Женщина в семье и в обществе

Билет 1.

Женская тема занимает важное место в романе ВИМ. На одном из полюсов - великосветские красавицы - Элен Курагина, Жюли Карагина, А.П. Шерер, Вера - внутренняя пустота, ничтожность. Вместо подлинных человеческих чувств - денежный расчет. Ярким примером может служить замужество Элен на Пьере после того, как он получил в наследство одно из самых богатых имений в Р. Т показывает великосветских красавец в семейном быту. Семья, дети не играют в их жизни никакой роли. Элен смеется над Пьером, говорящим, что супругов должна связывать любовь. Элен - бездуховность, пустота, суетность. Ничтожности жизни Э вполне соответствует заурядность ее смерти.

На другом полюсе - любимые герои Т - княжна Марья и НаташаР. Они живут сердцем, а не умом. В отличии от АПШ, ЭК, ЖК, женская духовность заключается у них не в увлечении политическими и другими "мужскими вопросами", а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Для них семья - это все. Наташа и Марья являются хранителями семейных устоев. Марья чутко понимает детей, она, как будто, видит их душу, а НаР остается хранительницей ценностей народной жизни. Женщины, по Т - хранительницы семейного очага, должны воспитывать детей, а их много и у На и у княжны Марьи - в этом высшее предназначение женщины на Земле. Дочь, сестра, жена, мать - вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Т. Мы видим патриотизм М и Н в период нашествия Ф на Р.

Кн. Марья с ее евангельским смирением особенно близка Т. Княжна мечтает о замужестве, о собственной семье, о детях. В эпилоге Т рисует картины семейного счастья кн. М с НикРос, подчеркивая этим, что именно в семье обрела кн. М подлинный смысл жизни.

Любовь составляет сущность жизни НР. Юная Н любит всех. Сближение, а потом разлука с кн Андрей, сделавшим ей предложение, заставляет внутренне страдать Н. Смерть А лишает жизнь Н смысла. Но известие о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать мать от отчаяния. После замужества на П Н отказывается от светской жизни и всецело отдается семейной. Таков, по Т, идеал семейного счастья. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини.

Мне кажется, мысли Т о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни, и многие наши современницы выбирают то, что выбрали героини Т.

2. А.С.Пушкин “ Я помню чудное мгновенье... ”
Билет 2.

1. Евгений Базаров — нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. “Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять — он прогулок без цели терпеть не мог, — а собирать травы”. Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. “Только своим трудом можно добиваться цели”, — считает Базаров. Он говорит, что знающий человек — это личность. В Марьино и в поместье своих родителей этот; нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от “новых” людей.

2. Стихотворения Лермонтова о природе характеризуются главным образом соответствием духовной жизни человека («родня с душой») или, наоборот, представляют собой контраст душевному состоянию героя, фон его переживаний — часто общественного характера. Отсюда двухчастное строение пейзажных стихотворений, вторая часть которых представляет собой сравнение и начинается словом «так». Если же прямое сравнение опущено, но сохраняется аллегория или образный символ, то поэт обращается в этом случае к активности читательского восприятия. Излюбленные образы — бурного моря, грозы, паруса. Это были отзвуки настроений, всколыхнувших Европу и Россию в 1830—1831 годах, а также отзвуки романтической литературной традиции («Парус»).

Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка... Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога...

Многие темы патриотической поэзии Лермонтова сходятся в стихотворении «Родина». Здесь размышления о прошлом России и трезвый взгляд на ее настоящее, сознание и ощущение неразрывных связей с миром родной природы, с русской народной жизнью. Внутренняя контрастность мотивов заявлена самим автором в первых строках: «Люблю отчизну я, но странною любовью...», конфликт предстает поначалу как коллизия рассудка и любви.

Философская, «рассудочная» часть текста является вступлением, а предмет любви, зримый образ родины, занимает основное место в стихотворении. В этой пейзажной зарисовке устраняются противоречия рассудка и любви. Величественная пейзажная панорама включает в себя и бескрайние русские просторы, и приметы природы и русского быта: «чета белеющих берез», жнивье, деревенька, где празднуют подвыпившие мужики.

Пейзажные детали сменяют друг друга, отражая впечатление едущего по поселку человека. На его пути встречается всякое: то захудалые, крытые соломой избенки, то признаки довольства — полное гумно и резные ставни. Путник, он же лирический герой, откликается душой на все впечатления окружающей народной жизни. В психологическом плане — это торжество человечности.

М.Ю Лермонтов “ Люблю отчизну я, но странною любовью!

Билет 3.

1. Главный герой – Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно образован, умён, но большую часть дня проводит на диване. Не предпринимает ничего, чтобы спасти от разрухи своё имение. Он сам называет это Обломовщиной. Это страх перед жизнью принимает гротесковый характер, но ведь не случайно полюбила его Ольга Ильинская. У него есть достоинства: у него добрый характер, он прощает лень и безалаберность своего слуги. И.И честен, его душа трудится. Мы видим его и счастливым и страдающим от собственного несовершенства, и страстно влюблённым, и разгневанным, но физическая лень берёт верх.

Ещё одна проблема: что такое настоящая дружба? Почему крепка дружба таких разных людей, как Обломов и Штольц? Потому что она взаимовыгодна. Штольц не даёт Обломову окончательно опуститься, взбадривает его, поддерживает активность. Нужен и Обломов Штольцу. После своей трудной работы Андрей отдыхает у Ильи Ильича, восстанавливает душевный покой.

Он отгородился от общества: не посещает собрания, вечера. Объясняет он это тем, что ему не приятно, что собираются там, чтобы завести выгодные знакомства, выгодно решить проблемы. Они не любят друг друга, не лицеприятно отзываются о тех, кто сейчас не присутствует.

2. Пейзаж в романе "Война и мир" является одним из главных художественных средств. Использование писателем картин природы обогащает произведение в идейном и художественном отношениях.

Для Толстого природа – это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек «естественный», близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. Она органично входит в жизнь «ищущих» героев Л.Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже изменить ее.

Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрея. Духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии. Как прекрасна и непосредственна Наташа, любующаяся красотой ночи в Отрадном.Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного; игру света и теней – ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша – блестящая росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени – все поражает незабываемой красотой.

Природа часто помогает героям узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба), показать всю бессмысленность мечтаний о славе и подвиге. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни.

Следует отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, чувствуют свою связь с ней. Отрицательные персонажи далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто даже не подозревают о ее существовании. В романе "Война и мир" читатель ни разу не увидит Элен, Анну Павловну, Жюли Карагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природу, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво. Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя – «естественному человеку». Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь – это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.

Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению. Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.

“На краю дороги стоял дуб”
Билет 4.

1. Рассказ «Ионыч» А. П. Чехова построен на сопоставлении двух миров — Старцева и Туркиных. В начале рассказа Туркины — это духовно примитивная среда провинциального города, это символ пошлости и шаблонного мышления. Здесь литература сведена до уровня домашнего времяпрепровождения, музыка — до громкого стука по клавишам, театр — до кривлянья лакея. Старцев же при всей своей прозаичности земского доктора лучше их: он сумел увидеть в Котике что-то особенное, милое, он говорил с ней о литературе, об искусстве, чувствовал смутное недовольство жизнью — а это залог движения вперед. Но во влюбленном Старцеве борются два голоса: трезвые размышления о том, что будут говорить окружающие, сколько дадут приданого, и голос любви, под влиянием которого он поехал ночью на кладбище, любовался лунным светом, размышлял о вечных вопросах. Он мог бы сохранить в себе этот прекрасный порыв, но не захотел. Старцев стал неумолимо превращаться в Ионыча. Когда Екатерина Ивановна не приняла его предложения, он быстро равнодушно вернулся к прежнему образу жизни. После встречи с нею в саду через несколько лет он думает уже не о любви, а о деньгах. А в конце превращается в распухшее от жира существо. Первоначальное сочувствие автора к Старцеву сменяется гневной иронией. Он стал много хуже Туркиных. Даже Екатерина Ивановна нашла в себе силы измениться: отказалась от романтических мечтаний, трезво оценила свои способности, стала ценить любовь, которую раньше отвергла. Чехов не жалеет Старцева, которого «среда заела», а беспощадно судит того, в ком были заложены некоторые возможности, но он примирился с окружающим обывательским миром, растерял свою культурность и интеллигентность и проявил этим полную человеческую несостоятельность.

Старцев раздраженно относится к обывателям, их безделью и бессмысленным разговорам. Но он не пытается отстаивать свои взгляды. Его развлечения — винт и пересчитывание «бумажек». «А хорошо, что я на ней не женился», — говорит он.

2. Одной из центральных в творчестве Тютчева стала тема любви. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е. А. Денисьевой(«0, как убийственно мы любим...», «Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое...» и др.). Стихотворения данного цикла драматичны по фабуле, по характеру речевой композиции. Часто они представляют собой скрытый диалог двух собеседников, причем один из них присутствует как бы молча:

О, не тревожь меня укорой справедливой! Поверь, из нас из двух завидней часть твоя; Ты любишь искренно и пламенно, а я — Я на тебя гляжу с досадою ревнивой...

В целом эти стихи проникнуты мучительной тоской, отчаянием, воспоминаниями о былом счастье.

Любовь у Тютчева похожа на мир природы своей возвышенностью, отрешенностью от быта. Часто эти темы переплетаются. Так, например, ночь является для поэта временем любовного откровения, когда раскрывается глубина чувств. Любовь становится особенно духовной:

В творчестве Тютчева преобладает понимание любви как символа человеческого существования вообще. Это «блаженно-роковое» чувство, которое требует от человека полной отдачи душевных сил. Стихи Тютчева о любви носят психологический и философский характер, о чем, в частности, писал В. Гиппиус: «Тютчев поднимает любовную лирику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».
“ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ”

Билет 5
1. Базаров, мое отношение к нему

В романе Тургенева "Отцы и дети" изображена Россия конца 50-х годов 19 века, в то время, когда демократическое движение только-только набирало силу. И в результате этого возникает конфликт между разными слоями общества - между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений.

В связи с этим роман Т, конечно же, вызвал огромное количество споров и мнений. Т подметил новый тип людей демократа, разночинца, который только зарождался в то время. Он создает революционера-демократа Базарова, стремившегося совершить какие-то перемены, помочь народу, но абсолютно бессмысленно, поскольку он (Базаров), как и многие молодые люди революционных взглядов, полагал, что "знает мужика", и не догадывался, что мужик принимает его за "шута горохового" и был уверен, что "барин" его не понимает.

Базаров - человек сильный по уму и характеру, составляет центр всего романа. Он привлекает меня своей целеустремленностью, независимостью, индивидуальностью, твердой точкой зрения, в нем нет фальши, он такой, какой он есть. Но он - нигилист. Он отрицает авторитеты, чувства, принципы, искусство, образ жизни дворян. Он отвергает то, чего не знает. Он отторгает неизведанное, то, что он не пощупал своими руками. Конечно, так жить проще, но, на мой взгляд это не правильно. Б казалось, что он и любовь - вещи несовместимые, влюбившись в Анну Сергеевну он не хотел признавать перед самим собой этих нормальных человеческих чувств, но все же, оставаясь с собой наедине, Б признает свою влюбленность. Он предельно упрощает человеческое сознание, сводя психические явления к элементарным, физиологическим. Он признает только то, что можно освидетельствовать одним из 5 чувств.

У Б есть свое собственное понятие о правильном устройстве общества, его основой он считает труд человека, а не разделение общества на тех, кто работает и тех, кто бездельничает. Б не нужны политические учреждения, вроде парламента, где при сохранении класса собственников, бедные не освобождаются от нищеты. Б чуждо мнение о так называемых политических свободах, когда дворянство много обещает, но так мало делает.

Мне Б очень импонирует своим отношением к труду. В этом Евгений вполне современен. Я считаю, что если каждому человеку относиться к своей работе так благородно, серьезно, добросовестно, то исчезли бы многие проблемы в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: