Война 1812г. в судьбах героев романа

История России знает немало войн. И всегда они несли смерть и горе, несчастье и страдания. Но никто до ЛНТ не показал войну с такой художественной силой. Писатель отрицает войну вообще, считая ее величайшим проявлением зла. "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…"

Война 1812 г. совершила крутой переворот в мировоззрении многих героев, и особенно П. Война выводит его из ничтожной среды, устоявшихся привычек, которые связывали и подавляли его. Поле Бородинского сражения открывает П новый, ранее не знакомый ему мир простых людей. В окружении солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они. Он понял, что народ - носитель лучших нравственных качеств. "Солдатом быть, просто солдатом". Оставшись в М, П попадает в плен. В плену П испытал одно из самых страшных переживаний в своей жизни. Сначала его привели на допрос к маршалу Даву, и, неожиданно, может быть даже для самого себя, Дову не приказал расстрелять П. Но П видел расстрел других пяти русских приговоренных. Больше всего ему запомнились лица солдат. Когда они убирали и закапывали трупы, они старались не смотреть друг другу в глаза и старались убирать мертвых как можно быстрее. У многих солдат тряслись руки, они были бледны, напуганы. То же самое видел П, когда они шли пленными из М, и французы добивали больных и отставших. Так погиб Платон Каратаев (ПК), один из лучших людей, по словам П, которых он знал. Знакомство в плену с ПК способствует формированию нового взгляда на жизнь. "ПК остался навсегда в душе П самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого". Стоит сказать, что ПК - любимый образ самого Т. ПК научил П многому, после чего, я думаю, П сильно внутренне изменился, стал чист душой.

По иному сложилась судьба князя А. В начале, разочаровавшись в государственной деятельности, испытав кризис в любви к Н, он также возрождается в дни народного бедствия. Кн Б уезжает на фронт, пытаясь найти душевное равновесие, спокойствие. Но пребывание в армии не приносит ему удовлетворения, а ответ на мучивший его вопрос о смысле жизни находит А не совершении воинского подвига, а в величии и чистоте "высокого и бесконечного неба Аустерлица". Все остальное для нег - "пустое, все обман". Война для него - явление бессмысленное и гадкое Но смерть оборвала его нравственный поиск. Война пришла в жизнь и сломала ее. Она убила кн А, она лишила Соню Николая, она убила Петю, ВОЙНА ОГРАБИЛА ВСЕХ".

Милосердие становится основой поведения Н и Марьи (Р-ы берут на повозки раненых солдат). Н, потрясенная смертью любимого человека, испытывает чувство "ужаса перед уничтожением жизни".

Так или иначе все герои Т сталкиваются с войной. Она врывается в их судьбы, разбивает сердца, калечит жизни.ъ

Билет 15.

1. "Кому на Руси жить хорошо" - поэма-эпопея, написанная Некрасовым в середине 70-х годов девятнадцатого века. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Автор хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии "Кому на Руси жить хорошо" - это проблема счастья. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении.Поэт показывает нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа раскрывается в названиях тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа.С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, староста Влас и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила.

На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, все образы поэмы посвящены теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить например, "холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Я считаю, что эта поэма является наиболее патриотичным и глубокомысленным произведением Некрасова.

2. В романе-эпопее “Война и мир” Толстой изображает огромный период русской жизни, излагает свои философские взгляды. Одной из важнейших проблем романа является вопрос о месте человека в обществе, смысле его жизни. Раскрывая эту проблему, Толстой уделяет серьезное внимание внутреннему миру человека, формированию его нравственных позиций. Духовная красота любимых героев автора проявляется во внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни. Для Толстого нравственные черты не являются изначально данными. Автор считает, что для того, “чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость”. Каждый из любимых героев Толстого сам формирует свой нравственный облик. Жизненный путь его — это путь страстных исканий, ведущих к правде и добру. По мнению автора, многие черты будущей личности закладываются уже в семье, поэтому он так много внимания уделяет изображению семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Семью Ростовых Толстой рисует с большой симпатией. Ему по душе их тяготение к русскому народу, презрение к хищничеству и карьеризму. Простодушие, широкое гостеприимство, отсутствие мелочной расчетливости, щедрость Ростовых делают эту семью очень привлекательной. Все лучшие черты этой семьи воплотились в Наташе Ростовой. Автор особенно ценит в ней естественность, непосредственность, желание жить полно, интересно. Богатство ее натуры проявляется в способности понять, прийти на помощь. Наташа человек чуткий, обладает тонкой интуицией. Она живет не умом, а сердцем, и это помогает ей обрести глубокие духовные связи с миром. К обретению гармонии с миром стремятся все любимые герои Толстого. Но если Наташа достигает этого естественно, благодаря полноте своей натуры, то князь Андрей и Пьер проходят через целый ряд серьезных испытаний и разочарований. Самым значительным испытанием для всех героев стала война 1812 года. Именно в этой критической ситуации наиболее ярко проявляются лучшие качества героев Толстого. Охваченный чувством глубокого патриотизма, князь Андрей жертвует своей карьерой, покидает штаб, дабы честно выполнить свой воинский долг. Именно это сражение сыграло решающую роль в формировании нравственного облика героев. Пьер на поле битвы впервые почувствовал свое духовное единство с народом. Именно это духовное единение во время сражения позволило Толстому утверждать, что русская армия одержала на Бородинском поле победу нравственную, ту, “которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”. Испытав духовное единение с народом, Пьер стремится приблизиться к нему, он решает: “Солдатом быть, просто солдатом!” Андрей Болконский после Бородинского сражения и смертельного ранения поднимается до понимания смысла христианской любви. Идея христианской любви лежит в основе образа Платона Каратаева. Автор пишет: “Он любил и любовно жил со всеми, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком”. Общение с Платоном Каратаевым научило Пьера ценить простоту и естественность народной жизни. Простота есть покорность Богу; от него не уйдешь. В отличие от Платона Каратаева, личность которого растворилась в народной среде, Пьер сохраняет свою индивидуальность, он стремится “соединить в душе своей значение всего”, и это помогает ему обрести гармонию с миром. Гармонию обретает и Наташа в своей близости к русскому народу, она любит народные песни, обычаи, музыку. Подчеркивая духовную связь героини с народом, Толстой пишет, что она “умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”. Богатство внутреннего мира любимых Толстым своих героев он связывает с их отношением к родной природе. Духовная красота, чувство гармонии с миром являются результатом постоянного внутреннего развития этих людей. Автор стремится показать тончайшие оттенки духовной жизни героев, воспроизвести “сам психический процесс” их нравственного совершенствования. В душе героев постоянно накапливаются различные впечатления, которые затем приводят к резким изменениям в их духовном развитии. Интересно, что никто из нравственно чуждых Толстому персонажей не показан в развитии. Внутренний мир этих людей очень беден, и автор не считает нужным его воспроизводить. Таким образом, для Толстого нравственная ценность человека обусловлена его способностью к большой духовной жизни.

Билет 16

1. После реформы 1861г. Многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма “кому на … “. Главная проблема поэмы- проблема счастья. После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одним из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень на поиски счастливого человека. Каждый их них знает что никто из простого народа счастлив быть не может. Может быть помещик, князь, поп. Поп видит свое счастье в богатстве покое. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым нет у него ни богатства ни покоя. Помещик видит свое счастье в неограниченной власти. Для простого народа счастье состоит в том что бы был урожайный год что бы все были здоровы и сыты. Среди народа есть такие люди как Ермила Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. В своей поэме Некрасов показал, что народу далеко еще до счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются так как их счастье – это счастье для всех.

2. Одними из любимых героев Толстого в романе явл-ся Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они получили прекрасное образование, занимают положение в обществе. Они выделяются на фоне безликой массы вельмож. Ум позволяет князю Андрею оценить высший свет, где сплетни, пустая болтовня. Пьер же, в противоположность князю лишен беспощадной критичности: он напоминает большого ребенка своей неловкостью. Но и Пьер ощущает фальшь высшего света. Он единственный человек, сумевший увидеть за блеском красоты и популярности Элен ее пошлость и бездуховность. Путь исканий Пьера и Андрея – это путь проб ошибок и сомнений, но он развивает их, совершенствует, не дает им погрязнуть в болоте светской жизни. Много падений, разочарований несет Андрею и Пьеру их трудный путь поиска смысла жизни. Огромное значение в жизни и для Пьера и для Андрея имели любовь и семья. Поспешная женитьба Болконского на хорошенькой, но пустой женщине принесла ему много разочарований. И все он тяжело переживает смерть жены. И только любовь к Наташе Ростовой возродила в нем радость существования. Множество бед и моральных страданий доставила Пьеру женитьба на Элен. это толкнуло его в масонское общество, заставляя впервые обратиться к вопросу о смысле жизни. И ему как и Андрею, любимая женщина вернула веру в себя, восстановила в его душе тихую и ясную радость – радость жизни.

Билет 17.

1. С именем А. Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал сам драматург, «для всего народа». Одними из лучших и значительных его достижений являются пьесы «Гроза» (1859) и «Бесприданница» (1878). Эти произведения, как и многие другие сочинения великого драматурга, трудно отнести к какому-либо определенному жанру. Это не драмы и не комедии, а, скорее, как метко определил Н. А. Добролюбов, «пьесы жизни», в которых узкие семейные конфликты разрастаются до глобальных масштабов и становятся конфликтами общественными. Перед читателями раскрывается широкая панорама русской жизни. Это настоящая энциклопедия быта и нравов целой эпохи. Мастерство Островского проявляется в точности социальных и психологических характеристик, в искусстве диалога, в использовании меткой, живой народной речи. Творчество Островского отличается жанровым разнообразием, искусным сочетанием в одном произведении трагических и комических, бытовых и лирических элементов.

И. С. Тургенев считал, что «Гроза» — «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой таланта». И действительно, здесь, как ни в одном другом произведении, широко показана русская жизнь того времени во всех ее проявлениях. «Гроза» выделяется из ряда других произведений не только развитием основного конфликта, но и особым художественным способом отражения жизни, особым поэтическим строем повествования. Действие пьесы вынесено автором на всеобщее обозрение — на бульвар, площадь, набережную; в него вовлекается все вокруг, даже сама природа. Так, предчувствие надвигающейся в воздухе грозы создает напряженную эмоциональную окраску всего действия, а саму Катерину автор сравнивает с вольной и неукротимой Волгой. Прекрасный знаток устного народного творчества, Островский широко использовал в своем произведении фольклорные традиции, а народные песни стали одним из главных средств выражения переживаний героев и раскрытия психологических ситуаций. Русский фольклор определяет и основные черты характера главной героини, ее поведение, поступки, образ мыслей. Своеобразие пьесы состоит еще и в том, что не все действующие лица в ней непосредственно связаны друг с другом. Дикой, например, не имеет видимого отношения к Катерине. Однако и он, и многие второстепенные персонажи позволяют наиболее полно отобразить образ героини, раскрыть глубинные истоки драматического конфликта.

2. Личность Наполеона волновала многих писателей 19 века, но окончательному развенчанию образ Наполеона подвергается в романе-эпопее Л. Н.Толстого «Война и мир». На первых же страницах романа возникает спор по поводу его личности. Заканчивается он лишь в конце произведения. Для автора не было не только ничего привлекательного в Наполеоне, но и напротив, Л. Н.Толстой считал его человеком, у которого были «помрачены ум и совесть». Все поступки его при этом «были слишком противоположны правде и добру». Не государственный деятель, не «властитель дум», читающий в душах и умах людей, а избалованный, капризный, самодовольный позер – таким предстает император Франции во многих сценах романа. Автор обращает внимание на то, что Наполеон смотрел не на людей, а мимо них. «Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Личные интересы Наполеона глубоко расходились с объективными требованиями реальности, интересами народа. Достаточно вспомнить эпизод переправы польских улан через Неман. Они тонули ради своего блистательного императора, а Наполеон даже не смотрел на них. Император любил проезжать по полю после выигранного сражения. При этом автор отмечает его полное равнодушие к убитым. Толстой различными способами изобличает мнимое величие Наполеона. Он развенчивал культ сильной личности, сверхчеловека.

Образ Наполеона во многом создан с помощью сатирических средств. Это наблюдается в портретной характеристике: толстая ляжка, грудь, дрожит икра левой ноги. Он произносит слова так, как будто их сразу записывают в исторические учебники. Толстой снижает это наносное величие. Автор сопоставляет Наполеона с образом ребенка, который может ехать в карете, держаться за тесемочки и наивно полагать, что он управляет историей. В другом эпизоде романа он уподобляется игроку, который, казалось бы, просчитал все, но в один миг оказался в проигрыше. Толстой оценивает образ Наполеона не с позиции его полководческих талантов, а с моральной, нравственной стороны. Кутузов действительно гениален и велик, потому что он соответствует формуле величия по Толстому: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Наполеон осужден быть палачом своего народа, хотя он долго верил в то, что является его благодетелем. Кутузов понимает, что есть в мире что-то значительнее его воли. Наполеон же полагает себя хозяином чужих жизней. Толстой отказывает ему в таланте, ибо гений и злодейство несовместимы.

Билет 18.

1. Тема “народного заступника” проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос “Что делать?”. Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? — спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других. Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права.

Ермила Гирин — мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость.

Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту. Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета “правдой строгой”, “умом и добротой”. Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других.Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. “Клейменый, да не раб” — говорит он о себе. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко — “наддай” — помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за “вотчину стояли хорошо”. Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений. Наиболее сознательным из “народных заступников” является Гриша Добросклонов. Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды, имеет образование. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым “судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь “народным заступником ”.

2. Важнейшая черта Кутузова — патриотизм. Он русский человек и глубоко страдает, видя тяжелое положение родины, спасение ее он считает целью своей жизни, он верит в победу русского народа. Узнав, что Наполеон ушел из Москвы, Кутузов смеется и плачет одновременно, повторяя: “Спасена Россия!” Кутузов бережет солдат. Его любят солдаты и офицеры, он — истинно народный полководец. Главный источник его мудрости — связь с народом, а великая цель — освобождение России. Толстой изображает Кутузова как великого полководца, который превзошел Наполеона, разгромил его до тех пор непобедимую армию. Образ Кутузова раскрывается в романе разнообразными путями. Во время первой войны с Наполеоном Михаил Кутузов — еще бравый генерал, но во время Отечественной войны — это уже старый человек. Над этим посмеиваются его враги, особенно немцы-генералы. Но со стороны русских солдат его старость вызывает уважение. Величие Кутузова становится особенно ясным в сравнении с Наполеоном. Для Бонапарта главное — он сам, его неповторимая личность. Наполеон ведет себя как актер на сцене. Наполеон во всех своих действиях руководствуется стремлением к личной славе и безграничной власти. “Нет величия там, где нет простоты, добра, правды”, — говорит Толстой. Этими высшими моральными качествами обладает великий русский полководец Кутузов.

Билет 19.

1. Антон Павлович Чехов мастер рассказа, признанный во всем мире. Его коротенькие истории

имеют, в основном, незамысловатый сюжет, но наполнены глубоким смыслом. Главные герои в них

люди различных профессий, ведущие разный образ жизни, имеющие свои, непохожие мечты и цели. Обычно А. П. Чехов не стремится познакомить нас со всеми подробностями жизни своих героев, да

в этом и нет необходимости. Те ситуации, в которые автор помещает этих людей на страницах

своих рассказов, помогают нам узнать об их характере, мировоззрении, внутреннем мире лучше и

больше, чем если бы мы читали тома с их жизнеописанием.

Мне кажется, Чехов никогда не придумывает сюжеты для своих рассказов, просто его внимательные

и наблюдательные глаза обращают внимание на то, мимо чего остальные проскальзывают не

задумываясь. Вот почему, читая о забавном поведении многих героев чеховских рассказов

(Толстый и тонкий, Хамелеон, Злоумышленник и др.), в словах автора постоянно ощущаешь

какую-то печаль, грусть и даже жалость к этим людям. Чехов никогда не смеется над своими

героями, он только сожалеет, что они поступают таким образом, не имея возможности посмотреть

на себя со стороны. И он дает им эту возможность. В этом проявляется не только мастерство

Чехова как писателя, но и чуткость, отзывчивость, доброта Чехова-человека.НАПРИМЕР.В рассказе «Хамелеон» затронута тема приспособленчества и «хамелеонства». Главный герой — полицейский надзиратель Очумелов — готов пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать и выслуживаться. И Хрюкин, и толпа обывателей тоже ведут себя «по-хамелеонски»: они меняют свое поведение в зависимости от обстоятельств.

В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов рисует случайную встречу на вокзале двух друзей детства. Мелкий чиновник, «тонкий», как только узнает, что его старый гимназический друг дослужился до тайного советника и получил две звезды, «вдруг побледнел, окаменел» и начал униженно льстить «толстому», добровольно само-уничижаться.

В рассказе «Смерть чиновника» чиновник Червяков случайно чихнул в театре на лысину статскому советнику Бризжалову, потом надоел ему своими извинениями. А когда вышедший из себя

генерал выгоняет Червякова, то он не выносит потрясения и умирает.

2. Серьезнейших образцов русской литературы, в котором затронуты глобальные жизненные проблемы и вопросы, стал роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение. Роман поражает удивительной глубиной раскрытия человеческих характеров и конфликтов, силой нравственных потрясений, возвышенных стремлений и идей. Все это волновало и будет волновать читателей. Описывая историю заблудшей, а затем преображенной души, автор не просто раскрывает сложный жизненный путь героя, путь терзаний, ошибок и раскаяния. Писатель проводит нас трудным и противоречивым путем поиска ответов на близкие всем, но такие сложные нравственные вопросы. Почему достойные люди — добрые, честные, благородные, умные — должны гибнуть в нищете, терпя унижение от ничтожных, подлых, жестоких, глупых, но живущих в роскоши и богатстве? В чем виноваты бедные дети? Почему они должны мучиться и страдать от голода и болезней? Что дает право на существование в мире такого порядка и как этот порядок изменить? Кто такой человек? В чем его предназначение? Почему существует разделение на "тварей дрожащих" и "право имеющих" преступать любые моральные устои? Не желающий прозябать среди "тварей дрожащих", которые ничего не могут изменить в этом мире, герой Достоевского, Родион Раскольников, пытается отнести себя к разряду наполеонов, которые могут все, которые презирают существующие законы и способны устанавливать свои. Но не так уме прост оказывается этот путь. Раскрывая историю совершения преступления и особенно последующего наказания, автор касается общих особенностей общественной и духовной жизни, нравственных и моральных проблем, стоящих перед всем человечеством. События романа поражают не только своей трагичностью, но и предельной правдивостью. Поэтому все терзания героя, его нравственные колебания и противоречия вызывают сопереживание и волнение в сердцах читателей. Говоря о нравственных проблемах и исканиях Родиона Раскольникова, Достоевский использует разнообразные литературные приемы, позволяющие как можно глубже проникнуть в душу героя, увидеть то главное, что заложено в этом человеке. И особенную роль играет здесь мотив передачи снов Раскольникова. Вспомним "страшный" сон накануне убийства: перед нами ребенок, на глазах у которого жестоко избивают загнанную лошадь. В тупой злобе хозяин забивает животное насмерть. И в душе героя, как и в сердце каждого из нас, возникает острый протест против убийства, возмущение бессмысленной жестокостью, сочувствие чужой боли. Все это говорит о том, что на самом деле Раскольников обладает доброй, чуткой душой. Но как типично поведение хозяина лошади! Ведь точно так несправедлива, жестока и груба жизнь многих людей, вынужденных терпеть издевательства "хозяев" этой жизни, которые угнетают, унижают, а если захотят, могут и убить. И убивают — если не физически, то, во всяком случае, морально. Ведь что есть на самом деле существование таких несчастных людей, как Соня Мармеладова, как семья самого Родиона, если не медленная гибель. Проснувшись, Раскольников ужасается не столько той страшной сцене убийства животного, сколько, в первую очередь, задуманному им самим плану. Его природа бунтует. Но замысел продолжает жить в его сознании. И желание воплотить его лишь усиливается от впечатления, которое оказывает на героя история семьи Мармеладовых.

Родион видит гибель всей семьи, предельное унижение Сони, вынужденной торговать своим телом, чтобы прокормить сестер и брата. Теперь смутные представления героя о необходимости убить процентщицу превращаются в целую теорию об избранных и тех, кто безропотно подчиняется. Себя он относит к первым и хочет доказать это себе самому и всем окружающим. Может быть, внутренняя борьба Раскольникова и могла бы закончиться иначе, возможно, он все-таки не решился бы на осуществление жестокого плана, нно именно в этот момент он узнает о бедственном положении собственной матери, о готовности сестры принести себя в жертву — выйти замуж за нелюбимого. Такое будущее Дуни, которое во многом напоминает судьбу Сони, пугает его. Родион не может допустить подобного и потому принимает окончательное решение.

Однако, совершив задуманное убийство, Раскольников вынужден убить и ни в чем не повинное существо — Лизавету. Одно убийство влечет за собой другое. И в этом одна из важнейших идей самого автора.

Достоевский хотел показать, что жестокость и бесчеловечность в каком-то одном случае, чем бы она ни была обусловлена, не бывает единичной. Она становится проявлением бесчеловечности и несет пагубные последствия не только для самого героя, но и для его окружения. Меняется весь мир, рушатся главные устои. Вместе с тем писатель все же открывает перед героем путь к спасению. Хотя этот путь лежит только "через страдание".

Мучения Раскольникова заставляют его переоценить все свои мысли, чувства, принципы. И это осмысление ведет к пробуждению совести. Здесь Достоевский показывает весь процесс изменений духовной сферы человека. Преступить законы жизни — значит выключить себя из этой жизни. Именно это и происходит с Родионом Раскольниковым. Он оказывается отчужденным от общества, от мира, одиноким в своих страданиях и самобичевании. Преступление сломило его как человека.

Главную свою идею Достоевский вкладывает в высказывание следователя Порфирия: "Станьте солнцем, вас и увидят". То есть, только через доброе, высокое, человечное можно возвыситься в этом мире. То же самое чувствует и Соня. К сожалению, ей пришлось убедиться в этом на своем собственном печальном опыте. Таким образом, подводя итог всем нравственным исканиям и вечным вопросам, автор приводит своего героя, а вместе с ним и всех нас, к мысли о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждаться как личность только через любовь и доброту, через служение людям и идеалам справедливости и человечности. Эти идеалы истинной гуманности, духовной гармонии никогда не потеряют своей актуальности. Они остаются близкими нам и сегодня.

Билет 20.

1. Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.

Так, оказавшись в приволжском городе Калинове, мы можем наблюдать быт и нравы его жителей. Основную массу составляет купечество, жизнь которого с таким мастерством и знанием дела показал драматург в своих пьесах. Именно оно и является тем “темным царством”, которое правит бал в таких тихих провинциальных приволжских городах, как Калинов.

Познакомимся с представителями этого общества. В самом начале произведения мы узнаем о Диком, “значительном лице” в городе, купце. Вот как говорит о нем Шапкин: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. Ни за что человека оборвет”. Тут же мы слышим и о Кабанихе и понимаем, что они с Диким “одного поля ягоды”.

“Вид необычный! Красота! Душа радуется”, - восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в “Грозе”. Именно Кулигин дает точную и четкую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Кали-нове. Он один из немногих осознает ту атмосферу, которая сложилась в городе. Он прямо говорит о необразованности и невежестве масс, о невозможности честным трудом заработать деньги, выбиться в люди из-под кабалы знатных и важных лиц в городе. Они живут вдали от цивилиза-.ции и не очень-то к ней стремятся. Сохранение старых устоев, страх перед всем новым, отсутствие всякого закона и власть силы - вот закон и норма их жизни, вот чем живут и довольствуются эти люди. Они подчиняют себе всех, кто их окружает, подавляют всякий протест, любое проявление личности.

Островский показывает нам типичных представителей этого общества - Кабаниху и Дикого. Эти лица занимают особое положение в обществе, их боятся и потому уважают, они имеют капитал, а следовательно, — власть. Для них не существует общих законов, они создали свои и заставляют остальных жить в соответствии с ними. Они стремятся к тому, чтобы подчинить себе тех, кто слабее, и “умаслить” тех, кто сильнее. Они деспоты как в жизни, так и в семье. Мы видим это беспрекословное подчинение Тихона своей матери, а Бориса - своему дяде. Но если Кабаниха бранит “под видом благочестия”, то Дикой ругается так, “как с цепи сорвался”. Ни тот, ни другой не желает признавать ничего нового, а хочет жить по домостроевским порядкам. Их невежество в сочетании со скупостью вызывают у нас не только смех, но и горькую усмешку. Вспомним рассуждения Дикого: “Какое еще там електричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтоб мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться”.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами, обманывать при расчетах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил... Согрешил-таки я: изругал, так изругал... чуть не прибил”.

У этих властителей есть и те, кто невольно помогает им осуществлять их господство. Это и Тихон, который своим молчанием и слабоволием только способствует укреплению власти маменьки. Это и Фе^луша, необразованная, глупая сочинительница всяких небылиц про цивилизованный мир, это и горожане, обитающие в этом городе и смирившиеся с такими порядками. Все они вместе и являются тем “темным царством”, которое представлено в пьесе.

Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.

Билет 21.

1. Анто́н Па́влович Че́хов родился в Таганроге Екатеринославской губерния (ныне Ростовская область) в 1860г. 17 января (по нашему 29 января). Умер 2 [15] июля1904, в Баденвайлере — выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902). Является общепризнанным классиком мировой литературы. Его известные произведения: «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры», Маленькая трилогия – Человек в футляре, Крыжовник, О любви и др.

«Маленькую трилогию» он создает по следам Толстого, в годы «безвременья и бесчестия» в конце 90-х годов, объединившую в себе три рассказа: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе А.П.Чехов в гротескной форме показывает нам “человека в футляре”, учителя греческого языка Беликова. Это трусливое, дрожащее существо угнетает окружающих своим страхом перед малейшим проявлением жизни, запугивает и учителей гимназии, и весь город фразой “как бы чего не вышло”. Он постоянно вздыхает, ноет, а сам ходит по домам, как будто что-то высматривая. Только смерть примиряет его с окружающей действительностью. Как пишет А.П.Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый — наконец-то он обрел вечный футляр. Во втором рассказе А.П.Чехов пишет о человеке, у которого была одна единственная мечта в жизни — стать владельцем имения и есть “не купленный, а свой собственный крыжовник”. Ценой многих лишений Николай Иванович Чимша-Гималайский осуществляет свою мечту и под старость приобретает имение. Писатель показывает, как сытое и спокойное существование уродует душу человека. Герой рассказа, который когда-то вообще боялся иметь собственное мнение, теперь “приобрел самомнение самое наглое, произносит одни только истины и таким тоном, точно министр разъелся, “того и гляди хрюкнет в одеяло”. В третьем рассказе помещик Алехин повествует о себе самом — о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. И все это — ради спасения имения, которое постепенно убивает в Алехине все живое. Все три рассказа в трилогии объединяет тема футлярности жизни, которая раскрывается на разных уровнях. «Человек в футляре» - показывает самоограничения жизни, которая получает у автора совершенно жуткое воплощение уже в самом конце рассказа: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр,откуда он уже никогда не выйдет>>.Отъединение от жизни - смерть. Автор показывает футлярность жизни. В «Крыжовнике» - жизнь человека, замкнутая в границах усадьбы, стала символом бессмысленности и ничтожности стремления человека. Футлярность мечты и идеала. В рассказе «О любви» представления религиозного и морального характера создали непреодолимые препятствия для любви. Здесь автор показывает футлярность чувств, любви. Футлярность является символом страха жить не так, как все, гибель любви и личности.

2. Если в раннем творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина почти отсутствовали приемы резкого сатирического преувеличения, то ко времени создания «Истории одного города» писатель уже максимально использовал необыкновенные сравнения и уподобления, составившие основу его сатирической фантастики. Автор развил все способы типизации, которые воплотились у него в образах глуповских градоначальников. Так он пришел к созданию гротескного образа, сатирико-фантастического персонажа. Основная функция его преувеличений — выявление сущности человека, подлинных мотивов его речей, поступков и действий. В своем произведении Салтыков-Щедрин направил острые стрелы сатирического обличения в правящую верхушку страны, поставив в центре повествования критическое изображение взаимоотношений власти и народа. Основной целью сатирика было создание обобщенного образа России, в котором синтезируются вековые слабости национальной истории, достойные сатирического освещения, коренные пороки русской государственной и общественной жизни. Именно для наилучшего достижения этой задачи он избрал самую удачную форму — гротеск и фантастику. Причем эта форма нисколько не искажает действительности, а лишь доводит до парадокса те качества, которые таит в себе бюрократический режим. Художественное преувеличение здесь играет роль своеобразного увеличительного стекла, сквозь которое становится явным все тайное, обнажается истинная суть вещей, укрупняется реально существующее зло. Гипербола помогает Щедрину сорвать покровы действительности, выводя наружу настоящую природу явления. Именно гиперболический образ в наилучшей степени помогал приковать внимание читателя к тем отрицательным сторонам, что уже примелькались и стали привычным.

Кроме того, гиперболическая форма вскрывала все негативное, что только зарождалось в обществе, но еще не приняло своих угрожающих размеров. Такое преувеличение предвосхищало будущее, намекало на то, что будет завтра. С помощью гротеска и фантастики Салтыков-Щедрин ставит диагноз социальным болезням общества, выводит на поверхность все те последствия социального зла, которые еще не проявились, но которые непременно вытекают из существующего строя. Здесь сатирик вступает в «область предвидений и предчувствий». Именно такой пророческий смысл и заключен в образе Угрюм-Бурчеева, в котором объединились в гипертрофированном виде все пороки остальных градоначальников.

Именно благодаря своей жестокости и беспощадности сатирический смех Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» имеет великий очистительный смысл. Надолго опережая свое время, автор обнажает полную несостоятельность существующего в России полицейско-бюрократического режима.

Билет 23

1. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражается в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье. Именно когда для Раскольникова открывается мир христианских духовных ценностей (через любовь к Соне), он окончательно воскресает к жизни.

2. Теория Р. Раскольникова, разделившая весь род человеческий на сильных и слабых, на «право имеющих)J и «материал», привела его к страшному преступлению. Терзаемому внутренними противоречиями, отчаянным самоотрицанием герою автор дает шанс на спасение. Этот шанс — встреча с более сильной и убежденной в нравственном отношении личностью, Соней Мармеладовой.

Впервые на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание» Соня предстает в рассказе Мармеладова, затем — в сцене его гибели и, наконец, в каморке Раскольникова. Изображая Соню в этих сценах, писатель подчеркивает, а ее внешнем облике необычайную робость: наречные эпитеты «робко», «скромно», «сконфуженно» часто сопровождают глаголы, обозначающие действия героини. Но самой главной художественной деталью в портрете Сони становятся глаза — «кроткие», «ясные», «тихие», «небесно-голубые», «замечательные». Не случайно Раскольникову уже при первой же встрече с Соней «всё хотелось смотреть» в ее глаза. Не случайно и то, что именно к ней обращается с последним «Прости» умирающий отец: лишь бесконечно добрая, великодушная Сонечка способна успокоить раздираемую совершенными грехами душу горького пьяницы. Р. Раскольников очень скоро понимает, что только Соня сможет ответить на мучающие его вопросы. Потому-то он и обращается к ней со словами, истинного смысла которых она еще не в состоянии понять: «…Упокой господь мертвых, а живым еще жить! Так ли? Так ли? Ведь так?» Уже в первые мимолетные встречи Раскольников интуитивно ощущает значимость появления Сони в его жизни.

По мере развития действия романа сюжетная линия Раскольников-Соня Мармеладова постепенно выдвигается в одну из центральных. Приход героини в каморку Раскольникова открывает ему, что главное в Соне — беспредельное сострадание всем «униженным и оскорбленным». Раскольникову, охваченному невыносимыми терзаниями и противоречиями, трудно смотреть в «ясные» глаза Сони. В этой сцене реплики героя сопровождаются ремарками «стараясь не глядеть», «отвернулся». «Ненасытимое» страдание, выраженные во всех чертах лица Сони, заставляет

Раскольникова не только поклониться воплощенному в героине «всему страданию человеческому», но и почувствовать, что это страдание и по его погибающей душе тоже.

Переломным с точки зрения осознания неизбежности покаяния и возможности воскресения становится для Раскольникова его первый приход к Соне. Вопросы, которые он ей задает, безжалостный тон в начале разговора свидетельствуют о том, что это скорее вопросы к самому себе, к своей неутихающей совести. Потому Раскольников «почти с мучением» -смотрит на Соню, когда просит ее прочесть из евангелия о воскресении Лазаря. Во время слушания взволнованного чтения Сони герой вдруг почувствовал, что им, «вместе проклятым», «вместе» идти. После чтения Раскольников уже точно знает, что обязательно сознается в своем страшном грехе Соне. Именно Соне, ведь он ее «давно выбрал, чтоб это сказать … еще тогда», когда Мармеладов про нее говорил и Лизавета была жива. Эта встреча Раскольникова с Соней открывает герою путь к спасению.

«Слабенькая», робкая Сонечка своим состраданием и святой верой в Бога разрушила все стройные логические рассуждения «сильной личности».,После признания Р. Раскольникова в совершении страшного преступления первыми словами Сони были: «Что вы, что вы сделали над собой!» Диалог гордого теоретика, «право имеющего», с одной «из малых сих» оборачивается в итоге его скорбным судом над собой. Признание облегчает страдания Раскольникова: «Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее: слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах». Страстное, мучительное сочувствие выразилось на лице Сони. И она, и Раскольников понимали, что дальнейший путь можно преодолеть только вдвоем, одинокому человеку он не, под силу.

В следующий раз Раскольников зашел к Соне перед своим официальным признанием в совершенном преступлении. Зашел, чтобы Соня дала ему свой крестик как знак, что он «крест берет на себя». А потом, выйдя от Сони, Раскольников «встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастьем. Он встал и поклонился в другой раз». Для Раскольникова это — принародное покаяние, и прийти к нему герою было значительно труднее, чем в участок к

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: