Конфликты больших социальных групп

Каждое социальное движение является одним из проявлений конфликта, который может вылиться в одну из форм массового поведения, характерную для больших социальных групп и разрешенную законодательством. К ним относятся акции, представленные на рис. 2.

 

1.Собрания
2.Митинги
3.Демонстрации
4.Пикетирование
5.Забастовка

Конфликты больших социальных групп    

 

Акции предпринимаются трудовыми коллективами или другими большими социальными группами людей в поддержку своих требований.

1. Собрание – это первая ступень предъявления требований работниками трудового коллектива. Они выдвигаются на собрании и утверждаются большинством голосов. Одновременно избираются полномочные представители трудового коллектива для ведения переговоров и участия в разрешении конфликтного трудового спора. Выдвигаемые требования излагаются в письменном виде и направляются работодателю, а также в орган государственной службы по урегулированию трудовых споров.

Работодатель не вправе препятствовать волеизъявлению работников и обязан предоставить разрешение на проведение собрания и помещение для него.

2. Митинг, как правило, может проводиться работниками в знак недовольства своим положением и поддержки выдвигаемых перед работодателем требований.

Митинг (от анг. meeting) – массовое собрание для обсуждения политических, трудовых и других злободневных вопросов текущей жизни, и в поддержку каких-либо требований, для выражений солидарности или протеста.

 

Митинг часто используется как способ влияния на ход рассмотрения коллективного трудового спора.

3. Демонстрация представляет собой массовое шествие и выражает общественное настроение трудового коллектива по поводу возникших разногласий на предприятии или в другой организационной структуре.

 

Демонстрация – публичное выражение общественных настроений, требований, солидарность или протест путем устройства массовых шествий.

 

4. Пикетирование в процессе разрушения трудового конфликта выполняет различные функции:

· патрулирование группой митингующих или демонстрантов в районе проведения митинга или демонстрации;

· организацию пикетов из участников акции протеста перед официальными учреждениями, администрацией предприятия, органами власти и т.д.;

· организацию пикетов для блокирования предприятия, на котором произошел трудовой конфликт.

 

Пикет – группа бастующих рабочих, охраняющая предприятие от несанкционированного проникновения, или группа демонстрантов для охраны демонстрации от нападения.

5. Забастовка (стачка) используется для того, чтобы упорядочить и отрегулировать спорные проблемы, вызывающие обострение социальной напряженности.

Забастовка –временный добровольный отказ работников от выполнения (полностью или частично) трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора.

 

Забастовка является выражением крайней формы протеста в трудовом коллективе и используется работниками в следующих случаях:

· работодатель уклоняется от примирительных процедур;

· работодатель не исполняет достигнутые соглашения;

· примирительные процедуры не приводят к разрешению коллективного трудового спора.

Законом разрешено право на забастовку. Однако существуют основания для признания ее законности, к которым относятся:

· несоблюдение установленных законом процедур, сроков, оговоренных на собрании трудового коллектива, и требований ее объявления;

· создание реальной угрозы основам конституционального строя и здоровью других лиц;

· участие в забастовке работников вооруженных сил, правоохранительных органов, органов Федеральной службы безопасности, если при этом создается угроза обороне страны и безопасности государства.

Конфликтное противостояние больших социальных групп обрастает множеством более мелких противоречий и конфликтов вплоть до межличностных. Кроме того, следует помнить, что действия любых социальных групп проявляются в конечном счете через действия отдельных личностей.

 

Запомните! Практические советы Десять типичных ошибок конфликтующего человека: · Отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему. · Ведёт себя негибко, не способен изменить тактику, переключиться на другое. · Нетерпим к инакомыслию, не может перейти на другую позицию, пойти на компромисс. · Мыслит стереотипно, стремится втиснуть решение в рамки существующих норм, традиций, правил. · Отвлекается от основной цели на другие, побочные, уходит в сторону от главной проблемы. · Видит только один путь решения или одну альтернативу, а не их многовариантность. · Работает только в предметной области, не может рефлективно анализировать и двигаться к взаимодействию. · Создаёт препятствия для свободной творческой полемики, генерированию идей, излишне критикует, нагнетает страх и т.п. · Без нужды соглашается с мнением других, если они уступают, приспосабливаются или уходят от решения проблемы. · Боится риска.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Приведите определение понятия «конфликт». Укажите функции и значение конфликта для социальных отношений в организации.

2. Перечислите основные классификационные признаки типологии конфликта. Охарактеризуйте каждый классификационный признак.

3. Перечислите основные причины и предпосылки возникновения конфликтных ситуаций.

4. Что такое инцидент?

5. Охарактеризуйте типы конфликтующих личностей.

6. Напишите, к каким отрицательным последствиям в работе организации приводят или могут приводить конфликты между людьми.

7. Ответьте на следующие вопросы:

· Если нарушено установление обратной связи с руководством, то это:

а) межличностный конфликт;

б) конфликт власти и безвластия;

в) конфликт между личностью и группой;

г) конфликт коммуникации.

· В ситуации, когда один человек или группа зависят в выполнение задач от другого человека или группы, причина конфликта может заключаться:

а) в различных целях;

б) взаимосвязи задач;

в) неудовлетворительной коммуникации;

г) неравномерном распределении ресурсов.

 

Список литературы:

1. Лавриненко В. Н. Деловая культура: учебник и практикум для СПО / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан; под ред. В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 118 с.

2. Денисов А.А. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Денисов А.А.— Электрон.текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 210 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32795.— ЭБС «IPRbooks».





Подборка статей по вашей теме: