Движущие силы и факторы общественного развития. Эволюция и революция. Социальный прогресс и его критерии

Движущие силы общественного развития (ДСОР) – это существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. Идея исторического прогресса появилась во втор. пол. 18 века в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были Тюрго и Кондорсе, предложившие его рационалистическую теорию. Впоследствии глубокую трактовку прогресса дал Гегель. Он пытался показать историю как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция были идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс в сознании свободы, движении от одной духовной формации к другой.

Классики марксизма-ленинизма утверждали первичность и определяющий характер материальных ДС в развитии общества по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. К ДСОР относятся общественные противоречия, прогрессивная деятельность социальных субъектов, направленная на их разрешение, побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.).

В структурно-функциональном аспекте ДСОР делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные – на материально-экономические, социальные, политические и духовные, объективные и субъективные.

Эволюция и революция — соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в качественные, и обратно. Эволюционные изменения в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни подготавливают и неизбежно вызывают революционные изменения в обществе в целом, и наоборот, революция приводит к новому характеру эволюционных перемен.

Эволюционные изменения — это количественное увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения — это процесс возникновения качественно нового, того, чего в старом не было. Эволюция и революция диалектически связаны, ибо новое не может появиться из ничего, как продукт сверхъестественного творения, а лишь как результат развития старого. Т.е. эволюция рассматривается как постепенное изменение и противопоставляется скачкообразному, качественному типу изменений.

Революция – переход от одного качественного состояния к другому в результате накопления количественных изменений. Революция отличается от эволюции бурным характером проявления перехода к новому качеству, быстрой перестройкой основных структур системы.

Выделяют виды революций: научно-техническая и социальная. Социальная революция (лат. revolutio — поворот, изменение) — коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; форма перехода от одной общественно–экон. формации к др.

Характеризуя развитие общества, обществоведы обращаются к понятиям «прогресс» и «регресс». Прогресс понимается как тип направленного развития, связанный переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Представление о прогрессе – направленном изменении к лучшему возникло в древности. Однако поначалу оно носило в основном оценочный характер. Сначала прогресс был отмечен в сфере научного познания, а затем идея прогресса была распространена на область социальных отношений. Итальянский философ Вико (17век) утверждал, что все народы проходят 3 этапа своего развития: божественный, героический и человеческий. Пройдя эти этапы, человечество осуществляет движение по нисходящей линии. В целом прогресс характеризуется нарастанием темпов развития и принимается как объективный закон исторической эволюции. Однако одной из существенных особенностей прогресса является присутствие в нём регресса отдельных элементов, связей и функций. С общественным прогрессом всегда связывали восходящее поступательное развитие человеческого общества от низших ступеней к высшим. социологи предлагают искать критерии прогресса в сфере сознания. Понятие прогресса носит относительный характер. Возможность прогресса определяется наличием конкретно – исторических условий. Эти условия могут способствовать ускорению прогресса или же тормозить его, а иногда и препятствовать ему.

Типы общественного прогресса: Прогресс в антагонистических условиях (классовые, эксплуататорские общества) – тип прогресса одинаков для всех обществ и обусловлен господством частной собственности и эксплуатацией небольшой частью общества большинства. Происходит развитие одних сторон общественной структуры за счёт других. Прогресс в частнособственнических формациях – совершается за счёт усиления эксплуатации народных масс. Прогресс в феодальном обществе. Прогресс в капиталистических условиях – «невидимые нити» капиталистической зависимости приковывают рабочего к капиталисту. Прогресс в условиях социализма – ликвидация всякого антагонизма (исчезновение классовых сил, тормозящих прогресс), народные массы – ведущая сила общественного прогресса.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: