Сущность и принципы спортивного менеджмента

План:

1. Спортивный менеджмент — функция общественного разделения и кооперации труда.

2. Сущность управления физической культурой и спортом.

3. Современные принципы спортивного менеджмента.

4. Государственная поддержка развития физической культуры и спорта — принцип современного спортивного менеджмента.

 

1. Спортивный менеджмент — функция общественного разделения и кооперации труда.

Отдельные управленческие задачи придется решать каждому работнику физической культуры и спорту—тренеру, преподавателю, учителю и методисту физической культуры и спорта. Но по мере увеличения объема физкультурно-управленческой работы и заметного осложнения разрешимых управленческих и экономических задач ее выполнения придется поручать специально выделенному работнику — организатору, менеджеру. Например, пока теннисист является любителем и играет в турнирах невысокого ранга, ему достаточно тренера. Теннисист — профессионал, который играет в большом количестве турниров, нуждается не только в тренере, но и в менеджере, который ведет его договорно-правовые и финансовые дела. То есть на определенном этапе роста объема труда и углубления специализации физкультурно-спортивной практики происходит разделение труда работников физической культуры и спорта на труд непосредственно тренерско-преподавательский, с одной стороны, и труд физкультурно-управленческий — с другой. Таким образом, спортивный менеджмент как особенный вид профессиональной управленческой деятельности возник на определенном историческом этапе разделения труда работников физической культуры и спорта.

Процесс возникновения управленческого труда наиболее выразительно можно понять на примере организации деятельности тренеров спортивной школы. В деятельности отдельного тренера спортивной школы по руководству учебной группой управленческие отношения ещё не выделяются в особенную функцию, поскольку его организаторская работа носит эпизодический характер и непосредственно связана с его учебно-тренировочной деятельностью. Это, например, набор обучающихся в группу, формирование команды для выступления на соревнованиях, организация учебно-тренировочного сбора, подготовка и проведение спортивного соревнования и тому подобное.

Собственно физкультурно-управленческие отношения в спортивной школе возникают на стадии разделения и кооперации тренерского труда в рамках отделения по виду спорта, в связи, с чем в спортивной школе вводится должность старшего тренера. Старший тренер-преподаватель по спорту, должность которого вводится при наличии не менее 3 тренеров, как и всех тренеров спортивной школы в полном объеме выполняет непосредственно тренерско-преподавательскую работу и вместе с этим организует труд подчиненных ему 2 тренеров. Старший тренер предоставляет тренерам своего отделения методическую помощь, контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, организацию и планирование учебно-тренировочного процесса, правил и норм работы и так далее

На стадии кооперации тренерско-преподавательского труда в более крупных масштабах — в рамках, например, спортивной школы, растет объем и сложность физкультурно-управленческой деятельности и возникает необходимость введения в них специальных управленческих должностей — директора спортивной школы, заведующего учебной частью и др.

Резюмируя выраженное, можно утверждать, что спортивный менеджмент как особенный вид трудовой профессиональной управленческой деятельности возникает в сфере физической культуры и спорта из необходимости руководства совместимым трудом разных категорий физкультурных работников и спортивных организаций в целом. Спортивный менеджмент возникает на определенной стадии разделения и кооперации труда работников физической культуры и спорта и связанный с появлением профессиональных управленцев (менеджеров) — руководителей физкультурных и спортивных организаций: директоров спортивных школ и спортивных сооружений, председателей спортивных клубов и федераций и так далее

 

2. Сущность управления физической культурой и спортом

 

Никакая спортивная организация не может существовать без менеджмента. В любой физкультурно-спортивной организации ее сотрудники взаимодействуют друг с другом. Например, директор спортивной школы руководит деятельностью это трудового коллектива. Заведующий учебной частью школы организует и контролирует деятельность ее тренерско-преподавательского состава, а каждый старший тренер координирует работу тренеров соответствующих учебно-тренировочных групп и отделений. Президент спортивной федерации руководит деятельностью этой федерации, директор стадиона руководит его персоналом. Все приведены примеры - это управление спортивной организацией, спортивный менеджмент.

В спортивных организациях тренеры, преподаватели, методисты, во-первых, кооперируются, взаимодействуют друг с другом и, во-вторых, между ними происходит разделение труда. Да, главная обязанность тренера спортивной школы — проведение учебно-тренировочной работы, а главная обязанность завуча — планирование учебного процесса и контроль за его осуществлением. В связи с этим возникает задача координации и согласования деятельности разных категорий физкультурных работников внутри организации, а также наладки взаимодействия между разными спортивными организациями друг с другом и с населением. Эти функции выполняет спортивный менеджмент. Таким образом, вовсех организациях физкультурно-спортивной направленности, независимо от их видов, есть какие-то общие черты:

—директор спортивной школы дает указание своим тренерам разработать календарный план проведения соревнований в школе;

—председатель федерации поручает тренеру сборной сформировать команду для выступления на чемпионате Европы:

—директор стадиона дает задание заведующему спортареной подготовить футбольное поле для проведения дежурного матча и так далее Общее заключается в том, что во всех приведенных примерах, во-первых, есть те, кто дает задание, и, во-вторых, те кто это задание выполняет. Следовательно, управление в организации всегда выступает как диалектическое единство, по меньшей мере, два элементов — объекта управления и субъекта управления.

Таким образом, субъект управления — это тот, кто управляет (СУ), объект управления — тот, кем управляют (ОУ). Между этими элементами существует связь: прямая и обратная. Прямая связь характеризуется движением управленческой информации от субъекта к объекту и наоборот. Взаимодействуя, названы элементы, образуют управляемую систему.

Системой называют упорядоченный набор элементов. Это проще всего, элементарное определение понятия системы. Есть значение привести сложнее, более развернутое и, соответственно, более информативное определение понятия системы. "Под целостной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые интеграционные качества, не свойственные ее образовывающим" (ВТ. Афанасьев).

Элементом в системе называют ее частей, что имеет определенное самостоятельное значение и функциональное назначение. Чтобы лучше понять естество системы, следует обратить внимание на ее главные свойства. Перечислим их:

—целостность системы, которая заключается в том, что действие элементов подчинено выполнению целей, поставленных системой;

—подчиненность элементов заключается в связи их между собой; — наличие информации как неотъемлемого свойства системы.

Информация — это совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы, которые используются для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Информация составляет предмет труда менеджера, анализируя и превращая которую, он принимает необходимые управленческие решения.

Цель управления. Управление всегда целеустремленно. Бесцельного управления не бывает. Цель управления в самом общем виде является идеальным образом желаемого результата, управленческого взаимодействия субъекта и объекта управления, его оптимального функционирования и развития.

Таким образом, если вернуться к содержанию понятия "управления", то его можно конкретизировать таким образом: управление — это целеустремленное действие субъекта на объект управления с целью перевода объекта в новое качественное состояние.

Физическая культура и спорт относятся к социальным системам, в которых управление носит сложный, достоверность характер, а результаты управленческих действий являются многовариантными. Спортивный менеджмент — это такой вид управления, где целью выступает согласование друг с другом индивидуальных усилий работников физкультурных и спортивных организаций по поводу производства физкультурно-спортивных услуг и товаров. Из этого выходит, что управленческая работа по своему содержаниюэто работа "по управлению трудом ".

Показатель эффективности управления спортивной организацией — результаты ее работы (число спортивных команд, результаты их выступления, число систематически что занимаются за разными тренировочными программами, количество и качество предоставляются ею населению физкультурно-спортивных услуг и так далее).

Следовательно, подытоживая все выраженное, можно дать следующее определение менеджмента в физической культуре и спорте: спортивный менеджмент — это теория и практика социального управления физкультурными' и спортивными организациями в рыночных условиях.

 

3. Современные принципы спортивного менеджмента

Принципы менеджмента — это основные закономерности и стойкие требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. Под принципами спортивного менеджмента следует понимать начальные руководящие правила, требования и нормы поведения, которыми следует руководствоваться менеджерам физкультурно-спортивных организаций для обеспечения эффективного управления. Для спортивного менеджмента характерны следующие важнейшие принципы: научной обоснованности и оптимума, системности, эффективности, иерархической упорядоченности, сочетания отраслевого и территориального управления, учета спортивных интересов населения, государственной поддержки развития физической культуры и спорта, разнообразия организационных форм и демократизации.

Принцип научной обоснованности и оптимизации управления формулирует необходимость использования в управлении научного подхода", принятия управленческих решений на основе познания и использования объективных закономерностей и прогрессивных тенденций. Оптимизация допускает использование в управлении широкого комплекса методов и инструментов для обоснования управленческих решений, управления на основе добротной научной информации.

Принцип системности в управлении развитием физической культуры и спорта определяет необходимость рассмотрения физкультурно-спортивной организации как целостной социальной системы, которая состоит из целого ряда звеньев и взаимодействуюет с внешней средой. Этот принцип допускает тесную связь решения социально педагогических, финансовых и материально-технических проблем в процессе управления.

Принцип учета спортивных интересов населения при организации физкультурно-спортивных занятий населения. Этот принцип допускает систематическое изучение организациями физкультурно-спортивной направленности спортивных интересов разных социально вековых групп населения, особенно молодёжи.

Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента и спортивной организации. Этот принцип устанавливает требование рационального разделения управленческого труда, управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности спортивных менеджеров.

Принцип эффективности означает достижение поставленной цели в возможно короткий срок и при самой малой затрате труда, финансовых средств и материальных ресурсов.

Принцип разнообразия организационных форм управления развитием физической культуры и спорта и организаций физкультурно-спортивной направленности. Физическая культура и спорт характеризуются разнообразны контингентом занимаются, многоцелевым развитием физкультурно-спортивного движения, многообразием средств физического воспитания, которые используются. Так, в Украине культивируется больше 100 разных видов спорта. В этих условиях спортивный менеджмент может быть эффективным только тогда, когда он организационно отображает все многообразие контингента занимающихся, целей и средств физического воспитания и спортивной подготовки.

Демократизация допускает использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации эффективного сотрудничества менеджеров организации. В теории менеджмента выделяют и другие принципы.

Вместе с принципами спортивного менеджмента следует иметь в виду принципы государственной политики Украины в области физической культуры и спорта.

· непрерывности и 'преемственности физического воспитания разных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

· учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

· признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, которые отвечают требованиям настоящего Государственного закона, равенство их прав на государственную поддержку;

· создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно технических организаций, олимпийского движения Украины

· образовательных учреждений и научных организаций у области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности. Провозглашенные в законе принципы государственной политики Украины в области физической культуры и спорта реализуются в практической деятельности государственных органов общей и специальной компетенции по управлению развитием физической культуры и спорта в стране.

 

4. Государственная поддержка развития физической культуры и спорта — современный принцип спортивного менеджмента

 

Одним из приоритетных принципов социальной политики демократической Украины есть государственная поддержка развития физической культуры и спорта в стране. Государственная Конституция устанавливает, шо в Украине "поощряется деятельность, содействующая укреплению здоровья человека, развития физической культуры и спорта". Этот принцип нашел развернутое воплощение в законе "О физической культуре и спорте в Украине", который установил, шо государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в стране, поддерживающее физкультурное и олимпийское движение. В частности, закону предусматривает, что:

1 Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в Украине, поддерживает физкультурно-спортивное и олимпийское движение Украины и обеспечивает:

— ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участии и их, за счет средств государственного бюджета;

— создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

— содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно технических сооружений, которые находятся в собственности Украины:

— создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений и предоставление на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

— создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепления их материально-технической базы;

— создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;

— организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно методических рекомендаций;

— организацию лицензирование деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Украины;

— поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.

2. Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высоких спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия при помощи:

— увеличение количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, которые осуществляют деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, укрепление их материально-технической базы;

— строительство новых и модернизации существующих баз и центров подготовки сборных команд Украины по разным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;

— выделение ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;

— стимулирование деятельности физкультурно-спортивных организации по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;

— поощрение меценатства и благотворительности.

3. Государство обеспечивает пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного и олимпийского движения страны.

Закон предусматривает, что расходы на реализацию государственных программ развития физической культуры и спорта и региональных программ развития физической культуры и спорта проводятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Украины. Средства государственного бюджета на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх следуют к государственному органу исполнительской власти в области физической культуры и спорта и в Олимпийский комитет Украины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: