Теория Р и причины ее крушения

Теория, возникшая у Р могла возникнуть только в такой обстановке, в какой жил Р. Он был задавлен бедностью, жил в жалкой комнатушке, видел вокруг себя униженных и оскорбленных людей.

Впервые Р вынес свою теорию, заключающуюся в достижении своей цели любыми средствами, на суд общественности в статье "Право на преступление", которая была напечатана в журнале за полгода до преступления.

По теории Р все люди делятся на 2 категории: необыкновенных ("правоимеющие"), движущих человечество вперед и обыкновенных ("тварей дрожащих"), материал служащий только для воспроизводства себе подобных. Чтобы проверить свою теорию и доказать себе, что он не "тварь дрожащая", он идет на преступление, на убийство старухи-процентщицы ("Мне другое ннадо было узнать: Тварь ли я дрожащая или право имеющий")

2 мотива породили теорию: наполеоновская идея сверхчеловека, бунтарский мотив. В нап идее сверхчел можно выделить идею сверхчеловека, как таковую ("Обыкновенные люди должны жить в послушании и не имеют право переступить законы", "Кто много посмеет, тот у них и прав, кто на большее посмеет плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех сможет посметь, тот у них и всех правее"), идея демонической власти ("Нет, те люди не так сделаны. Настоящий властелин, кому все разрешается громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит 0.5 миллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне") и идея вседозволенности (Р разрешает кровь по совести, он считает, что все великие люди прошлого - преступники, т.к. сильная личность живет по другим законам и разрешает себе все: убийство, преступление).

Бунтарский мотив заключается в бунте одного человека (личности) против общества, законов. Бунтарский мотив - это протест Р против реальности преступления. Сюда входит и мессианская идея Раскольникова ("Я только не захотел проходить мимо голодной матери, зажимая в кармане свой рубль, в ожидании всеобщего счастья").

Но Р не понимает, что чувство любви и сострадания - главное в человеческом обществе. Забыл Р и о том, что того, кто преступил закон, пролил кровь, будет вечно мучить совесть и он всегда будет оставаться в одиночестве. Р постепенно приходит к осознанию ложности своей теории. Вначале Р не разочаровывается в своей теории, а убеждает себя в том, что он оказался слабым человеком. И лишь прожив год на каторге, он видит сон (все рубят друг друга) после которого он окончательно осознает, что его теория в корне неверна. Он осознает, что если каждый возомнит себя право имеющим, то в обществе воцарится хаос.

Билет 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: