Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений

Что такое спортивный менеджмент?

1.2.

Слово " менеджмент" американского происхождения и на русский язык дословно не переводится. Оксфордский фундаментальный словарь английского языка дает более широкое толкование сроку менеджмент:

—административные навыки и умения особенного рода;

—власть и искусство управления;

—способ, манера обращения с людьми;

—орган управления и люди, его составляющие.

Среди российских специалистов все более утверждается практика употреблять термин "менеджмент" как синоним российского слова "управление". Действительно, срок "менеджмент" синоним слова "управление", но не полностью значение слова "управление" значительно шире, поскольку оно употребляется относительно разных сфер человеческой деятельности. Например, говорят об управлении автомобилем, полетом космической спутника, управлении в биологических системах и так далее Поэтому зарубежные специалисты срок "менеджмент" употребляют относительно теории и практики управления социально-экономическими процессами в условиях рынка, рыночной экономики.

В "Словаре иностранных слов" менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

В англоязычных странах срок "менеджмент" используется достаточно свободно и в разных значениях, но чаще всего относительно управления социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

В государственной практике и теории менеджмента основой построения социальных систем управления являются объективные факторы общественного развития. Дело в том, что объективные экономические и социально-культурные процессы, которые происходят в любой стране, на определенной стадии своего развития інституционалізіруються, то есть закрепляются в виде формальных, юридически оформленных организаций. Их группируют в отрасли производства и социальной сферы. Это является объективной основой разработки вместе с общей теорией менеджмента еще и специальных теорий, которые отображают специфические закономерности функционирования соответствующих отраслей в конкретных исторических условиях.

Спортивный менеджмент — один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. Из позиции менеджмента физическая культура и спорт — это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность, специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры. Физическую культуру и спорт как объект социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определено множество физкультурно-спортивных организаций — спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно оздоровительных центров, спортивных федераций и тому подобное Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. разного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся больше 241,8 тыс. специалистов - тренеров и, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также больше на полмиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности — это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованы формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и тому подобное Таким образом, организация — ключевое понятие спортивного менеджмента.

Общий и специальный менеджмент имеет еще одно характерное свойство. Менеджмент был связан с наличием в организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами.

Спортивный менеджер - это специалист, который занимает, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и володіючий искусством научного управления.

Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или другого спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности.

Подведем некоторые итоги.

Таким образом, спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.

Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной науки есть совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги.

Предмет спортивного менеджмента — управленческие отношения, которые складываются и процессе взаимодействия субъекта и объекта управлении внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

Следует также отметить, что специалисты выделяют несколько функциональных разновидностей менеджменту: стратегический „менеджмент, финансовый менеджмент, персонал-менеджмент, проектный менеджмент, инновационный менеджмент, маркетинговый подход в спортивном менеджменте и др.

Задача спортивного менеджмента как учебной дисциплины — обеспечения целостного представления об отраслевой системе управления, о принципах, закономерностях и технологии управления в организациях отрасли физической культуры и спорта в современных рыночных условиях Украины.

Учитывая традицию, которая складывается, в дальнейшем мы будем употреблять термин "спортивный менеджмент" в том же значении, что и давно известно нам словосочетание "управления физической культурой и спортом".

 

Физическая культура и спорт в системе рыночных отношений

Спортивный менеджмент тесно был связан с главными факторами рыночной экономики — формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, так и для потребителей услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др. Включения физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обусловливают соответствующие особенности управления этой отраслью сферы услуг.

Рыночная экономика содействует развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, росту числа владельцев физкультурных и спортивных организаций, увеличению многообразия их организационно-правовых форм, расширению спектра и улучшению качества что предоставляются населению физкультурно-спортивных услуг.

Основным видами физкультурно-спортивных услуг есть:

—организованы формы занятий физическими упражнениями и спортом в виде урочных занятий, спортивных и оздоровительных секций, спортивных команд и клубов и т.п.;

—спортивные зрелища;

—разработка методик, методических комплексов физкультурно-оздоровительных занятий, программ физического воспитания и систем подготовки спортсменов.

 

Рынок услуг физической культуры и спорта специфический и багатоманітний.

 


               
   
 
     
 

Субъекты(поставщики) физкультурно-спортивных услуг

 

 

Тренеры, учителя, преподаватели и
инструкторы физической
культуры и спорта __________


 

 

Спортсмены


 

 

Научные работники тренеры

инструкторы-методисты физической культуры и спорта

 


 

Организованы формы занятий Спортивные зрелища: Программно методический
физическими упражнениями и соревнование по видам спорта и продукт:
спортом: спортивные праздники - методики занятий физическими
- уроки физической культуры;   упражнениями и спортом;
- спортивные секции и ФОГ;   - методические комплексы занятий;
- команды по игровым видам   программы физического
спорту;   воспитание и физической
- спортивные клубы;   подготовки;
-учоово-тренувальні группы и   системы подготовки
т.д.   спортсменов и так далее

 


               
     
   
 

Потребители физкультурно-спортивных услуг

Те, которые занимаются


Зрители, спортивные болельщики и спонсоры


Тренеры, учителя, преподаватели и
инструкторы физической

культуры и спорта и самостоятельно что занимаются

 


 

Схема рынка физкультурно-спортивных услуг

 

Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта и рыночных условиях. их кое-что, главными из которых являються— превращение физической культуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения;

—децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта;

—увеличено многообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций;

—правовое закрепление официального статуса профессионального спорта и его развитие в России;

—все растущее экономическое значение физической культуры и спорта, который развивается в основном на основе коммерческого хозрасчета;

—возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на услуги физической культуры и спорта.

В рыночных условиях существенно растет роль физической культуры и спорта в самоутверждении и самореализации лица как важнейшей социальной ценности, в удовлетворении потребностей людей в физическом совершенствовании, в рациональном использовании свободного времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: