Основные интерпретации исторического процесса

 

Наиболее ранней является христианская интерпретация (с IV-V вв. до середины XVIII в.). Основная ее проблема - вопрос о смысле и содержании человеческой земной истории. С точки зрения христианства, смысл истории заключается в последовательном движении человечества к Богу, в познании конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Содержанием исторического процесса является освобождение человека, превращение его в сознательного исторического деятеля.

С началом нового времени христианская концепция была подвергнута критическому переосмыслению. Появилась Рационалистическая (всемирно-историческая концепция истории), нашедшая философско-теоретическое обоснование и систематизацию в философии истории Гегеля и историческом материализма К. Маркса.

Основной проблемой этой концепции является взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе. Для обоих мыслителей характерен тезис о том, что важнейшим общественным институтом является государство: как наличное бытие нравственной идеи (Гегель) или как политико-юридическая надстройка над экономическим базисом (Маркс). Гегелевскому идеализму в объяснении исторического развития Маркс противопоставил материализм. Конкретизацией и дальнейшем развитием марксистского понимания истории стала концепция общественно-экономической формации (формационный подход к анализу истории)

Рационалистическая (всемирно-историческая) интерпретация истории имела огромное научное значение для понимания исторического развития. Но присущий ей европоцентризм затруднял в определенной степени отражение многомерности, многовариантности, многообразия исторического процесса и это обусловило появление альтернативных концепций исторического развития. Так появилась культурно-историческая интерпретация истории(цивилизованный подход).

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является "цивилизация". Существует более ста определений "цивилизации". Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу огромное значение имеет понимание "цивилизации" как целостной общественной системы, все составные которой тесно взаимосвязаны, несут на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Сама же система имеет внутренний (самостоятельный) механизм функционирования.

 

 


40 Техника и ее роль в развитии общества. Перспективы постиндустриального общества. Информационное общество.

 

Техника (от греч. techne -- искусство, мастерство) -- совокупность средств деятельности, направленных на изменение мира (предметов, вещей) в соответствии с потребностями и желаниями человека. По функциональному признаку выделяют следующие основные виды техники: производственная техника, техника транспорта и связи, науки, военная техника, техника образования, культуры, быта, медицинская техника, техника управленческого аппарата.

Существуют разные точки зрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить четыре основные позиции по этому вопросу.

1. Отрицательное отношение к технике. Иногда оно выступает в виде технофобии. Это понятие означает, что мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию. Имеется в виду, что техника не является абсолютным благом, она порождает множество побочных негативных эффектов. Например, французский философ Ж. Эллюль и представитель Франкфуртской школы Т. Адорно еще в первой половине XX в. обращали внимание на то, что машинная цивилизация подавляет гуманистические идеалы и нравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности.

Возрастающий страх перед войной и возможностью применения в глобальных масштабах ядерного оружия привел к тому, что техника часто рассматривается как враждебная человеку сила. Она все более выходит из-под контроля человека.

2. Положительное отношение к технике как главной помощнице человека начало формироваться с конца XVII в. и имеет много приверженцев сегодня. Представители этой точки зрения обращают внимание на то, что развитие техники способствует: 1) повышению производительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовых функций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самых опасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестает быть «механическим орудием»; 4) усилению многих человеческих возможностей (физическая сила, быстродействие, счет, память).

3. Технологический детерминизм представляет собой совокупность взглядов, объединенных постулатом, что техника играет определяющую роль в общественном развитии. Представители этой позиции, например, американские социологи Д. Белл, У. Ростоу, О. Тоффлер, французский социолог Р. Арон, считали, что решающее значение в общественной жизни принадлежит технической и технологической сторонам производства. Эта теория используется в концепциях индустриального, постиндустриального, информационного общества. В рамках этих концепций обосновывается суждение о том, что созданная человеческим разумом техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, и техника ставится в ряд с природными явлениями как надчеловеческая данность, обладающая своими собственными внутренними, независимыми от общества законами.

4. Техника помогает человеку, но она не должна быть главным условием его развития. Эту точку зрения можно изложить на примере взглядов русского философа Н. Ф. Федорова (1828-1903), который считал, что человек главное внимание уделял созданию искусственных орудий, «приставок» к своему телу, то есть технике, увеличивая таким образом свою силу, скорость и другие возможности. Это ведет к тому, что разрыв между мощью техники и слабостью человека постоянно увеличивается.

Главным объектом деятельности людей в постиндуст­риальном обществе становится информация (ее получе­ние, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Компьютеры и прочая элек­тронная техника становятся неотъемлемыми атрибутами не только материального, но и духовного производства. Даже художественное творчество не остается в стороне от технизации.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: