо потребности или желания.  

 

Агрессия может быть направлена как источник фрустрации, так и на любой другой объект (в том числе и на себя). Другой психологической причиной нарастания агрессивности является депривация.

 

Депривация – расхождение между ожиданиями и возможностями их удовлетворения.

 

9. Социально-психологическая несовместимость, как правило, возникает из-за того, что группа или окружение предъявляют личности требования, которые разнятся с теми, на которые ориентирован сам человек. Кроме того, социально-психологические факторы связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия между личностями или его отсутствия.

Какие бы причины ни лежали в основе конфликтной ситуации, следует отметить, что любой конфликт в организации является прямым результатом накопления неудовлетворенности существующим положением дел, возрастания противоречий, обострения социальной напряженности.

 

Структура конфликта. Конфликт - это процесс, который протекает в определенных границах между конкретными участниками по какой-либо причине, имеет определенную последовательность, отношение к той социальной системе, в которой развивается и возникает. Все это является основными элементами структуры конфликта, которые представлены на рис.3.

 

 
 

 

 
3.Предмет конфликта
Элементы конфликта

 

4.Временные рамки
   
 
5.Социальные системы
 
 
6. Масштабы противостояния

 

 


Рис. 3 Основные элементы конфликта

 

1. Конфликтное пространство представляет собой физическую площадь, на территории которой развивается конфликтная ситуация. Это может быть кабинет, офис, подразделение, предприятие, район города и т.д.

2. Стороны конфликта – это либо отдельные лица, либо целые группы или коллективы, которые отстаивают свои интересы. На практике часто возникают ситуации, когда в конфликт вовлекаются сторонние личности, становящиеся косвенными участниками. Они бывают заинтересованы в исходе конфликтной ситуации и либо способствуют обострению противостояния, напрямую не принимая в нем участия, либо по определенным причинам озабочены положительным разрешением конфликта.

Каждый субъект конфликтной ситуации отстаивает свои интересы вопреки противодействию другой стороны. Чем выше статус субъектов конфликта, тем большими возможностями и силой он обладает.

В случае, если в противостояние вступают работники низшего уровня, они, как правило, отстаивают только свои интересы и выступают только от своего имени.

В случае, когда в конфликте задействованы работники высшего ранга, они как правило, отстаивают интересы какой-либо группы людей, которые также втягиваются в конфликтную ситуацию.

3. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, которая подлежит решению и поэтому становится причиной расхождения во взглядах и оценках другой стороны. Предметом конфликта могут быть материальные и нравственные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны, т.е. все, что представляет собой объект личных, групповых или общественных интересов.

4. Временные рамки – это продолжительность действия конфликтной ситуации. Они охватывают возникшие между сторонами столкновения и завершаются, когда конфликтующие стороны в силу тех или иных обстоятельств прекращают противоборство.

5. Социальная система представляет собой тот трудовой коллектив, рабочую группу или какое-либо сообщество, внутри которого возникает конфликтная ситуация.

6. Масштабы противостояния зависят от причин, вызвавших конфликт. Это может быть незначительное разногласие между коллегами, недовольство работников одного подразделения, принципиальные требования трудового коллектива или же конфликт регионального, отраслевого значения.

Однако какую бы структуру ни имел конфликт, какими бы причинами он ни был вызван, каждой конфликтной ситуации присущи схожие закономерности, поддающиеся описанию, анализу и соответствующему разрешению.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: