Судьбы униженных и оскорбленных

Роман Ф. М.Достоевского - это "психологический отчет одного преступления", преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление.

Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогощения и даже не ради того, чтобы помочь своим близским: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех "униженных и оскорбленных", о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество. Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему втречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Он убивает старуху, считая что заполучив ее деньги, и, закончив обучение (на юриста) он сможет помогать "униженным и оскорбленным".

Их примером служит Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Р. оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась благополучная жизнь его матери и сестры.

В разговоре М с Р в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а значит и в нем, в М) никто не подозревает благородства чувства. А в нем это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность КИ и Сони. При всей, казалось бы, потере М человеческого облика его невозможно презирать. В словах М- боль того, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда не примут обратно. Перед нами оскорбленный человек, но сохранивший чувство собственного достоинства, глубоко сознающий свое падение, но не в силах ничего изменить. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек, а в нем не хотят видеть человека.

Одним из самых ярких образов униженных людей - КИ, жена М. Д рисует нам "ужасно похудевшую" женщину со следами былой красоты. Она постоянно кашляет, взгляд ее резок и неподвижен. Дети КИ - это ее страдание, потому что она бессильна им помочь. Дети привыкли уже к нищете и вряд ли представляют, что может быть какая-то другая, более счастливая жизнь. СМ во имя них "продала" себя. Женщина, чем-то похожая на КИ, бросается с моста в реку. А сама КИ живет лишь воспоминаниями о том, что она офицерская дочь, воспитывалась в благородном пансионе, где получила по окончании золотую медаль. Она безнадежно тешит себя мечтами о том, что сможет открыть свой пансион, а Соню возьмет к себе в помощницы. Злая судьба заставляет ее искать защиты у генерала, но напрасно. Обезумевшая мать ведет детей на улицу для представления, уговаривает их петь и плясать, кричит на них, а затем на людей, окружающих ее, за то, что они ничего не подают. Как и вся жизнь, ее кончина трагична. Она умирает на улице. У нее "кровь пошла горлом".

Рассказывая о Соне и встретившейся Р опозоренной девочке, писатель не случайно заостряет внимание читателей на их портретах: чистота и беззащитнность, показанная в их портретах не соответствует образу жизни, который они должны вести. Соню толкает нищета и невозможность честно зарабатывать деньги на то, чтобы продавать себя. Ее будущее безрадостно, как и будущее обманутой девочки.

Роман ПИН выразил тревогу за будущее человечества. В своем романе он показывает, что такой жизнью, которой живут "ун и ос" жить нельзя.

2. "Мысль семейная" в романе Толстого "ВиМ"

Семейная тема пронизывает от начала до конца ВИМ. Существенную роль в романе-эпопее играет поэзия семейных гнезд Б и Р, торжеством семейных начал завершается эпилог.

Эпилог ВИМ - это гимн Т духовным основам семейственности, как высшей форме единения между людьми. Собираются 2 семьи, оказываются женщины - Наташа и Марья. Марья чутко понимает детей, она, как будто, видит их душу, а На Р остается хранительницей ценностей народной жизни. Женщины гасят споры между мужчинами, переводят их в мирное русло. Так женские сердца охраняют гармонию семейной жизни, урезонивают разгорячившихся мужчин и смягчают домашние конфликты. Женщины, по Т - хранительницы семейного очага, должны соединяющие столь непохожие начала Б и Р, а также через ПБ еще и каратаевские начала. Хранителями семейных устоев воспитывать детей, а их много и у На и у княжны Марьи - в этом высшее предназначение женщины на Земле.

Т считал, что именно в семье воспитываются нравственные устои, сущность человека. Поэтому, показывая семьи в развитии, он показывает нам быт и нравы Б и Р. Быт и нравы семьи Ростовых отличаются от оных в семье Б. Семья Р - это простые, русские люди, добрые, чуткие друг к другу, внимательные, заботливые, честные и правдивые, патриоты в полном смысле слова. В доме все говорят на русском языке, чтят русские традиции. В отношениях между членами этой семьи отсутствует лицемерие, фальшь, карьеризм, расчет. Это приветливые, гостеприимные люди, добродушные, радушные, щедрые. В доме Р царит добро, правда, простота. В этой семье крепкие нравственные основы жизни. Р характеризует "Чистота нравственного чувства", чему нет места в высшем свете. Но Т вовсе не идеализирует семью Р. Илья Андреевич Р - безалаберный человек, непрактичный, мот (транжир). Все живут весело, праздно, беззаботно. Несмотря на доброе отношение к слугам, имеют место черты крепостничества.

Семья Б описана с несомненной симпатией. В ней показаны 3 поколения. В этой семье все чрезвычайно деятельные, каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности. Николай Андреевич считал двумя источниками благодетели: деятельность и ум, а двумя источниками порока: праздность и суеверие. Воспитывая свою дочь, он не хотел, чтобы она была похожа на светскую барышню. Поэтому он давал ей уроки алгебры и геометрии и распределил всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Но дети любят его. Отец тоже любил их, но не показывал отцовские чувства. В доме Б никто не выказывал своих истинных чувств, и даже провожая А на войну, он фактически выгнал его, чтобы не показать своей слабости. Также, как и Р Б живут по старинке, по дедовским обычаям, также близки к народу и ко всему русскому, патриоты, способные на искреннюю любовь, чутки друг к другу, заботливы, считают своим долгом служить Родине.

Билет 9.

1. М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано — сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове»; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

Отличие: переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным. «Медведь на воеводстве»: среди действующих лиц — зверей вдруг появляется образ Магницкого, известного в русской истории реакционера: еще до начала появления Топтыгина в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по-новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки.

«Премудрый пескарь» — образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распосты-лую жизнь свою бережет». Может ли быть для человека смыслом жизни лозунг — «выжить и щуке в хайло не попасть».

2. Впервые мы встречаемся с полным Петербургом на улицах беднейших кварталов,на одной из которых "посчастливилось" жить Раскольникову.Городской пейзаж безотраден и сумрачен.“Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу” сдавливают еще не убитую,но уже угасающую человеческую душу Родиона Романовича железным кольцом безысходности.

Но он привык к этой убогой жизни, стал неотъемлемой частью ее.На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим... Оттого-то ему больше по сердцу нищий район Сенной,населенном людьми на грани бедности и просто нищими, пьяницами и проститутками.Лишь раз перед Раскольниковым возникает царственная панорама Петербурга. И что же? Она ему чужда, это не его город.“Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...”

Покидая шумные, нелепые улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои.Мы входим в “грязные и вонючие” дворы, поднимаемся по темным,облитыми помоями лестницам,заглядываем в крошечные убогие "квартиры".Жутко становится оттого, что герои живут то в “гробу”, как Раскольников, то в уродливом “сарае”, как Соня, то в “прохладном углу”, где обитает Мармеладов. Свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов проводит хоть и в отдельном номере, но “душном и тесном”.Но все они ощущают не только пространственное стеснение.Самое страшное - эти безобразные помещения являются причиной психического разлада с самим собой.Понятно, почему в таком пространстве вынашиваются смелые и дерзкие идеи Раскольникова,проявляется в полной мере сущность Мармеладова,преступает все нравственные каноны Соня,медленно умирает Катерина Ивановна.

Характерной чертой для окружающего пространства, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет.Это цвет и обоев, и мебели в комнатке процентщицы, и одновременно определяющий цвет столицы, так как именно в желтый красили все казенные учреждения.Желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова,женщина - самоубийца с желтым испитым лицом,перстень с желтым камнем на руке Лужина.Этот тягостный, болезненный столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.

Билет 10.

1. Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге романа «Война и мир». В семье как бы снимается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена». И трогательна покорная, нежная любовь Марьи «к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». В эпилоге «Войны и мира» под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала. «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случавшееся в доме, было одинаково — радостно или печально — важно для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию».Это новое семейство возникло не случайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальными, интимными отношениями между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Хранителями семейных устоев оказываются женщины — Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовный союз.Ростовы. Особые симпатии писателя вызывает патриархальная семья Ростовых, в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта (даже редкая щедрость), естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Дворовые Ростовых — Тихон, Прокофий, Прасковья Саввишна — преданы своим господам, ощущают себя с ними единой семьей, обнаруживают понимание и проявляют внимание к барским интересам. Болконские. Старый князь представляет цвет дворянства эпохи Екатерины II. Его характеризует истинный патриотизм, широта политического кругозора, понимание подлинных интересов России, неукротимая энергия. Андрей и Марья — передовые, образованные люди, ищущие новые пути в современной жизни. Семейство Курагиных несет одни беды и несчастья в мирные «гнезда» Ростовых и Болконских. При Бородине, на батарее Раевского, куда попадает Пьер, чувствуется «общее всем, как бы семейное оживление». «Солдаты... мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. «Наш барин» прозвали его и про него ласково смеялись между собой». Так чувство семьи, которое в мирной жизни свято берегут близкие к народу Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года.

2. Ф.И. Тютчев известный поэт XIX века. Его творчество очень эмоционально: в нем мы услышим и шум весенних вод,

и первый гром, и безответную любовь, и философские рассуждения. Каждое его стихотворение наполнено глубоким

смыслом, о котором невозможно догадаться сразу же. Тютчев – философ. Он пытается понять мир, окружающий его.

Он воспринимал мир таким, какой он есть. Он знал, что любое «сегодня» и «завтра» есть не что иное, как точка в

неизмеримом пространстве времени. Философская лирика – одна из тем его литературного наследия. Одним из таких

стихотворений является “Silentium”.

Слово silentium с латинского языка переводится как “ молчание”. Уже в названии заключена основная мысль

стихотворения – одиночество писателя, его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз.

Не смотря на малый объем стихотворения, смысл в нем огромен. В этом стихотворении сказано все то, что никто

не смог бы передать прозой. Стихотворение состоит из трех строф и его нельзя делить на части, так как мысль

перетекает из одной строфы в другую. И если мы разделим их, то можем не понять полного смысла.

Первая строфа начинается и заканчивается со слова “молчи”. Поэт не случайно акцентуирует наше внимание на

этом слове. Это не только название стихотворения, но и главный смысл его.

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пуская в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.

Читая эти строки, мы все права защищены 2001-2005 представляем, как звезды всходят на небо, как они ярки на ясном небе. Так и человеческие

мысли рождаются «в душевной глубине», где-то глубоко, там, где посторонний взор не замечает их.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими – и молчи.

Поэт говорит о том, что даже если эти мысли покажутся нам настолько ясными и нам захочется их поведать

другому, то этого другого они могут просто ослепить, и он не поймет не смысла их, не их значенья.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебних дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..

Рассказав свои мысли другому мы можем возмутить его, и поэтому надо жить в своем мире. Ведь мы загадка… и не

только для окружающих, но и для самого себя. И если мы поведаем свои думы миру, то они как птицы могут

разлететься.

“Silentium” это философские рассуждения поэта о внутреннем мире человека, о том как в нем жить. Когда

читаешь строки стихотворения, чувствуешь глубокое страдание одинокой души поэта. Чувствуешь его переживания и

его сомнения. В этом стихотворении Ф. И. Тютчев смог передать такие чувства, которые сложно было бы выразить в

прозе

Билет 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: