Конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции

К основным негативным функциям конфликта относятся:

· неудовлетворенность членов трудового коллектива видом деятельности фирмы;

· текучесть кадров в организации;

· ухудшение морально-психологического климата в коллективе, сворачивание сотрудничества;

· снижение производительности и активности в будущем;

· нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых деловых отношениях, что может привести к расколу в малоустойчивых группах;

· формирование образа врага и стремление к победам, а не к решению проблемы.

В свою очередь, к основным позитивным функциям конфликта относятся:

· интеграция трудового коллектива;

· активация социальных связей. Трудовой коллектив представляет собой устойчивую группу в рамках одного предприятия. Для любой группы важны сплоченность, солидарность и тяготение друг другу и к группе в целом. В основе такого взаимодействия лежат привлекательность общих целей, совместная деятельность, а также сходство взглядов и ценностные установки составляющих его личностей;

· сигнализация об очагах социальной напряженности в коллективе. Конфликтная ситуация предоставляет возможность руководству организации выявить неблагоприятное положение дел на местах в структурных подразделениях, обнаруживая и предавая огласке, например, произвол администрации, злоупотребление отдельных должностных лиц, тяжелые условия труда, нарушение техники безопасности;

· инновация, содействие творческой инициативе. На определенным этапе развития организации вполне возможны определенный застой в общественном развитии, инертность, консерватизм, приверженность к старым традициям и привычкам. Новые идеи, проекты, рационализаторские предложения, как правило, могут восприниматься недоброжелательно, негативно, вызывать зависть, страх нанесения материального ущерба и падения престижа фирмы. Поэтому зачастую инновации, творческая инициатива приводят к конфликтным ситуациям;

· трансформация (преобразование)деловых отношений. Конфликт, разъединяя противоположные силы, одновременно создает предпосылки для их сплоченности на качественно новой основе, способствует укреплению взаимного уважения и доверия. Конфликт, протекающий позитивно:

· укрепляет солидарность и сотрудничество работников;

· обеспечивает выбор приемлемых для большинства правил поведения;

· улучшает социально-психологический климат трудового коллектива;

· создает условия для оптимизма работников.

· информация о персонале и положении дел в организации;

· профилактика конфликтов.

 

Функциональная направленность конфликтов в организации

Таблица 1.

Функции конфликта Направленность и последствия конфликтов
позитивные негативные
Интеграция персонала Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии
Активизация социальных связей Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству
Сигнализация об очагах социальной напряженности Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом
Инновация, содействие творческой инициативе Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений
Трансформация (преобразование) деловых отношений Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия Ухудшение морально-психологической атмосферы: усложнение процесса восстановления деловых отношений и партнерского сотрудничества
Информация о персонале и положении дел в организации Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение «общего языка» Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями
Профилактика противоборств Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: