К основным негативным функциям конфликта относятся:
· неудовлетворенность членов трудового коллектива видом деятельности фирмы;
· текучесть кадров в организации;
· ухудшение морально-психологического климата в коллективе, сворачивание сотрудничества;
· снижение производительности и активности в будущем;
· нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых деловых отношениях, что может привести к расколу в малоустойчивых группах;
· формирование образа врага и стремление к победам, а не к решению проблемы.
В свою очередь, к основным позитивным функциям конфликта относятся:
· интеграция трудового коллектива;
· активация социальных связей. Трудовой коллектив представляет собой устойчивую группу в рамках одного предприятия. Для любой группы важны сплоченность, солидарность и тяготение друг другу и к группе в целом. В основе такого взаимодействия лежат привлекательность общих целей, совместная деятельность, а также сходство взглядов и ценностные установки составляющих его личностей;
|
|
· сигнализация об очагах социальной напряженности в коллективе. Конфликтная ситуация предоставляет возможность руководству организации выявить неблагоприятное положение дел на местах в структурных подразделениях, обнаруживая и предавая огласке, например, произвол администрации, злоупотребление отдельных должностных лиц, тяжелые условия труда, нарушение техники безопасности;
· инновация, содействие творческой инициативе. На определенным этапе развития организации вполне возможны определенный застой в общественном развитии, инертность, консерватизм, приверженность к старым традициям и привычкам. Новые идеи, проекты, рационализаторские предложения, как правило, могут восприниматься недоброжелательно, негативно, вызывать зависть, страх нанесения материального ущерба и падения престижа фирмы. Поэтому зачастую инновации, творческая инициатива приводят к конфликтным ситуациям;
· трансформация (преобразование)деловых отношений. Конфликт, разъединяя противоположные силы, одновременно создает предпосылки для их сплоченности на качественно новой основе, способствует укреплению взаимного уважения и доверия. Конфликт, протекающий позитивно:
· укрепляет солидарность и сотрудничество работников;
· обеспечивает выбор приемлемых для большинства правил поведения;
· улучшает социально-психологический климат трудового коллектива;
· создает условия для оптимизма работников.
· информация о персонале и положении дел в организации;
· профилактика конфликтов.
Функциональная направленность конфликтов в организации
|
|
Таблица 1.
Функции конфликта | Направленность и последствия конфликтов | |
позитивные | негативные | |
Интеграция персонала | Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов | Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии |
Активизация социальных связей | Придание взаимодействию сотрудников большей динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства | Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству |
Сигнализация об очагах социальной напряженности | Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива | Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом |
Инновация, содействие творческой инициативе | Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям | Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений |
Трансформация (преобразование) деловых отношений | Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия | Ухудшение морально-психологической атмосферы: усложнение процесса восстановления деловых отношений и партнерского сотрудничества |
Информация о персонале и положении дел в организации | Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение «общего языка» | Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями |
Профилактика противоборств | Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях | Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур |