Познание есть высшая форма отражения, оно обусловлено общественно - исторической практикой как процесс приобретения и развития знаний. Знание - объетивная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание практично по своему происхождению, по породившей его основе, по своему содержанию, оно есть "свёртка" практики.
Итак, познание - это высшая, человеческая, социальная форма отражения. Но, остановившись на этом отражательном характере познания, мы не можем объяснить творчество, постоянное движение человеческого мышления ко всё более глубокому и всестороннему знанию. Источником активности познания выступает практика, которая исторически развиваясь, усложняясь, определяет уровень развития общества и самого человека. В связи с практикой развивается и познание, как живое, активное отношение человека к миру. Познание возникло в ходе практики, развивается благодаря ей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое и далее в психологическое - факт сознания.
|
|
Процесс познания составляют следующие элементы:
1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека и др.)
2) субъект познания - общественный- это социально сформированный человек, который реализует познание, формирует новое знание.
3) предмет познания - это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Объект может образовывать различные предметы познания.
Принципы познания:
1) объективность рассмотрения познаваемого предмета.
2) адекватность образов и прообразов процесса познания.
3) введение практики в основу теории познания.
Одним из 2 уровней отражения познания является чувственное познание, которое осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно:
1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта.
2) наглядность и предметность возникаемых образов.
3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.
Чувственное познание осуществляется в 3 формах:
1-ощущение- исходная, элементарная форма чувственного познания и даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта
2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений, процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Восприятие зависит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.
|
|
3-представление - образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за счёт воображения.
Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это значит, что содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества.
31 Структура познания. Основные формы чувственного и рационального познания.
Одним из 2 уровней отражения познания является чувственное познание, которое осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно:
1) непосредственность - прямое воспроизведение отражаемого объекта.
2) наглядность и предметность возникаемых образов.
3) воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.
Чувственное познание осуществляется в 3 формах:
1-ощущение - исходная, элементарная форма чувственного познания и даёт представление об отдельной стороне, свойстве объекта
2-восприятие - позволяет охватить целостность предметов, явлений, процессов, это синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Восприятие заисит от: самих объектов, прошлого опыта, психологического состояния и здоровья человека. Оно позволяет мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.
3-представление - образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете, могут видоизменять облик предмета за счёт воображения.
19. Логическое познание наиболее полно реализуется в мышлении - процессе обобщённого и опосредственного отражения действительности путём сознания абстракции.
Логическое познание характеризуют:
1) опора на чувственные данные
2) опосредованность (человек не контактирует с предметами, о которых мыслит)
3) обобщённость и абстрактность
4) воспроизведение объектов на уровне сущности внутренних связей и отношений
5) связь с речью, фиксация в языке.
Логическое познание осуществляется в 3 формах:
1-понятие - это обобщённый логический образ предмета. Оно лишено чувственности. Возникновение понятия - это скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от чувств к мысли, от явления к сущности.
2-суждение - мысль, в которой связываются несколько понятий и отражаются отношения между различными вещами и свойствами т.е. утверждающая или отрицающая что-либо.
3-умозаключение - мысль, посредством которой на основании имеющихся суждений выводятся новые суждения.
При анализе мышления выделяют уровень развития ума, как способности к мышлению. Различают рассудок - исходный уровень мышления, способность оперировать абстракциями в рамках заданной схемы. Разум - высшая ступень рационального познания, позволяющий творчески оперировать абстракциями, исследовать и создавать их.